
Эд Леман - канадский коммунист и мой товарищ. Я не часто и не легко говорю такое, особенно о жителях Запада. Но он стал моим товарищем, и мы плечом к плечу боролись пять дней. Не в Южной Америке, Афганистане или Сирии, а в Реджайне - маленьком канадском городе, столице провинции Саскачеван. Признаюсь, что до приглашения туда, я почти ничего не знал о Реджайне, я даже не знал, как правильно произнести это название. Но однажды пришло электронное письмо, и меня попросили стать основным докладчиком Мирной конференции в Реджайне. И я быстро согласился. Эта мирная конференция называлась «Да миру и прогрессу - Нет НАТО и войне!» Как правило, я не выступаю на мирных конференциях. Я всегда считал, что угнетённые и колонизированные страны должны драться за независимость и свободу, а мир, пропагандируемый на Западе - инструмент сохранения режима. Как я сказал в Канаде: «Это когда бомбы не падают на Париж и Торонто». Это когда несчастные гибнут тихо и покорно, далеко от объективов камер, в своих разграбленных странах.
На самом деле, многие мирные движения на Западе чрезвычайно раздражают меня. Их невежество и отсутствие сочувствия бесят. Желание их членов «делать добро» и «чувствовать себя хорошо» часто эгоистично и не имеет никакого отношения к борьбе за справедливость в десятках колонизированных и разграбленных странах. Но читая приглашение из Реджайны, я обнаружил кое-что совершенно другое. Организаторы этой канадской конференции говорили о справедливости, а не только о прекращении конфликта. Они искренно защищали Венесуэлу. И их главная цель состояла в расформировании НАТО, или, как минимум, в убеждении канадцев, что их страна не должна участвовать в кровавых авантюрах, которые уносят жизни сотен миллионов жителей этой планеты. Я почувствовал, что меня приглашают настоящие левые. И поэтому я не раздумывал над согласием.
Их программа была слегка безумной. В двух канадских городах - Реджайне и Виннипеге - мне приходилось выступать буквально днём и ночью: на Мирной конференции, на митинге «Нет НАТО! Нет «политике смены режима»!» в парке Виктории в центре Реджайны, где установлен памятник погибшим солдатам в мировых, корейских и афганских войнах, а также перед учащимися и преподавателями трёх университетов и одной средней школы. И в то же время, я должен был давать интервью печатным СМИ и радиостанциям. Меня попросили показать публике два моих документальных фильма: один о Северной Корее (КНДР), а один о разрушительной эпидемии бедности и СПИДа в области Великих Африканских озёр.
Почему я пишу это, почему подробно описываю эти события? По одной простой причине: мне показалось, что Канада, на самом деле, сильно отличается от США, несмотря на географическую близость и радикально правое правительство. Прежде всего, канадцы прислушиваются. Они могут не всегда соглашаться с коммунистами и революционными теоретиками, вроде меня, но они садятся, концентрируются и слушают вас. Они хотят знать, чтобы понимать. Это очень впечатляюще для мира, мозги которого промыты западной пропагандой. Но я ещё кое-что заметил там: в отличие от таких мест как Калифорния, никто не говорил мне: «Спасибо, что приехали, но, пожалуйста, не показывайте нам слишком много крови и страданий. Мы не можем принять это» - именно так мне сказали однажды в США, когда я собирался показать несколько отрывков из моего фильма «Руандский гамбит».
Если вы скажете канадской аудитории: «Посмотрите, вы участвуете в нескольких массовых убийствах, организованных НАТО, и я покажу вам, с чем вынуждены сталкиваться народы этих стран», многие канадцы не скажут «нет», они будут сидеть и слушать вас, и, если понадобиться, они будут смотреть то,что вы покажете. И я благодарен им за это, я даже впечатлён этим. Это «намного больше» того, что я видел в большинстве частей Запада. Ещё один впечатляющий факт: Виннипег - небольшой город, а в Реджайне живёт только около 200 тыс. человек., но в обоих городах заметна по-настоящему яркая интеллектуальная жизнь. Там есть высокообразованные и информированные люди, которые открыто выступают против западного режима и глобального диктата. Там есть люди, которые борются против режима.
И я также заметил, что наша конференция, организованная Мирным советом Реджайны (президент которой - Эд Леман), освещалась местными «центральными» СМИ - например, Regina Leader Post, которая опубликовала объективную статью «Группа реджайнцев протестует против членства Канады в НАТО». У этой газеты не было проблем с опубликованием моих мыслей. То же самое касается и местной радиостанции, и независимого члена парламента Эрина Вейра, представляющего избирательный округ Реджайны-Льювана, который лично высказал своё приветствие участникам конференции. Я часто выступаю в университетах по всему миру. А в Реджайне меня пригласили выступить даже перед учениками средней школы, которые смогли сформулировать очень актуальные вопросы. Я не хочу сказать, что в Канаде «я участвовал в очень крупных мероприятиях», но в Реджайне и Виннипеге мне «разрешили» поговорить с несколькими профессорами, студентами, СМИ и даже местными жителями.
