antizoomby (antizoomby) wrote,
antizoomby
antizoomby

Category:

Будущее фундаментализма в арабских странах.


В арабском мире наблюдается снижение уровня вооружённого фундаментализма из-за военных поражений таких крупных фундаменталистских организаций как Аль-Каида и ДАИШ. Поражение ДАИШ в Ираке и Сирии и падение её столицы Мосула оказало очень важное влияние на будущее этой организации в арабском мире, но только на организационном и террористическом уровнях. На идеологическом, религиозном и культурном уровнях наследие фундаментализма не ослабевает и продолжает удерживать свои влиятельные позиции в городах, мечетях и школах арабских стран.

Лёгкие и беспрепятственные победы ДАИШ при первом появлении и расширении этой организации обеспечили ей необдуманную поддержку арабов и мусульман, которые поверили, что эту террористическую группировку поддерживает сам Бог. Это оказалось очень опасным заблуждением для арабов, предоставив ДАИШ идеологическое оправдание и благоприятную среду для своего распространения. Миф о том, что победы ДАИШ стали возможными благодаря божественному вмешательству, стал отражением историко-мифического склада мышления арабов, которому свойственно субъективно и суеверно интерпретировать факты и события политической истории. Такое мышление служит своего рода психологическим защитным механизмом, который ограждает арабов от чувства неполноценности из-за неоднократных поражений в современной истории.

Эта арабская психологическая особенность проявляется в запутанном национальном наследии и в убеждённой вере арабов, что они – избранная нация, которая всегда побеждала и будет побеждать, благодаря своей религии. А подобная психологическая убеждённость на национальном уровне ведёт к самому настоящему фундаментализму, который сам использует эту убеждённость для борьбы с миром, и в первую очередь с исламским миром. А фундаменталистские битвы – одни из самых опасных и жестоких в истории исламского мира, который после ДАИШ стал чрезвычайно разделённым на религиозные и идеологические секты.

Мусульмане перестали сочувствовать друг другу и проявлять единство, а это похоже на больной организм, в котором каждый орган действует сам по себе, и даже хуже, каждый орган вредит другому. Эта ситуация угрожает единству арабского мира, общественным и религиозным взаимоотношениям внутри него. Таким образом, фундаментализм проник в естественную общественную и религиозную ткань арабского мира, разорвав её на части и поставив арабское будущее в зависимость от самых жестокий моделей фундаментализма в политической, социальной и религиозной сферах. В результате, сегодня мусульманам кажется очень сложным избавиться от влияния идеологии и практики фундаментализма.

Наше наследие, включающее в себя арабское самосознание, тесно связано с религиозным фундаментализмом на идеологическом и практическом уровнях, а это наиболее опасные условия для укрепления и распространения фундаменталистского господства в обществе. Именно поэтому арабское общество не может отказаться от идеологии фундаментализма даже за пределами организационных рамок религиозно-политической системы. Этим мы объясняем кампанию популистских протестов в Египте против египетских деятелей культуры, которых обвинили в переходе на сторону шиитов за посещение народных протестов в Ираке, хотя они отправились в Ирак, чтобы приветствовать войну против террористической группировки ДАИШ, которая является вооружённым крылом религиозного салафитского фундаментализма. И этим же мы объясняем недавние крики алжирских болельщиков на спортивном стадионе, которые возмутили иракцев своим сектантским и оскорбительным характером.

Именно это наследие, ведущее к религиозному и идеологическому расколу, использует фундаментализм в процессе своего возрождения, подрывая концепции национальности и гражданства, которые приняты в современном государстве в качестве замены религиозно-сектантского разделения. При этом находятся новые религиозные и культурные идеи у умерших арабских деятелей культуры, даже тех, кто не имел отношения к религии. В этом смысле деятели культуры обладают большим значением, чем другие великие арабы, потому что сегодня они оказывают наибольшее влияние на общественные дискуссии в арабском обществе, как это произошло недавно по поводу религиозных воззрений покойного артиста Махмуда Аль-Джунди.

Сектантская фундаменталистская идеология глубоко проникла в официальную арабскую политику, и наиболее ярким примером этого является риторика политических кругов и СМИ Ливана. Сейчас официальные и популярные арабские СМИ открыто распространяют сектантскую точку зрения при описании народов и религий. Возникающий при этом политический и социальный раскол арабского общества – одно из наиболее опасных следствий религиозного фундаментализма. Мы оказались в условиях серьёзной религиозной и национальной раздробленности, а в СМИ совершенно отсутствуют концепции единой исламской религии и арабской нации.

В нынешнем фундаментализме и джихадизме большое значение имеет разделение мусульман на суннитов и шиитов, на правоверных и неверных, а также осуждение христиан за новые крестовые походы и поиск близких и дальних врагов, при этом евреи практически полностью исключены из обсуждения. Этот фундаментализм привёл к снижению научного и культурного уровня в арабских странах, распространению неграмотности и сексуальных извращений на фоне роста торговли рабами и человеческими органами, а также так называемого секс-джихада. В то же время, в социальной сфере в арабских странах наблюдается увеличение безработицы, экономической разрухи и бедности, что подталкивает людей к джихаду, в надежде, что он обогатит их за счёт грабежа нефтяных и других ресурсов и работорговли.

Это напоминает нам историю хашашинов из замка Аламут, где Хасан бин Ас-Саббах создал модель рая, чтобы соблазнять новобранцев своей группировки на мученическую смерть или самоубийство в ходе партизанских операций против вражеских крестоносцев. И хотя существует большое различие между исмаилитской идеологией Хасана бин Ас-Саббаха и фундаментализмом группировки ДАИШ, политика и тех и других определяется единственной фундаменталистской точкой зрения. Убийства и сексуальное подавление – важные психологические факторы, оказывающие большое влияние на чувства арабской молодёжи, присоединяющейся к джихадистским движениям, обещающим рай.

Самоубийственные теракты по-прежнему представляют арабской молодёжи обманчивый шанс избавиться от негативных и досадных проблем реальной жизни, которые будут только усиливаться из-за неспособности официальной политической системы арабских государств справиться с задачей гармоничного развития экономической и социальной жизни с ориентацией на права человека и защиту окружающей среды, поскольку фундаменталистская идеология, даже если она откажется от своего упора на религию, перейдя в другие формы политического и идеологического фундаментализма, в ближайшем будущем будет оказывать большое влияние на арабские страны.


Источник: حكمت البخاتي, مستقبل الأصولية في البلاد العربية, annabaa.org, 06 May 2019.

Tags: Египет, Ирак, Ливан, СМИ, Сирия, идеи, империя, религия, терроризм
Subscribe

Posts from This Journal “религия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments