Следы бомбардировки были видны повсюду. В толстой бетонной крыше большая дыра. Арматура разорвана. На стенах длинными рядами висели фотографии. Фотографии детей, жизнь которых только начиналась. Фотографии обгоревших тел. Их жизнь внезапно оборвалась в том самом месте, которое, как они думали, спасёт их. Интесар Ахмед показала мне бомбоубежище в Аль-Амирии на западной окраине Багдада. Она рассказала, что это произошло в 4 утра 13 февраля 1991 года. «Каждую ночь во время войны люди приходили сюда в поисках убежища. Это были мирные граждане, невиновные люди. Американские бомбы убили наших соседей и друзей. 52 из этих погибших были дети до пяти лет, 12 - младенцы. На этом их жизнь закончилась».
Когда я приехал в Аль-Амирию, уже более 11 лет прошло с той драматической ночи. Но в октябре 2002 года казалось, что это было недавно. Сотни людей прятались в этом убежище. Некоторые из них, вероятно, спали, когда первая ракета пробила дыру в крыше. Через четыре минуты в убежище попала другая ракета. О чём они думали в эти минуты? Я пытаюсь представить страх, панику, предчувствие смерти. Но думаю, это невозможно представить. 408 человек были убиты той ночью.
Когда произошла эта атака на бомбоубежище, война в Персидском заливе шла уже почти месяц. Коалиция под командованием США начала бомбить Ирак 17 января 1991 года. Официально было заявлено, что цель бомбардировок - спасти Кувейт и заставить иракскую армию покинуть территорию своего маленького южного соседа. В теленовостях война в Персидском заливе изображалась как компьютерная игра. Зрителям показывались видеоролики с красивыми спецэффектами взрывов ракет. «Умные бомбы» стали рекламным слоганом. Реальность была совершенно другой.
Бывший министр юстиции США Рэмси Кларк отправился в Ирак вскоре после войны. Увиденное - последствия 42 дней бомбардировок - потрясло его. Он сделал вывод, что это не война. Это скорее «спланированный, системный геноцид беззащитного населения, почти без вступления на иракскую землю». За 6 недель этой войны было убито четверть миллиона иракцев. При этом, погибли только 148 американцев. Об этом геноциде напоминали массовые разрушения инфраструктуры. Заместитель генерального секретаря ООН в 1997-98 годах Денис Халлидей сообщил миру, что коалиция разбомбила водоочистные сооружения, канализационные системы, школы, железные дороги и нефтеперерабатывающие заводы.
Эти ужасы испытал на себе и Муртада Хассан - главный врач детской больницы Аль-Мансур в иракской столице. Я встретился с ним в октябре 2002 года. «Во время войны в Персидском заливе США отрубили подачу электричества. Без электричества не могут работать ни система водоснабжения, ни кондиционеры. В больницах становится жарко и грязно», - рассказал он мне во время экскурсии по его больнице. - «Нам приходилось делать операции при свечах. Вакцины и кровь испортились на жаре. Они бомбили больницы, клиники и убежища».
В октябре 2002 года вновь ожили воспоминания о 1991 годе. Иракцы прекрасно понимали, что их ждёт новая чудовищная война, которую готовили тогда Джордж Буш и Тони Блэр. Иракцы опасались, что новая война будет намного хуже войны 1991 года. Беспокойство и беззащитность ощущались во время моей поездки в Аль-Амирию. «Зачем США хотят начать новую войну? Могу вас заверить, что мы - не террористы. Думаю, дело в том, что США хотят забрать нашу нефть. Весь иракский народ - жертвы», - сказала мне Интесар Ахмед.
В конце этой экскурсии я помню, как она поднимала свои глаза, указывая на фотографии двух улыбающихся детей, погибших во время этой бомбардировки: «Именно это произойдёт, когда США снова нападут на нас». Она была права. Война в Персидском заливе, начавшаяся 30 лет назад, стала длительной эпохой смерти, страданий и грабежа в Ираке. Эта эпоха и сегодня далека от завершения.
Источник: The Gulf War 30 Years Ago: Memories From a Shelter in Baghdad, Patrik Paulov, proletaren.se, commondreams.org, February 15, 2021.