Десять лет назад, 14 февраля 2011 года, на Жемчужной площади в центре столицы Бахрейна Манамы состоялось несколько демонстраций в знак протеста против коррупции, притеснений бахрейнцев и несправедливых конституционных поправок 2002 года, которые создали бюрократический режим, разрушивший королевство до состояния, когда оно вынуждено получать финансовую помощь от соседей. Эти протесты, которые назывались то восстанием то революцией, были встречены широкой волной арестов и репрессий, а Саудовская Аравия даже ввела свои войска, чтобы подавить движение, которое стало продолжением Арабской весны, поскольку Эр-Рияд испугался распространения вируса революции на свою территорию.
10 лет назад это движение потрясло правителей королевства. Несмотря на небольшое количество разгневанных людей, режим почувствовал такую угрозу, что решил уничтожить всю оппозицию и ужесточить репрессии против активной молодёжи, чтобы такие протесты больше не повторялись. Бахрейнские власти сделали ставку на усиление полицейского аппарата для преследования несогласных. Но с каждой годовщиной революционный дух возрождается, словно время остановилось, и бахрейнцы продолжают мечтать об улучшении политической, правовой и экономической ситуации в своей стране. Несмотря на постоянные репрессии, революционная оппозиция продолжает существовать, хотя уже и неспособна на такие восстания. Через 10 лет после 14 февраля 2011 года перед оппозицией остаётся всё тот же вопрос: Что делать?
Стойкость до победы.
Под лозунгом «Стойкость до победы» оппозиционные силы Бахрейна объявили о праздновании десятой годовщины революции, призвав отметить эту историческую дату на всех уровнях, чтобы сохранить жизнеспособность движения, несмотря на репрессии. Оппозиционная коалиция, состоящая из Исламского общества согласия, Исламского движения верности, Молодёжной революционной коалиции 14 февраля, Движения за права человека, Движения за свободу Бахрейна, Движения надежды, Рабочего исламского движения и Движения освобождения, пытается отмечать революцию с 2012 года, несмотря на репрессии. В честь 10-й годовщины революции оппозиция приехала в столицу США Вашингтон на правозащитную конференцию, организованную Americans for Democracy and Human Rights in Bahrain (ADHRB) и Word Beyond War.
Исполнительный директор ADHRB Хусейн Абдулла заявил в своём выступлении на этой конференции: «Хотя Бахрейн - маленькая страна, реакция властей была очень суровой, многие протестующие столкнулись с арестами, пытками, насильственными исчезновениями и высылками за пределы страны. И по мере увеличения демонстрантов, власти применяли против них насилие». Он также обвинил Саудовскую Аравию в злоупотреблениях в отношении политиков и правозащитников во время военной интервенции с целью защиты бахрейнского режима и подавления общественного движения. «Где мы находимся сегодня? Мы находимся в стране с полицейским режимом, мы находимся в стране, где нас могут посадить за сообщение в социальных сетях с критикой правительства, мы и ранее видели, как общественных деятелей и активистов сажали в тюрьмы за такие сообщения», - сказал он.
Обеспокоенность авторитаризмом.
Хотя с 14 февраля 2011 года прошло уже десять лет, призрак этого движения всё ещё пугает правящую элиту Бахрейна, которая перед 10-й годовщиной протестов провела массовую кампанию арестов, чтобы запугать всех, кто собирался участвовать в мероприятиях возрождения оппозиционных сил. Организация Bahrain Institute for Rights and Democracy (BIRD) заявила, что в ходе операций перед 10-й годовщиной революции в Бахрейне органы госбезопасности арестовали, по меньшей мере, 18 взрослых и 11 детей, отметив, что «одному арестованному было меньше 11 лет, его арестовали на семь дней в рамках репрессий с целью удержания протестующих от празднования этой годовщины».
Кроме того, двое детей до 13 лет сталкиваются с тюремными сроками до 20 лет по обвинению в участии в протестах. Родители этих детей сказали, что их «подвергали многочасовым допросам без адвоката и родителей». Это вызывает опасения, что их заставят признаться под пытками. Представитель Human Rights Watch по делам Ближнего Востока и Северной Африки Айа Маджзуб заявила о росте авторитарных репрессий накануне 10-й годовщины революции: «Власти подавляют инакомыслие перед общественными демонстрациями, чтобы показать, что они недопустимы». Полицейские силы развёрнуты на главных дорогах и площадях в ожидании протестов, а Министерство внутренних дел продолжает угрожать всем, кто решит участвовать в демонстрациях или распространять призывы оппозиции внутри страны и за границей.
Десять лет репрессий.
11 февраля Amnesty International опубликовала доклад «Мечты о реформах испарились после десяти лет восстания», в котором говорится: «Усиление системной несправедливости в Бахрейне через 10 лет после народного восстания, а также политических репрессий в отношении диссидентов, правозащитников, священнослужителей и независимых общественных ассоциаций уничтожили все возможности для мирной борьбы за свободу выражения мнений. Десять лет назад протесты вспыхнули из-за растущего недовольства авторитарным государственным режимом, блокирующим работу правительства сектантством, безнаказанностью злоупотреблений власти и произвольными арестами».
«Власти продолжают игнорировать рекомендации независимой комиссии по расследованию, наиболее важной из которых является призыв к немедленному и независимому расследованию всех свидетельств о жестоком обращении с протестующими со стороны государственных правоохранительных органов, а также облегчение доступа политической оппозиции к государственным СМИ», - говорится также в этом докладе. Заместитель директора отделения Amnesty International по Ближнему Востоку Линн Маалуф отметила, что десятилетие после революции ознаменовалось полным запретом всех оппозиционных партий, невиданным удушением внутренней политической сферы и принятием законов, которые подавляют оппозицию. Лидеры протестов 2011 года продолжают сидеть в тюрьмах, ужасные условия в которых противоречат Декларации прав человека.
11 февраля Associated Press опубликовало статью «Через десять лет после протестов 2011 года Бахрейн подавляет инакомыслие», в которой рассматриваются аспекты авторитарного подавления политической оппозиции: «После десяти лет протестов Бахрейн подавляет все формы инакомыслия в стране, которые требуют больше политических прав в стране, которая является крупным союзником Запада и базой для Пятого флота ВМС США». Власти Манамы пытаются использовать сектантское разделение и обвинения Ирана в организации протестов в Бахрейне, чтобы оправдать свои репрессии в отношении всех, кто прямо или косвенно участвовал в этих протестах или поддержке их, особенно шиитских лидеров, правозащитников, журналистов и диссидентов.
Положение оппозиции.
Если 10 лет назад оппозиция страдала от авторитарных репрессий, то сегодня её внутреннее и внешнее положение более тяжёлое из-за операций органов госбезопасности против всех, кто как-либо связан с оппозицией. Если в 2011 году аппозиционные силы сталкивались с внутренними кризисами из-за разногласий по поводу идеологий и ориентаций, которые ослабляли её влияние, то в 2021 году серьёзные противоречия наблюдаются не только между различными оппозиционными организациями, но и внутри одних организаций.
Несмотря на небольшие изменения на политической сцене после назначения в прошлом ноябре наследного принца шейха Салмана бин Хамада Аль-Халифы премьер-министром в связи со смертью его дяди Халифы бин Сальмана Аль-Халифы, печально известного подавлением реформ и планированием репрессий, эти изменения были встречены некоторыми с радостью, хотя они ничего не изменили в политике, и власть продолжила проводить репрессии. Время работает не на пользу оппозиции, поскольку для поддержки даже самого слабого пламени революции требуется радикальная перестройка её организационной и административной структуры, а также пересмотр идеологии и политики, для чего необходимо, чтобы каждая фракция села за стол переговоров, согласилась на компромисс и отказалась от некоторых раскольнических и противоречивых догм.
Разработка общей, реалистичной и осуществимой политики - это первый практический шаг, который должна сделать оппозиция, если она хочет возродить испарившуюся мечту. А также она нуждается в гибкой программе, которая сможет справиться с нынешним сложным положением и определить свои возможности в будущем. И наконец, многие сторонники перемен и реформ в Бахрейне понимают, что их мечты по-прежнему актуальны и голос революции всё ещё не заглушен, несмотря на насилие и преследования, но оппозиция должна перестроиться, прежде всего избавившись от внутренних расколов, которые ослабляют революционное движение.
Источник: عماد عنان, عقد على احتجاجات البحرين.. أحلام الإصلاح لم تمت رغم القمع المستمر, noonpost.com, 14 February 2021.