Наиболее жёсткая дискриминация в Израиле наблюдается в отношении фалашей - африканских евреев. Все статистические данные по образованию, здравоохранению, социальной помощи и рабочим местам демонстрируют ужасное разделение между фалашами и белыми евреями. Исследователи обычно утверждают, что расовое и религиозное разделение в обществе может привести к двум прямо противоположным результатам: либо к прогрессу, либо к разрухе. Именно это мы видим в учебниках истории и в современных арабских государствах, в зависимости от конкретного отношения к этому разделению. И здесь возникает вопрос: каково состояние расового разделения в соседнем оккупационном Израиле?
Возникновение Израиля и состав его общества.
Современный Израиль - продукт сформировавшихся в конце XIX века притязаний сионистского движения на земли «библейского Израиля», что, по словам сионистов, является одной из главных идей иудаизма на протяжении трёх тысяч лет. После окончания Первой мировой войны Лига Наций одобрила передачу Палестины под власть Британии с целью создания «национального дома для еврейского народа». В 1947 году ООН одобрила разделение Палестины на «два государства - еврейское и арабское», несмотря на возражение Лиги Арабских Государств. 14 мая 1948 года, после своей победы в войне и объявления независимости, Израиль расширил свои границы за пределы, установленные международным сообществом.
В разные периоды времени еврейские мигранты прибывали в Израиль из разных регионов мира. В итоге, еврейская община Израиля составилась из четырёх основных групп: первая - «сефарды» - евреи из Испании и Португалии, которые были изгнаны после падения Исламского правления в Андалусии, и мигрировали в Османскую империю; вторая - евреи из арабского Машрика и исламского мира; третья - «ашкенази» - составляют 85% всех евреев в мире, они прибыли из Европы и России; четвёртая - «фалаши» - евреи из Эфиопии. Центральное статистическое управление оккупационного израильского государства сообщает, что с 1948 года в Израиль мигрировало 3,2 млн. евреев, и около 43% мигрантов прибыли после 1990 года, когда распался Советский Союз.
Анкенази завладели браздами правления сразу после основания Израиля. Позже они объединились в рамках социалистически ориентированной Лейбористской партии. Радикальные политические перемены в Израиле начались после войны 1967 года, и особенно после Октябрьской войны 1973 года, когда на парламентских выборах победила правая партия Ликуд, взявшая власть в свои руки. Интересно, что в 1950-60-х годах израильское общество идеологически было единым по отношению к окружающему арабскому миру, но арабо-израильский конфликт помешал полной социальной интеграции новых восточных мигрантов. Конфликт между ашкенази и сефардами объясняется идеологическим и классовым разделением между западными и восточными евреями. Ашкенази - высший класс в Израиле, он владеет богатством и господствует в политических и социальных институтах. Большинство ашкенази получают высокую зарплату, в отличии от сефардов, которые заняты на низкооплачиваемых рабочих местах.
Эта проблема наиболее очевидна при анализе разрыва в сфере образования между учениками с Востока и ашкенази: детей ашкенази на 12,01% больше среди школьников четвёртого класса, они на 15,8% чаще получают свидетельство о среднем образовании, разрыв среди выпускников высших учебных заведений научно-технической направленности увеличивается до 41,7%. Что касается еврейской общины эфиопских фалашей, то историки расходятся в определении её корней. На амхарском языке «фалаша» означает изгнанники или чужаки. Десятки тысяч фалашей были перевезены в Израиль для создания демографического перевеса евреев на оккупированных территориях и закрепления еврейского характера Израиля. Однако, вскоре они столкнулись с расистской дискриминацией и эксплуатацией на тяжёлой низкооплачиваемой работе, что заставило их протестовать против правительства, как например в мае 2015 года.
Националистическое законодательство.
Сегодня Израиль с населением 8,8 млн. человек является единственной в мире страной, в которой евреи составляют большинство - 74%. Палестинские арабы составляют 20,9%. А также в Израиле проживают христианские, друзские, самаритянские и другие религиозные и этнические меньшинства. В Конституции указано, что иврит и арабский - официальные языки этой страны. Это соблюдалось до принятия Кнессетом в 2018 году Закона о гражданстве, который назвал Израиль национальной родиной евреев, а Иерусалим столицей Израиля, и закрепил еврейскую и сионистскую символику в гимне и флаге нации, отдавая приоритет еврейской национальности, а не демократической системе. И хотя этот закон объявляет о гарантии каждому гражданину сохранения культуры и наследия без дискриминации, он разрешил государству создавать отдельные города для разных религиозных и этнических групп. Т.е. теперь Израиль может заявить, что какой-то город - «только для евреев», запретив проживание в нём всем остальным национальностям. Этот закон также повысил статус иврита, сделав его единственным «государственным языком», предоставив арабскому языку «особое место», «обеспечивая его носителей идеальным качеством государственных услуг».
