Большая часть президентской предвыборной гонки 2020 года между Джо Байденом и Дональдом Трампом была потрачена на критику Китая. Трамп неоднократно винил Байдена в «мягкости» к Китаю, а Байден винил Трампа в том же самом. Перед самыми выборами Байден заявил, что Трамп «дружит с головорезами», имея в виду президента Китая Си Цзиньпиня. Хотя американо-китайские отношения упали при Трампе до самой низкой точки, Байден не собирается изменить это. Американская исключительность останется правящей идеологией США и главной целью господствующего класса, независимо от того, кто станет президентом в ноябре.
Однако, американская исключительность не может спасти Американскую империю от самой себя. Клевета на Китай не меняет существующей реальности упадка Американской империи. Прежде всего, ни Байден, ни Трамп не могут спасти разрушенную капиталистическую экономику США. Спад экономики, массовая безработица и окончательная отмена моратория на выселения и отборы домов, скорее всего, сохранят замедление или остановку роста в ближайшие годы. С другой стороны, в Китае нет такой проблемы. После трёхмесячной мобилизации на борьбу с COVID-19, китайская экономика росла почти на 5% в месяц с июля по сентябрь, несмотря на жалкое состояние крупнейшего торгового партнёра и всей мировой экономики.
Многие экономисты предсказывали, что китайская экономика обгонит американскую по уровню ВВП к 2030 году. Пандемия COVID-19 только ускорила эту тенденцию. Китай уже преодолел разрыв во многих секторах экономики, и обогнал США в других. Рыночные аналитики прогнозируют, что мировое лидерство Китая в производстве и потреблении электромобилей сохранится доминирующим в обозримой перспективе. Китай уже давно стал глобальным лидером по производству возобновляемой энергии. Кроме того, в широко разрекламированной сфере 5G технологии Китай всегда опережал США. В Китае в 12 раз больше базовых станций 5G, чем в США. А в таких секторах как высокоскоростные железные дороги Китай навсегда опередил США.
Ключевой фактор, отличающий США от Китая – это жёсткая экономия. Плановая экономика и социалистическая система управления Китая позволяют вкладывать деньги в развитие благосостояния людей и высокотехнологичных отраслей. Например, модернизация телекоммуникационных технологий и электронной коммерции сыграла важную роль в росте доходов сельских семей и уничтожении бедности в Китае. А на поздней стадии капитализма в США технологии стали оружием против масс, увеличивая уровень эксплуатации в условиях жестокой конкуренции корпораций за господство на рынке. Техническое развитие не получает помощи от государства, если речь не идёт о производстве оружия и строительстве военных баз.
Попытки США остановить китайское технологическое и торговое развитие по всему миру, от трамповской торговой войны до санкций против Huawei, потерпели провал. Таким образом, единственное, что осталось у США – это только военная агрессия. Почти половина всех военных средств и более 60% военно-морских сил США переведены в Азиатско-Тихоокеанский регион. Однако, США не удовлетворены своим влиянием в этом регионе, и попытались создать «азиатскую НАТО» из Индии, Японии и Австралии. Усиление военной агрессии вписывается в более широкую военную стратегию США «Конкуренции великих держав», которая нацелена против России и Китая – главных угроз американской гегемонии.
Американская исключительность – это идеологическая основа антикитайской политики США. Дональд Трамп потратил своё президентство на усиление враждебности к Китаю, заявляя, что этот крупнейший экономический конкурент несправедливо подрывает доминирование США в международных отношениях. Китай был назван главной угрозой «величию» и «исключительности» США. В «войне с террором» был создан расистский образ белой цивилизации, которой угрожают арабские и мусульманские «дикари». «Конкуренция великих держав» изображает США белой цивилизацией, которая находится под «жёлтой угрозой».
Американская исключительность и империалистические амбиции, стоящие за этой идеологией, определяли все отношения между США и Китаем после Китайской революции 1949 года. Дипломатическое, военное и экономическое удушение КНР в первые годы после Китайской революции оправдывалось тем, что Китай – «потерянное» владение США, которое нужно вернуть. Дальнейшая нормализация не стала отказом от стремления превратить Китай в «демократию» в американском стиле. Дебаты в Конгрессе и Белом доме по поводу режима наибольшего благоприятствования в отношениях с Китаем всегда заканчивались использованием капиталистической экономики США для продвижения приватизации в Китае, чтобы заставить его общество принять западную модель правления.
Китай разрушил иллюзию, что США могут принудить сильные страны к политическому подчинению, если открыть людям доступ к капиталистической экономике США. Политическая и экономическая траектория Китая со всей очевидностью разоблачает этот миф. Капиталистические механизмы в Китае являются стартовыми площадками для сокращения бедности и повышения уровня жизни китайского народа. Приверженность Китая международным нормам, утверждённым в Уставе ООН, уважается и в капиталистических странах, ведущих бизнес с Китаем, и в странах Глобального Юга, которые хотят освободиться от империализма. Модель экономического и политического развития Китая очень популярна, особенно в Китае. Действия китайского правительства поддерживают 80-90% китайцев.
Запад и США слишком погрязли в ненависти к небелым народам, чтобы осознать глобальные последствия подъёма Китая. Подъём Китая отражает бурное глобальное движение от американского империализма к самоопределению. Чем больше США пытаются навязать миру свои исключительные ценности, тем больше страны усиливают свою борьбу за освобождение. Победа Движения к социализму на выборах в Боливии, успешное сопротивление правительства Сирии американским санкциям и войне, стремление КНДР к воссоединению и суверенитету Корейского полуострова, несмотря на постоянные американские угрозы – всё это очевидные признаки широкого Движения Сопротивления Американской империи. И нет ничего удивительного, что все эти страны – ближайшие союзники Китая.
Американский империализм разваливается на части. Половину XX века стабильность и рост экономики США позволяли элите хвастаться исключительностью своей страны, несмотря на использование всех возможных средств для подавления освободительных движений внутри страны и за границей. Война с мусульманскими странами испортила имидж США во всём мире и привела капитализм к ещё более отчаянному упадку. Затем была развязана новая Холодная война против Китая и России, чтобы восстановить глобальное господство США. Но это не сработало. Американская исключительность не может спасти Американскую империю от самой себя, и не может помешать росту Китая. В ближайшем будущем Американская империя может принести миру только массовые смерти и экономические бедствия. Задача левых в этих условиях – не бояться подъёма Китая, а помешать Американской империи довести мир до новой убийственной мировой войны в попытке сохранить глобальное господство.
Источник: American Exceptionalism Won’t Save the U.S. Empire from Itself, or Stop China’s Rise, Danny Haiphong, blackagendareport.com, November 04, 2020.