У местных антивоенных активистов есть своё издание Saskatchewan Peace News, которое существует 26 лет. Наряду с освещением местных событий, оно также раскрывает идеи, которые вредят мирному движению, например, доктрина «обязанность защищать» и «гуманитарный интервенционизм», который Дейв Гел назвал «версией «бремени белого человека» XXI века», а также организует протесты за мир. Для Эда Лемана «мир» - это не просто красивое слово или лозунг, и он не единственный в Реджайне, кто так думает. Он считает, что: «Сегодняшние прогрессисты должны соединить борьбу за мир с борьбой за социально-экономический прогресс, с борьбой против климатического кризиса и с борьбой против расизма. Для торжества справедливости необходимо глубокое изменение социально-экономической системы в Северной Америке. В 30-40-50-60-х годах мы видели, что даже в желудке зверя можно одерживать победы».
Справедливость и расизм… К сожалению, расизм - не просто уродливое слово для Саскачевана и всей Канады. Это реальность, это позор. Многие представители Первых Наций или коренные жители Канады до сих пор сталкиваются с ужасными страданиями и дискриминацией, как сказала мне Джули Пиблз - молодая женщина, которая очень обеспокоена жизненным положением коренного населения. Она указала на сходство ситуации со СПИДом в моём фильме о Кении с социальным положением коренных жителей в Саскачеване, которое не отличается от большинства бедных стран. Сначала, я в шутку предложил вернуться в этом году в Реджайну, чтобы снять документальный фильм о тяжёлом положении Первых Наций: «Разве не странно, что русский путешественник делает здесь именно то, что должен делать любой порядочный канадский кинематографист?» Но они отнеслись к этому серьёзно, искренно одобрив моё предложение, обещая моральную и практическую помощь, включая жильё, транспорт, определение важных мест съёмок. И теперь я всерьёз настроен вернуться и помочь им.
После этих событий и моего отъезда многие общественные деятели высоко оценили работу и борьбу Мирного совета Реджайны (МСР). Один из них написал: «МСР ещё раз продемонстрировал всему мирному движению те возможности, которые существуют и могут быть использованы, благодаря тщательной и вдумчивой организации и мобилизации общественных мирных акций, и, в частности, путём приглашения к этой платформе нового поколения мирных активистов и самоотверженных антиимпериалистических голосов. Мероприятие в Реджайне совпало с другими международными усилиями, недостаточно освещаемыми корпоративными СМИ. Реальная суть НАТО, поддерживаемой коррумпированными финансовыми капиталистами и политическими кликами СМИ в качестве оборонительного альянса, постепенно разоблачается, показывая, что, на самом деле, это империалистический жандарм и провокатор разжигаемых США войн, включая самую ужасную форму - ядерную войну. У Канады нет будущего, и, конечно, нет безопасности, так как наша страна продолжает быть частью возглавляемой США НАТО».
Сам Эд Леман доказал, что он не только самоотверженный борец, но и конструктивный оптимист. После моего отъезда он написал мне: «За последние сто лет левые оказали огромное влияние на Канаду. Без борьбы рабочего класса, активных фермеров, прогрессивной интеллигенции, коренного населения и других, в нашей стране не было бы социальных программ и прав, которые воспринимаются сегодня как должное. Сейчас всё больше и больше заметен кризис повседневной жизни, с которым сталкивается вся страна в результате воздействия неолиберализма и неоглобализма. Задача левых, и прежде всего коммунистов, заключается в обеспечении сильного лидерства в борьбе против климатической катастрофы, за внешнюю канадскую политику, основанную на мире и разоружении, и за социализм, как решение канадских проблем. Имея социалистический взгляд и оптимизм, трудящиеся Канады смогут наметить новый курс для нашей страны».
В Виннипеге я встретился с бывшим канадским послом в Венесуэле Беном Роусуэллом - человеком, который нанёс большой ущерб различным незападным странам и продолжает вредить им. А также я выступил в Виннипегском университете по теме НАТО, Канады и западного империализма. Можно ли назвать мирные движения в Реджайне и Виннипеге теми пресловутыми «мышами, которые ревели»? Я не уверен, но то, что я там увидел, наполнило меня оптимизмом и надеждой, даже убедив меня, что «пока не всё потеряно на Западе».
Это также заставило меня задуматься: предполагается, что центры сопротивления расположены в таких мегаполисах как Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Торонто. Но на самом деле, канадская оппозиция часто собирается в маленьких городах: Radio Pacifica в глубинке Британской Колумбии, Кристофер Блэк далеко за пределами Торонто, Эд Леман в Реджайне. МСР встречался с такими выдающимися канадцами как мыслитель и издатель Global Research Мишель Чоссудовский; одна из самых храбрых военных корреспондентов в мире Эва Бартлетт; и мой друг, международный коммунистический юрист, писатель и поэт Кристофер Блэк. Они пригласили и меня, революционного писателя, или, как меня называют в Латинской Америке, воинствующего интернационалиста. И реджайнцы не испугались моих слов, они отнеслись ко мне с добротой и теплом, и этого я никогда не забуду. В Реджайне я почувствовал себя почти как дома, чего никогда не чувствовал в Торонто или Монреале.
Во время антинатовских демонстраций в Реджайне, прямо в центре города, двое полицейских, мужчина и женщина, наблюдали за нами на расстоянии. Они не пытались вмешиваться. Иногда они улыбались, но, в основном, просто слушали. Когда демонстранты собрались в кружок, этих полицейских пригласили присоединиться. Не колеблясь ни секунды, они присоединились. И тогда я подумал: «Нет, это не похоже на США. Это Канада». И я был уверен, что скоро вернусь.
Источник: In the Small Canadian City of Regina, Resistance is Brewing, Andre Vltchek, journal-neo.org, April 22, 2019.