Министерство образования и высшего образования Ливана постановило, что нынешний учебный год начнётся примерно во второй половине сентября. Однако до сих пор не заметно каких-либо серьёзных приготовлений. Новый учебный год выглядит мрачным, абсурдным и совершенно нереальным, особенно в Ливанском Университете, который с гордостью называет себя «родным университетом», хотя не является «родным» для своих студентов, или в частных университетах, которые хвалятся своей древностью, чтобы оправдать подавление и коммерциализацию науки, или в частных школах, которые «не стремятся к прибыли», если не считать фальсификацию бюджетов, или в государственных школах, которые гордятся своей стойкостью в отсутствии политики развития и модернизации. И мы подозреваем, что правительство знает обо всём этом.
В стране нет электричества и интернета, зато есть высокие цены на электричество, которое постоянно отключается из-за нехватки топлива на электростанциях и экономического кризиса, из-за которого большая часть населения не может оплачивать свои счета. А для семей, которые не могут купить своим детям компьютеры для удалённого обучения или даже оплатить регистрацию в государственных школах, тем более при наличии нескольких детей школьного возраста, учебный год вырастет в огромную финансовую и семейную проблему.
Учебный год приближается к началу, а студенты Ливанского Университета не закончили сдавать экзамены, и администрация, несмотря на заявления о прилагаемых усилиях, не определилась с правилами сохранения здоровья во время учёбы, тем более, что министр образования не против вернуть студентов в аудитории в разгар пандемии коронавируса, потому что «любит вызовы». Это означает, что преподавательский состав Ливанского Университета не имеет возможности подготовиться к приёму студентов, которые должны начать обучение в новом году, поскольку университет не оснащён для обучения повышенного количества учащихся, которое образовалось за счёт студентов, чьи экзамены отложены, и поступивших абитуриентов. В частные же университеты студентам становится всё сложнее попасть, даже при наличии социальной помощи и грантов, за которые они должны конкурировать, чтобы продолжить учёбу.
Министерство образования и высшего образования своими программами лишает учащихся человеческого отношения, пространства для развития личности, энтузиазма и культурного роста, словно молодые люди согласились с образовательным процессом, в котором нет никакой образовательной цели, что отягощается социально-экономическим кризисом и отсутствием возможности для трудоустройства после окончания учебных заведений. Министерство, представляющее правительство и устоявшийся политический подход, не обращает внимания на обстоятельства, которые оказывают существенное влияние на образование, например, на неспособность родителей оплачивать проезд своих детей, на закрытие одних школ и уплотнение других, на медицинские проблемы и психологический стресс, с которым сталкиваются учащиеся и их родные, на падение статуса преподавателей, на рост стоимости жизни и цен на школьные принадлежности. Кроме того, многие студенты, даже Ливанского Университета, вынуждены работать, чтобы покрыть часть своих расходов на обучение. Эти обстоятельства выглядят ещё хуже, если учесть высокие уровни молодёжной безработицы и исключений из школ.
Все эти обстоятельства игнорируются государственными учреждениями, телевизионными шоу и СМИ, потому что они не желают брать на себя ответственность за решение психологических, социальных и экономических проблем, являясь неполноценными социально-политическими учреждениями, которые проводят государственную политику на основе не образовательных и медицинских рекомендаций и социальных исследований общественных и индивидуальных вопросов, а практике утаивания и отрицания проблем и откладывания на потом их решения, превращая будущее большинства учащихся в один ужасный кошмар. Факт плохого состояния образовательной и воспитательной сфер в Ливане, и неспособность общественных институтов исправить это показывает, насколько несерьёзно они относятся к молодому поколению. Их заторможенность, в ожидании какой-то помощи свыше - одна из главных причин массовой миграции молодых людей в поиске возможностей для обучения и работы за границей. Таким образом, ни к какому учебному году нельзя относиться формально, откладывая на потом решение проблем, и заботясь лишь о «репутации» ливанской системы образования, а не о студентах и школьниках, которых нужно обеспечивать социальной поддержкой, чтобы они смогли вступить в общество и улучшить его. А в нынешних условиях ограниченность права на образование может привести к тому, что в университетах будут учиться только дети из привилегированных социальных слоёв.
Все эти обстоятельства и проблемы имеют важнейшее значение для студенческой борьбы, которая связана со всеми аспектами студенческой жизни: от быта до участия в образовательной и социальной политике. Для улучшения системы образования и решения общественных проблем студенты должны объединиться в рамках собственных независимых организаций. Протестное движение, возникшее в студенческой среде во время восстания прошлой осени, можно расширить и укрепить только с помощью представительских советов в средних, профессиональных и высших учебных заведениях, которые могут выражать интересы учащихся. Кроме того, в этих условиях свою роль должны активизировать родительские комитеты и учительские профсоюзы. Мы должны создать и возродить общественные организации в сфере образования, чтобы защитить права молодого поколения на образование, здоровье и само существование!
Источник: هادي مجدلاني, في الواقع المأساوي للطلّاب, lcparty.org, 24 August 2020.