Расизм в израильском обществе.
В интервью Noon Post сотрудник отдела ближневосточных стратегических исследований Института Восточной Европы Ахмад Аш-Шанти сказал: «Разговоры о расизме в оккупационном сионистском государстве стали одним из важнейших международных и глобальных вопросов, по которому мнения расходятся, в зависимости от принадлежности к виновным или жертвам расизма. Движение Бойкот, Отказ от сотрудничества и Санкции (BDS) внесло реальный вклад в повышение осведомлённости о массовом расизме в Израиле. Это движение рассказывает, что оккупационные силы виновны в расовой дискриминации коренных палестинцев, и поэтому нужно оказывать давление на Израиль с использованием бойкота, экономической, технологической, культурной и политической блокады, по примеру борьбы с режимом апартеида в Южной Африке. В этой связи возникает вопрос: действительно ли в Израиле есть режим апартеида, направленный против палестинцев? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны подробнее рассмотреть виды и закономерности израильского расизма».
Какие виды расизма существуют в Израиле?
На этот вопрос исследователь Ахмад Аш-Шанти отвечает: «Я считаю, что в Израиле есть три основных вида расизма. Первый вид - это системный, открытый и жестокий расизм против всех палестинцев, особенно на Западном берегу и в Газе. Этот вид расизма закрепляется законами, которые устанавливают режим апартеида на Западном берегу, где израильские евреи, живущие в поселениях между городами, в отличие от палестинцев, имеют право пользоваться дорогами с твёрдым покрытием, а также наделены другими привилегиями, включая право носить оружие, которое запрещено для палестинцев. Евреи также могут строить дома, а палестинцы должны дожидаться разрешения на строительство, и их дома регулярно сносят армейские бульдозеры. Вода там также является формой расовой дискриминации, поскольку палестинский гражданин получает только 73 литра воды в год, что меньше минимального порога, установленного Всемирной организацией здравоохранения, а израильский гражданин в нескольких метрах от палестинской деревни получает 369 литров воды. Кроме этого существует множество других расистских указов и законов.
Второй вид расизма затрагивает палестинцев, которые имеют израильское гражданство и проживают в Израиле. К сожалению, это гражданство не предоставляет палестинцам общественные и политические права, и они страдают от репрессий и расизма. Кроме того, им запрещено покупать или сдавать в аренду собственную недвижимость, которая считается принадлежащей Еврейскому агентству или Еврейскому национальному фонду. Даже когда суд вынес решение, что им разрешено покупать собственность, это решение осталось теоретическим. Недавно британский журналист Крис Макгилл написал в Guardian статью, подтверждающую, что в Израиле многие операции с недвижимостью запрещены для неевреев.
Палестинцы в Израиле подвергаются различным типам дискриминации в таких областях как образование, здравоохранение, военная служба и идентичность. Недавно появился доклад израильского правительства, из которого следует, что на образование евреев государство тратит в два раза больше, чем на образование арабов. Всё израильское государство предназначено для установления превосходства евреев, и поэтому все юридические положения, без сомнения, призваны узаконить расовую дискриминацию, особенно после принятия еврейского Закона о гражданстве, который закрепил для евреев исключительное право на идентичность, а значит нееврейские граждане не имеют гражданских прав на участие в государственной деятельности и судьбоносных референдумах, включая тех, что определяют вопросы ведения войн или заключения мира. Этот закон непосредственно определяет режим расового разделения в государстве, который основан на маргинализации неевреев и отмене официального статуса арабского языка, несмотря на рост доли арабского населения. Это можно назвать юридическим преследованием палестинской идентичности.
Третий вид расизма - дискриминация всех, кроме белых ашкенази. Идеология сионизма сформировалась в Европе в среде белых евреев, и не было никакой реальной связи между ними и евреями арабского мира. Поэтому, когда было основано сионистское государство, именно европейские евреи стали правящим классом, а азиатские и африканские евреи оказались внизу социальной пирамиды. В настоящее время ситуация не изменилась, например, все израильские премьер-министры - белые ашкенази. Дискриминация достигла такого высокого уровня, что на израильских деньгах изображаются только ашкенази. Социальное исследование показало, что зарплата западных евреев на 42% превышает зарплату восточных евреев, и 80% обладателей докторской степени - ашкенази. Конечно, этот вид расизма расплывчат, и определён не столько юридически, сколько социально и экономически.
Ещё суровее дискриминация в отношении африканских евреев. Все цифры в сферах образования, здравоохранения, социальной помощи и занятости доказывают ужасное несоответствие между ними и остальными евреями. Этот вид расизма вышел за рамки разумного и проявляется в преступных правительственных действиях против фалашей. Недавно появились свидетельства, что израильское правительство организовало тайную стерилизацию 13 тыс. африканских женщин без их согласия. Это преступление напоминает действия нацистов во время Второй мировой войн. Кроме того, есть свидетельства об убийствах фалашей, которые израильское правительство оправдывает «ошибками». Один из недавних таких случаев - когда израильский полицейских убил умственно отсталого фалаша только за ношение ножа».
