BigBrotherWatch большое внимание уделяет государственной слежке в Соединённом королевстве (СК), которая игнорируется центральными СМИ. Сегодня особое беспокойство вызывает подрыв нашей демократии неконтролируемой государственной слежкой. Эта неадекватная одержимость правительства подавляет важнейшую способность правозащитников, активистов и местных ненасильственных протестующих бороться за социальные перемены.
Исполнительный директор Центра журналистских расследований Том Андерсон с 2014 года занимается разработкой проектов по этой теме. Его последняя работа сосредоточена на поддержке новых моделей общественной и некоммерческой журналистики. Центр журналистских расследований – аналитическое агентство, альтернативный университет и экспериментальная лаборатория, созданная для обучения нового поколения журналистов, занимающихся расследованиями для различных информационных источников. Зарегистрированный как благотворительная организация, этот центр пытается защищать независимых журналистов.
Об этом Том Андерсон написал в отчёте под названием «Государство надзора». Этот отчёт описывает государственную слежку в таких областях как полицейская деятельность, внесение в чёрные списки, журналистские расследования, профессиональные юридические привилегии, уязвимые группы, мирные протестующие, активисты, школы, иммиграция, здравоохранение, социальные службы – фактически во всех сферах гражданского общества. Здесь мы публикуем отрывок из этого отчёта, касающийся пугающих последствий надзора над журналистикой:
Ключевым открытием документов Сноудена стало подтверждение того, что независимые журналисты подвергаются государственному надзору. В одном документе говорилось: «Журналисты и репортёры, представляющие все виды новостных СМИ, несут потенциальную угрозу безопасности. Особую озабоченность вызывают журналисты, проводящие расследования, которые специализируются на разоблачениях, связанных с военными вопросами, либо из-за стремления к прибыли, либо из-за так называемых общественных интересов». Если мы признаём важное значение наблюдательной роли журналистских расследований для обеспечения доступа к информации и общественного контроля, т.е. общественного интереса, ради которого работают эти журналисты, то такое отношение власти представляет серьёзную угрозу для нашей демократии.
Подавление и сдерживание журналистов при проведении расследований – не новый элемент государственной деятельности. Однако, Закон о полномочиях на проведение расследований 2000 года и Закон о полномочиях расследований 2016 года, в сочетании с растущей сложностью, масштабом и доступностью средств надзора, означает, что в руках тех, кто пытается скрыть правонарушения и преследовать журналистов, находятся мощные инструменты. «Нападения продолжаются. Предложенный Юридической комиссией Закон о шпионаже намеренно стирает грань между журналистами, ищущими информацию для проведения расследований, и шпионами, действующими в интересах враждебного государства, и устанавливает опасное отношение к журналистике».
Дополнительная опасность заключается в распространении средств и практики надзора на негосударственных субъектов, которые могут быть объектами журналистских расследований – например, на корпоративные интересы и организованную преступность. Государственные судебные процессы и инвестиции в новые формы слежки, типа технологий распознавания лиц, которые государство собирается использовать при подключении к интернету, подвергает журналистов и разоблачителей ещё большему надзору, чем госслужащих. Хотя надзор над журналистами представляет для них серьёзную опасность при проведении расследований, ещё большую опасность представляет пугающее воздействие драконовского законодательства СК на всю журналистику и общество в целом.
В Центре журналистских расследований мы часто контактируем с журналистами, работающими над вопросами, представляющими общественный интерес, и наблюдаем заметное усиление озабоченности работой служб госбезопасности на фоне негативных законодательных изменений и общей риторики на тему надзора. Мы составили справочник под названием «Информационная безопасность для журналистов», который описывает методы защиты от слежки. После публикации в июне 2014 года этот справочник скачен через интернет более 270 тыс. раз. Мы также модифицируем ноутбуки и создаём анонимизирующие операционные системы для журналистов, сталкивающихся с высокими рисками при проведении расследований. Фактически, мы наблюдаем, что журналисты привыкли пользоваться такими средствами безопасности как браузер Tor, программа Signal для зашифрованной связи, программа PGP для шифрации почты, и клетки Фарадея для блокировки телефонных сигналов, несмотря на значительные неудобства, несомые ими.
Нам известно, что некоторые журналисты, расследующие особо опасные дела, не важно независимые они или служат в крупных СМИ, стараются максимально перейти на личное общение, а также используют дополнительные ноутбуки, не подключенные к интернету, чтобы спастись от правительственного хакинга. Журналистам, работавшим с документами Сноудена, даже приходилось сидеть в экранированных закрытых комнатах, которые были защищены от радиосигналов. Из-за быстрого распространения таких угроз мы снимаем короткие видео-ролики, обучающие журналистов информационной безопасности. Наши инструкторы оказывали помощь в обеспечении кибербезопасности нескольким новостным организациям, международным журналистским конференциям и сотням журналистов. Мы очень обеспокоены ростом спроса для такой помощи в СК.
Пугающее влияние на журналистику, которое мы наблюдаем теперь, невозможно измерить количественно – мы не можем знать, сколько разоблачителей боится связываться с журналистами из-за правительственной слежки. Массовая прослушка средств связи в СК наносит огромный ущерб журналистам, которые обязаны предоставлять разоблачителям гарантии анонимности. Поскольку каждый случай электронной связи оставляет цифровой след, который попадает в государственную базу данных, современным британским журналистам практически невозможно общаться с информаторами, особенно при отсутствии профессиональных инструментов защиты безопасности. Кроме того, технологии отслеживания местоположения серьёзно усложняют даже личные встречи журналистов с информаторами.
В отчёте 2017 года «Защита информаторов и разоблачителей в цифровой век» Институт передовых правовых исследований предупредил: «Технологические изменения означают, что журналисты, фрилансеры и публикаторы сталкиваются с беспрецедентными сложностями в защите своих источников. Хотя существует ряд внутренних и европейских юридических средств защиты конфиденциальности источников, их эффективность значительно ослаблена технологиями обеспечения лёгких маршрутов к информации и использования скрытых полномочий, о которых журналисты и источники могут не знать. Независимые журналисты и их адвокаты, которые работают уже несколько десятилетий, очень обеспокоены растущей технологической и юридической уязвимостью конфиденциальных источников, включая информаторов, защита которых крайне важна для журналистской работы в сфере общественных интересов».
Эти выводы согласуются с опытом Центра журналистских расследований. В конечном счёте, проблемы тотальной слежки намного шире простой цензуры, при которой опасность преследования за проведение расследований заставляет журналистов прибегать к самоцензуре и отказу от потенциально критических и опасных статей. Некоторые из наиболее важных разоблачений, сделанных журналистами раньше, невозможны теперь, а тайные преступления так и останутся безнаказанными. Современная тотальная слежка ставит под угрозу не только разоблачения и журналистские расследования, но и тормозит социальные изменения.
Источник: EXPOSED: UK’s Censorship On Journalism, BigBrotherWatch, truepublica.org.uk, September 22, 2019.