antizoomby (antizoomby) wrote,
antizoomby
antizoomby

Category:

Индонезия влюбилась в поезда, и Китай готов ей помочь.


Не так давно индонезийские поезда были абсолютной катастрофой. По сравнению с голландской колониальной эпохой, железнодорожная сеть резко сократилась: с 6811 км до 5910 км в 1950 году, и до позорных 3000 сегодня. Всего несколько лет назад пассажиры забирались на крыши ржавых местных вагонов, часто разбиваясь насмерть или получая удар током. Часто поезда были настолько дряхлыми, что крыши рушились и люди падали вниз, даже пробивая полы и оказываясь на рельсах.

Во времена прозападной диктатуры Сухарто, и много позже, железная дорога была брошена на произвол судьбы - грязная, примитивная и с дефицитом финансирования. Страна и её коррумпированные чиновники сконцентрировались на сборке и продаже японских автомобилей и мотоциклов, и на сжигании миллионов галлонов бензина. В какой-то момент ситуация стала невыносимой. По некоторым оценкам, в Индонезии одна из самых «используемых» в мире систем автомобильных дорог. Это означает, что, особенно в городах, автомобильное движение настолько ужасно, что напоминает постоянную пробку. Даже коррумпированным чиновникам пришлось признать, что без комплексной железнодорожной сети Индонезия не сможет выжить.

Президент Джоко Видодо начал прислушиваться к своим и иностранным советникам, которые обещали улучшить, а вернее перестроить всю железнодорожную сеть Индонезии. Но ещё до его правительства появился настоящий «герой» индонезийских железных дорог - Игнасиус Джонан (родившийся 21 июня 1963 года в Сингапуре), который сейчас занимает пост министра энергетики и минеральных ресурсов Индонезии. Как бывший министр транспорта Индонезии он с 2009 до 2014 года возглавлял правительственную железнодорожную компанию PT Kereta Api Indonesia (PT KAI). За время его руководства количество пассажиров возросло на 50%, туалеты на станциях и в поездах стали чистыми, а междугородные поезда стали работать почти по расписанию.

Власти города Джакарта закупили сотни подержанных, но отличных японских вагонов и резко увеличили количество маршрутов и частоту движения, соединив ужасно переселённую столицу с такими пригородами как Тангеранг, Бекаси и Депок, и с соседним городом Богор. Отвратительные, разрушенные и опасные станции были полностью отремонтированы, и теперь они оснащены эскалаторами, лифтами и относительно чистыми платформами. Легенда гласит, что Джонан спал в поездах, часто не имея времени вернуться домой на отдых. Он многого достиг, но ещё многое предстоит сделать.

Когда Джонан перешёл в другое министерство, работа по улучшению индонезийских железных дорог не остановилась. Появились новые междугородные маршруты и некоторые новейшие услуги высшего класса, включая вагоны с плоскими кроватями, как в самолётах бизнес-класса. Но даже в «эконом-классе» был комфорт и кондиционеры. Исполнительный директор Индонезийского агентства креативной экономики BEKRAF Хари Сунгкари сказал: «Сегодня PT KAI предлагает гораздо лучший сервис, чем ранее. Теперь я плачу за комфорт и точность, и это очень важно для меня».

Главная проблема в путях. Большинство из них устарели, неэлектрифицированы, с одной и узкой колеёй 1067 мм. Некоторые из них очень древние, часто проходят по виадукам, которые построены над глубокими ущельями сто лет назад. В Индонезии почти нет железнодорожных туннелей, и даже скоростные междугородные поезда должны ползти через горы, на крутых поворотах, со скоростью чуть больше 10 км в час. Это верно и в отношении наиболее загруженных маршрутов между Джакартой и третьим по величине городом Индонезии - Бандунгом.

Ява, с почти 200 миллионным населением и такими многомиллионными городами как Джакарта, Сурабайа, Бандунг и Джокьякарта, по форме напоминает японский остров Хонсю (где расположены Токио, Осака, Нагоя, Киото и другие крупные города) и тоже перенаселён, длинен, узок и горист в середине. В Японии скоростные железнодорожные линии решили практически все проблемы. Гораздо более бедная Индонезия не могла мечтать о скоростных поездах. До настоящего времени.

Убытки от городских и междугородных пробок стали настолько огромным, оцениваемыми в десятки миллиардов долларов ежегодно, что индонезийское правительство вынуждено было задуматься о «большем». Необходимы были огромные инвестиции в порты, аэропорты и дороги. Были проведены исследования. Японские и китайские компании начали конкурировать за строительство первых этапов скоростных железнодорожных маршрутов. Японская и китайская системы превосходны и имеют больше достоинств, чем недостатков. Японские скоростные поезда - самые старые, быстрые, безопасные (ни одни поезд не сходил с рельсов), и, возможно, самые комфортные на земле. Но Китаю удалось построить самую длинную и быструю высокоскоростную сеть железных дорог в мире, которая характеризуется удивительной безопасностью и точностью.