К чему ведёт расизм в израильском обществе?
«Израильское общество - разнородное общество, которое сталкивается с серьёзным разделением. Это большая проблема. Это, естественно, объясняется формированием этого общества из мигрантов со всего мира, между которыми нет ничего общего, кроме религии. Но, на самом деле, и по религиозным вопросам они во многом расходятся во мнении. Таким образом, израильтяне оказались разделёнными и изолированными внутри своей страны, каждый в своём углу, так что единственное, что их реально объединяет - это страх», - сказал Ахмад Аш-Шанти. - «Таким образом, злобная политика Израиля и его пристрастие к войне не ограничиваются политическими причинами, а скорее объясняются общественной необходимостью объединить все слои своего общества перед лицом «врага». Действительно, как только стихает очередная война, снова слышатся протесты против расизма, как например, в 2014 году, когда вспыхнул школьный кризис в городе Нетивот».
Кризис в городе Нетивот произошёл после окончания войны в Газе 2014 года. Этот кризис сразу приобрёл расистский характер, когда несколько родителей отказались отпускать своих дочерей в школу для девочек, потому что её администрация приняла трёх восточно-еврейских учениц. Вскоре СМИ рассказали об этом происшествии, которое получило широкую огласку. «У такого поведения оккупационного государства есть социальные и психологические причины, возникающие из-за сложной внутренней раздробленности. Эти проблемы привели к появлению убеждённых голосов, которые отвергают принципы расистского государства, и требуют предоставить права человека восточным евреям, арабам, палестинцам, поднимая вопросы, о которых раньше запрещалось говорить», - сказал Ахмад Аш-Шанти.
Самое опасное явление для современного Израиля - это обратная миграция - когда многие евреи мигрируют за границу, особенно в Европу, спасаясь от нестабильного и расистского общества. Впервые Израиль признал это угрожающее его существованию явление в 2009 году, когда Центральное статистическое управление Израиля сообщило, что число евреев, прибывающих в Израиль, меньше евреев, покидающих его. Это управление также сообщило, что с 1990 по 2014 год из Израиля эмигрировало полмиллиона человек. Газета Haaretz написала, что в ходе опроса общественного мнения 37% жителей признались, что рассматривают возможность покинуть страну. Всё это предвещает скорый и неотвратимый провал сионистского проекта, который пытается изменить демографическую ситуацию в отдельных районах исторической Палестины, с целью увеличения доли еврейского населения по сравнению с арабскими собратьями.
С другой стороны, расовая дискриминация в израильском обществе привела к распространению призывов к бойкоту с требованием соблюдать права человека. Международное движение BDS нанесло огромный ущерб израильской экономике. Только в 2014 году Израиль потерял 46% иностранных инвестиций. Эта ошеломляющая цифра вряд ли возможна в какой-либо другой стране. Самое тревожное для Израиля заключается в том, что страны, которые всегда считались его союзниками - Британия и Франция - запретили импорт продукции израильских поселений. Таким образом, расистская израильская политика, открыто нарушающая права человека, неприемлема для Запада и развитых стран.
Бойкот Израиля распространился и на техническую, культурную и научную сферы. Так например, бойкот Израилю объявил Всемирный фонд антропологии, и всё чаще многие артисты заявляют, что они не будут проводить концерты в оккупационном государстве. Всё это подрывает Израиль, и способствует его изоляции на международном уровне, что, в конечно счёте, может закончиться его крахом, как случилось с ЮАР. Расизм положил начало упадку израильских институтов. Государственная поддержка западных евреев, включая ультра-ортодоксальные секты, способствует падению статуса Израиля до уровня развивающихся стран.
«Например, харедимы отделяют женщин от мужчин, они выделяют специальные автобусы для каждого пола, что делает Израиль похожим на экстремистские страны, типа Афганистана. Израиль также укрепляет милитаристские настроения среди западных евреев, которые превращают свою страну в неполноценное тоталитарное государство», - сказал Ахмад Аш-Шанти. Проблема доминирования израильской армии над всеми аспектами государства, включая правительство, СМИ и бизнес, накладывается на проблему расовой дискриминации, делая государство нерациональным, необъективным и нетолерантным, в котором приоритет эффективности управления оказывается менее значимым, чем вопросы расы и религии. Таким образом, институты становятся менее эффективными, с одной стороны, и менее открытыми и научными, с другой. Израиль встал на путь постепенного упадка, утрачивая своё превосходство в научной, культурной и организационной сферах, в сравнении с соседними странами.
Источник: مجد أبو ريا , العنصرية الطبقية داخل المجتمع الإسرائيلي.. هل ستُنهي إسرائيل, noonpost.com, 13 March 2019.