Россия и Запад: борьба двух сходств или противоположностей?


Исследователь международных отношений доктор Басим Хафаджи в своей книге «Россия и противостояние Западу» рассказывает, что, когда бывший президент России Борис Ельцин приехал в Белый дом во время первого визита в Вашингтон после распада Советского Союза в июне 1991 года, у входа его встретил советник президента США Джорджа Буша по СССР Кондолиза Райс, и он некоторое время колебался, выходить ли ему из машины, так как протокол требовал, чтобы его встречал именно президент.

Поэтому Райс потребовала, чтобы водитель отвёз Ельцина в аэропорт, заявив, что визит закончился, так и не начавшись. Так что российскому президенту не оставалось ничего, кроме как согласиться выйти из машины. Эта сцена положила начало десятилетию западного националистического унижения России, которое США осуществляли различными военными, экономическими, политическими и пропагандистскими средствами.

Это национальное унижение русских прекратилось только при президенте Владимире Путине. Олицетворением новой роли Путина стала его речь накануне российской военной операции на Украине, в которой он бросил вызов евро-американскому Западу, несмотря на всю его военную и экономическую мощь. Он также раскрыл, что главная причина враждебности Запада к России – это независимое государство, которое не управляется Западом и отличается от него. Он сказал, что Запад стремится остановить возрождение и развитие России, потому она пытается сохранить свои суверенитет, традиции и ценности.

Российская военная операция на Украине стала доказательством решимости русских защищать свой суверенитет и, одновременно, воплощением более широкой и исторической национальной и культурной войны между Западом и Россией. Каков характер этой войны? Что лежит в её основе: сходства или противоположности между русской и европейской цивилизациями?

Конфликт между Россией и Западом считается некоторыми арабскими и мусульманскими мыслителями конфликтом между двумя похожими разновидностями одной цивилизации: западной (евро-американской) и восточной (русской). Эта точка зрения основывается на том, что они являются двумя ветвями христианской цивилизации, разделённой на западную (католическую и протестантскую) и восточную (православную) церкви, а также на том, что их философские и интеллектуальные традиции происходят от греческой и римской цивилизаций, включая либерально-капиталистическую и марксистско-социалистическую идеологии, которые стали основой для конфликта между западным и восточным блоками.

Таким образом, этот конфликт похож на большую гражданскую войну среди европейских христиан. Исламский философ Али Изетбегович указывал, что западная цивилизация - капиталистическая и социалистическая - едина, но это материалистическая цивилизация, которая пренебрегает духовной стороной человека.

Этой же точки зрения придерживались националистический мыслитель Мишель Афляк, который выступал против подчинения Западу с его либерально-капиталистической и социалистическо-коммунистическими идеологиями; революционный имам аятолла Хомейни, который и США и Советский Союз включил в категорию глобального высокомерия, которая враждебна к слабым и мусульманским народам; и мыслитель-мученник Шкаки, не делавший различий между коммунистическим и капиталистическим Западом, которые одинаково боролись против исламского течения.

Рассмотрение конфликта между Россией и Западом как конфликта между двумя схожими ветвями одной цивилизации не означает отсутствие противоречий между ними. И это также не исключает другой точки зрения на этот конфликт – как на конфликт между двумя цивилизационными противоположностями, который зародился во времена язычества и раннего христианства, прошёл через эпохи капитализма и социализма, и возродился в современную российскую эпоху при Путине. Этот конфликт противоположностей основывается на внутреннем характере западноевропейской цивилизации с его националистической и культурной расистской доктриной, считающей неполноценным всё другое национальное и культурное, которое нужно уничтожить или подчинить. Эта доктрина возникла на основе идеологии превосходства белых европейцев и западных христиан, которая зародилась в древнегреческую и древнеримскую эпохи, преобразовавшись затем в учение о «богоизбранном народе» в рамках католического и протестантского христианства, чтобы оправдывать экспансионистское колониальное высокомерие.

Эта идеология оправдывает пренебрежительное отношение западных европейцев ко всем другим народам, даже если они, как русские славяне, похожи на них, если только они не откажутся от своей цивилизационной идентичности и не растворятся в западной цивилизации. Очевидно, именно эта идеология лежала в основе стремления Франции во главе с Наполеоном Бонапартом вторгнуться в Россию в 1812 году, и Германии во главе с Адольфом Гитлером в 1941 году. И именно она лежит в основе попыток американских евангелистов победить, унизить и подчинить Россию сначала с помощью Холодной войны, затем глобализации, а теперь экономических санкций.

Западноевропейская и американская враждебность к России объясняется её отказом покорно растворить свою культуру и цивилизацию в Западе, особенно в сопровождении настойчивого стремлением к свободе и независимости, сохраняя собственную русскую культуру, особую славянскую национальность, отдельную православную церковь, уникальную историю революционных достижений, свои взгляды на развитие, не считая обширной географии, огромных богатств, глубины философии, универсальности литературы, красоты искусства – всего того, что определяет её как великую и развивающуюся цивилизацию, которая своим существованием опровергает доктрину западных европейцев о расовом и культурном превосходстве Запада. Россия также опровергла теорию «конца истории» американца Фрэнсиса Фукуямы, который заявил, что развитие человечества остановилось, потому что оно признало верховенство белой западной цивилизации по американской материалистической модели и либерально-капиталистической идеологии, которая с использованием глобализации и американизации вскоре поглотит и сокрушит все остальные человеческие цивилизации, включая такую похожую на неё, как русская православная цивилизация, и такую непохожую как арабская исламская цивилизация.

Конфликт между Россией и Западом нельзя упрощённо списывать на борьбу двух сходств или противоположностей. Это конфликт связан с цивилизационными, колониальными и реформистскими аспектами, и он не закончится с окончанием Новой холодной войны, которую Запад начал в Арабском мире. Но в любом случае, сам конфликт между Россией и Западом, считать ли их сходствами или противоположностями, как и его последствия, не всегда будет отвечать интересам арабов.

Действительно, усиление России и других крупных мировых держав ограничивает высокомерные и колониальные действия европейского Запада, и расширяет глобальное влияние и возможности России и Китая в защите своих интересов, но это мало влияет на бедственное положение арабов. Возрождение и завоевание независимости Арабского мира можно достичь только собственными силами и возможностями арабов, а также восстановлением своего уникального цивилизационного послания человечеству через религию, цивилизацию, культуру, самобытность, дух и революцию на основе ислама.


Источник: وليد القططي, روسيا والغرب.. صراع بين شبيهين أو نقيضين, almayadeen.net, 24.03.2022.