Япония имеет серьёзные проблемы в Индонезии. Несколько десятилетий японские компании, производившие автомобили и мотоциклы, использовали Индонезию в качестве сборочной линии, оставляя после себя загрязнения воздуха и устаревшие модели машин. Многие говорят, что японские автомобильные компании подкупали индонезийских чиновников, чтобы заблокировать строительство общественного транспорта в городах. Недавно высокопоставленный правительственный чиновник и бывший директор по анализу государственных финансов и денежной политики в Министерстве планирования национального развития Индонезии Сидки Суитно сказал мне: «Японцы пользуются преимуществами в Индонезии, начиная с диктатуры Сухарто: автомобильная промышленность больше похожа на олигополию японских автомобилей в Индонезии. И что мы получили от них? У нас до сих пор нет собственной автомобильной промышленности, нашего национального автомобиля или национального производства мотоциклов. И это несмотря на большой рынок: в 2018 году в Индонезии продано 1,1 млн. автомобилей и 6,5 млн. мотоциклов».

Он и многие другие в Индонезии поддерживают китайские предложения. И китайская заявка, в конце концов, победила. Отчасти потому, что китайские проекты дешевле, чем японские, а отчасти потому, что скорость, с которой китайцы строят новые железные дороги по всему миру, беспрецедентна. Разрушенная индонезийская инфраструктура нуждается в чрезвычайно быстром капитальном ремонте. А китайские фирмы могут строить и высокоскоростные железные дороги и обычные (но не менее важные) для перевозок товаров и пассажиров по местным маршрутам.

Трагедия индонезийской экстремальной капиталистической «экономической» модели состоит в том, что правительство не имеет большого бюджета на инфраструктуру. Метро Джакарты (до сих пор только одна линия) или междугородные линии строятся постепенно и медленно по всему архипелагу, вместо использования более экономичного, быстрого и параллельного подхода. Наиболее логичной первой высокоскоростной линией должна стать железная дорога между двумя крупнейшими городами Явы - Джакартой и Сурабайей, которые расположены в 1000 км друг от друга. По этому маршруту ежедневно могут перемещаться миллионы человек, как между Токио и Осакой. Это принесёт большое облегчение перегруженной и экологически разрушенной дорожной системе.

Но после бесчисленных «исследований» и дебатов. Индонезийское правительство решило построить сначала короткий участок между Джакартой и Бандунгом - двумя городами, которые расположены в 138 км друг от друга. Сегодня поездка по устаревшей однопутной голландской железной дороге между ними занимает 3 часа 30 минут. А пробки на шоссе замедляют автомобильное движение до 20 км/час, увеличивая время поездки до 6-7 часов. Китай уже начал строительство ветки высокоскоростной железной дороги, которое должно закончится в 2021 году. На строительной площадке около Бандунга китайский начальник сказал мне, что «всё идёт по плану». Если всё и дальше пойдёт также, то в 2021 году из Джакарты в Бандунг можно будет доехать за 40 минут.

Проблема в том, что оба города задыхаются от автомобильных пробок, особенно Бандунг с его совершенно неадекватным общественным транспортом. Высокоскоростные поезда будут доставлять пассажиров из одного кошмара городских пробок в другой. Конечно, Китай прекрасно знает, как решить проблемы транспорта в городе и между городами. Это заложено в основу инициативы «Один пояс, один путь». И китайские города - живое свидетельство эффективного и экологического городского планирования. Но индонезийское правительство не готово «идти до конца». Оно всё ещё прибегает к полумерам. Медленный прогресс оставляет Индонезию позади даже таких стран как Филиппины и Вьетнам.

Конечно, правительство Джокови знает, что без железных дорог, портов, аэропортов и шоссе в Индонезии не может быть прогресса. И у него действительно «наполеоновские» планы. К концу 2030 года оно хочет построить 12000 км железных дорог на всём архипелаге. На одних только Яве, Мадуре и Бали - 6900 км. Даже на Папуа 500 км. На Калимантане (Борнео) - 1400 км, на Суматре и Батаме - 2900 км, на Сулавеси - 500 км. Новые ветки будут двухпутные, электрифицированные и с более широкой колеёй, не все, но хотя бы некоторые. Но здесь одна загвоздка: либо задействовать Китай на полную силу, либо индонезийская мечта рухнет, как все прошлые песчаные замки.

У Индонезии нет ни высоких технологий, ни стабильности. У Китая есть. После организованного США переворота 1965 года Индонезия сожрала природные ресурсы, наполнив карманы нескольких богатых и коррумпированы олигархов, и практически ничего не построив, став одной из самых слаборазвитых стран Азии. Инициатива «Один пояс, один путь» может изменить это. Коммунистический, активный, трудолюбивый и интернационалистский Китай поднимает всю Африку с колен. То же самое он может сделать и для Индонезии, если правители в Джакарте позволят это. И если западной пропаганде и НПО не удастся сорвать национальную инфраструктурную модернизацию.


Источник: Now Indonesia in Love with Trains – China’s BRI Ready to Help, Andre Vltchek, journal-neo.org, May 09, 2019.

Tags: Андре Влчек, Индонезия, История, Китай, США, Япония, демократия, империя, коррупция, кризис, неолиберализм, экология
Subscribe

Posts from This Journal “Андре Влчек” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments