antizoomby (antizoomby) wrote,
antizoomby
antizoomby

Categories:

Что если в Ираке закончится нефть?


На этот вопрос избегает отвечать большинство экономических наблюдателей и даже политиков и составителей государственного бюджета Ирака. Тем более, они не хотят разрабатывать «дорожную карту», пусть даже самую примитивную, на случай истощения запасов нефти. Не дай Бог. Для Ирака это означает исчезновение источника ресурсов, который способен поддерживать государственный бюджет и обеспечивать будущее следующих поколений, т.е. нынешнее поколение несёт ответственность за следующие восемь десятилетий тяжёлого положения, потому что многие иракские политики и экономисты недооценивают иракские проблемы из-за того, что их экономические представления не выходят за рамки двух устоявшихся шаблонов.

Первый шаблон - это огромные запасы нефти и газа (согласно последним статистическими данным, запасы нефти в Ираке составляют 150 млрд. баррелей, а запасы газа - 280 трлн. кубических футов), в дополнение к экспортному потенциалу сырой нефти, который зависит от динамики биржевых цен на нефть, связанной с уровнями спроса и предложения. Второй шаблон заключается в том, что Ирак - «нефтяная» страна, и этот шаблон передаётся из поколения в поколение, считаясь аксиомой, опровержение которой коллективное иракское мышление не может допустить. Это означает, что большая часть государственного бюджета поступает от экспорта нефти, которая является постоянным критерием оценки всех политических, экономических и прочих инициатив.

Иракское государство, его правительственная и общественная деятельность основаны на двух этих шаблонах, включённых в фундамент хронической рантье-экономики. Основной игрок этой системы - баррель нефти. Политический, экономический, инвестиционный и геостратегический потенциалы Ирака сохраняют жизнеспособность, пока он экспортирует нефть, а не что-то другое. Ведь 95% экпорта Ирака приходится именно на нефть. Из этого следует, что иракская рантье-экономика постоянно находится на грани краха, поскольку любое, даже самое незначительное колебание цены барреля нефти на глобальном рынке несёт огромный ущерб Ираку. Кроме того, иракская экономика сильно зависит от политики, которая определяется ОПЕК, чья деятельность, в свою очередь, определяется экономическими и финансовыми политиками ведущих государств-членов этой организации и гигантских транснациональных картелей, которые доминируют на мировых рынках. Такова реальность иракской экономики, которая существует с момента создания современного иракского государства, и будет существовать ещё долгое время.

Поэтому, кто бы ни занимался делами иракской экономики, он должен инициировать создание суверенного нефтяного фонда, по примеру некоторых других стран. Стратегическая ошибка - оставлять эту ситуацию в том же положении, в котором она находилась с момента обнаружения в Ираке нефти и вступления его в клуб стран производителей и экспортёров нефти, тем более пока Ирак занимает ведущие позиции на мировом рынке. В мировой истории было несколько крупных нефтяных скачков, подобно 1970-м годам, которые приводили к экономическим сдвигам. Но несмотря на всё это, в иракской экономической литературе никогда не обсуждалась концепция создания суверенного нефтяного фонда, хотя это могло бы привести к сохранению финансовых излишков, которые можно было бы использовать для инвестиций в другие сектора экономики, поддерживая низкую инфляцию и развитие страны.

Суверенные фонды в некоторых странах служат для сбора денежных излишков и монетизации высоких доходов в виде финансовых резервов в центральных банках, которые можно инвестировать в богатство страны. Развивающиеся страны Персидского залива, Китай, Бразилия и Индия получили таким образом большие финансовые запасы для инвестирования в будущие поколения и опередили Ирак на несколько десятилетий, проделав огромную работу в этом плане. Первой страной, которая создала свой нефтяной фонд, стала Норвегия, которая добилась больших успехов в экономическом развитии. К сожалению, эта стратегическая концепция игнорировалась стратегами экономики, составителями государственного бюджета и разработчиками нефтяной политики в Ираке. В то же время, многие страны создали эти фонды, которые взяли на себя несколько жизненно важных экономических задач:

1) Они способствовали смягчению колебаний цен на нефть и нестабильности соотношения между спросом и предложением в международной торговле.
2) Они способствовали снижению дефицита бюджета, возникающего из-за нехватки необходимых ресурсов.
3) Они способствовали повышению уровня жизни граждан этих стран, поскольку становились дополнительными финансовыми источниками для бюджетов.
4) Они стали лучшей гарантией для будущих поколений на случай истощения запасов нефти, поскольку всем известно, что запасы нефти ограничены, и необходимо готовиться к их истощению, чтобы обеспечить жизнь будущих поколений с помощью зарубежных инвестиций, создания рабочих мест и повышения ликвидности внутреннего рынка.

Мировой спрос на нефть может снизиться в любой момент, тем более, если повысится спрос на более экологически чистые и дешёвые альтернативы нефти, или если производство и экспорт нефти, а также спрос и предложение пострадают от политической нестабильности и международных конфликтов. К сожалению, на протяжении всего современного периода в Ираке ничего не делалось для подготовки к этому. Иракские экономисты не создавали резервов на чёрный день, а идея суверенного нефтяного фонда никогда не рассматривалась правительственными чиновниками, хотя хорошо известно, что однобокость в экономике (как в иракской рантье-экономике) делает её хрупкой, нестабильной и подверженной всем внешним колебаниям.

Это привело к снижению международных экономических показателей Ирака, который несколько последних десятилетий находится во власти цены барреля нефти и уровня спроса и предложения на мировой бирже. Национальные бюджеты составляются на основе цены на нефть, которая определяет состояние иракской рантье-экономики и зависит от настроений глобальных нефтяных картелей, манипулирующих экономиками таких стран как Ирак. Это стало возможным, поскольку Ирак полностью зависит от нефтяных доходов и колебаний спроса и предложения, и не желает создавать суверенный фонд, который мог бы способствовать устойчивости в условиях нестабильности производства и экспорта нефти и повысить уровень иракской экономики. Для обеспечения приемлемой жизни будущих поколений Ирак нуждается в разнообразии источников национального дохода и в резервном фонде, чтобы спастись от колебаний международных цен на нефть и от истощения нефтяных запасов.


Источник: اقتصاد العراق في مواجهة أزمة المورد النفطي, annabaa.org, 24 July 2019.

Tags: Ирак, банки, империя, кризис
Subscribe

Posts from This Journal “Ирак” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments