Девочка Анвар Аль-Анзи не смогла сдержать слёз и прижалась к своему костюму, который ей купили к началу учебного года в Саудовской Аравии. Она не может носить его, так как одна из школ восточной мухафазы Хафар Аль-Батин отказала ей и другим детям «племени кочевников» в приёме. Анвар – не первый ребёнок, страдающий от саудовских правительственных законов, которые более 60 лет назад начали преследовать её племя. По этим законам бедуины не считаются гражданами королевства, несмотря на внешнее сходство с саудовским большинством.
Страдания бедуинов, которые начала испытывать на себе Анвар – старая и актуальная проблема, из-за которой тысячи семей, живущих в Саудовской Аравии, лишены самых элементарных прав. И несмотря на многочисленные протесты, эти законы продолжают действовать. На протяжении всей истории саудовского королевства, которым правили семь королей, представители племени бедуинов были лишены прав на образование, медицину и работу, за исключением правления покойного короля Фахда бин Абдул-Азиза Аль-Сауда (1920-2005), который приказал предоставить гражданство нескольким бедуинам, но их число не было объявлено.
Саудовское правительство всегда ссылается на эти законы, когда речь заходит о проблемах «племени кочевников» или бедуинов – уязвимого национального меньшинства, которое проживает в северных и южных районах королевства. Они не могут получить гражданство, учиться в местных школах, лечиться в больницах, а их браки считаются незаконными. С исторической точки зрения, проблемы этого народа начались, когда были расчерчены политические границы между Саудовской Аравией, Ираком, Кувейтом, Сирией и Иорданией, что привело к расколу его места проживания. Но с официальной точки зрения, «кочевники» – это религиозные паломники, которые остались жить в Саудовской Аравии после религиозных путешествий.
Например, это говорится о мусульманских и арабских общинах мигрантов, прибывших из Азии и Африки: бухари, туркестанцы, бирманцы и индонезийцы, которые поселились в Мекке, Медине, Ат-Таифе и Джидде после выполнения несколько десятилетий назад ритуалов хаджа и умры, оставшись «ради получения саудовского гражданства». Но совсем другая ситуация с племенами анза, шаммар, бани-халид, аль-асада, живущими на севере королевства, и с племенами аль-касир, аль-мусаабан, аль-авалик, халифа, аль-кариб, аль-кахтан, аль-хамадан, живущими на юге Саудовской Аравии, которые в соответствии с историческими национальными картами, проживают в этих районах с XIV века.
Это группы семитских народов, которые жили на Аравийском полуострове и рядом с ним до раздела сфер влияния по Соглашению Сайкса-Пико 1916 года, тайно заключённому между Британией и Францией после разгрома Османской империи во время Первой мировой войны. «Племена кочевников», часто называют просто бедуинами, ссылаясь на древние племена бедуинов-кочевников, которые жили в пустынных районах современных территорий Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака, Сирии и Иордании. Среди этих племён встречаются такие крупные арабские народности как шаммар и анза. И хотя Саудовская Аравия разрешила натурализацию этих племён в 1970-х, многие из них не получили гражданства. Но дети получивших гражданство бедуинов всё равно были ограничены в правах по Статье №9 Закона Королевства, согласно которой «их дети не могут поступить на военные и государственные должности, и не имеют права на медицинское обслуживание и образование».
На сайтах социальных сетей можно встретить множество жалоб «кочевников», бедуинов или мигрантов, которые показывают, что дети этих народов лишены основных прав человека на образование, здравоохранение и трудоустройство. Та же девочка Анвар Аль-Анзи лишена права на школьное обучение. История этой девочки стала известной благодаря Twitter. Многие люди выразили возмущение несправедливостью по отношению к «племенам кочевников» - ущемлением их права на образование, потребовав от компетентных органов решить эту проблему, которая существует уже долгие годы.
Аккаунт под названием «Агентство по приостановке обучения», который специализируется на историях, схожих с историей Анвар, сообщил в Twitter, что он «занимается решением проблемы Анвар», но затем удалил это сообщение. А аккаунт под названием «Образование Хафра Аль-Батина» - города в котором расположена школа, не принявшая эту девочку - опубликовал заявление, в котором говорится: «Относительно информации, распространённой в социальных сетях по поводу запрета представителям кочевых племён получать образование, мы должны отметить, что приём в учебные заведения осуществляется в соответствии с циркулярами и утверждёнными положениями этих заведений, о чём в полной мере доводится до сведения родителей с конца прошлого года, и приём осуществляется только после заполнения всех необходимых официальных документов».
Противореча подобным официальным заявлениям, саудовские социальные сети заполнены тысячами аналогичных жалоб. Многие годы люди жалуются на невозможность получить образование, медицинскую помощь или работу. Это, например, случилось с учеником с синдромом Дауна, который обратился с призывом о справедливости к наследному принцу Мухаммаду бин Салману. По поводу ущемления прав маргинализированных групп населения исследователь прав человека из Европейской средиземноморской обсерватории Мухаммад Имад сказал: «Международное право гарантирует каждому человеку, проживающему на любой территории, набор основных и естественных прав, которые необходимы для сохранения его жизни». По мнению Имада, наиболее важные права человека: «право на гражданство, свободу передвижения, доступ к жилью, а также другие гражданские и политические права, включая доступ к медицинской помощи».
«Однако реальная жизнь этих племён говорит о нарушениях международного права, из-за которых большинство их представителей сталкивается с плохими гуманитарными и правовыми условиями», - добавил он. - «Большинству их отказано в гражданстве, в образовании в государственных школах, вынуждая их обращаться в частные школы, обучение в которых стоит очень дорого. Они также лишены права на работу в государственных учреждениях, и сталкиваются с серьёзными трудностями на работе в частном секторе. Всё это ухудшает их жилищные и экономические условия, и затрудняет доступ к государственной медицине, из-за чего они вынуждены тратить большие деньги на лечение в частных клиниках».
Выдающийся саудовский диссидент и председатель Движения исламских реформ доктор Саад Аль-Факих говорит, что «саудовский режим считает, что правом на предоставление гражданства иностранцам обладает только правитель, раньше это право было у короля и пяти высших членов семьи Аль-Саудов, но недавно этот круг ограничился лишь наследным принцем Мухаммадом бин Салманом». Аль-Факих также считает, что «натурализация этих групп населения не имеет никакой связи с интересами королевства, скорее это зависит от настроения короля и его родственников, а они думают, что эти люди будут обузой для государства, которое должно будет обучать сотни тысяч бедуинов, давать им работу и лечение».
Таким образом, саудовское правительство считает их угрозой безопасности. Оно выдаёт им специальные удостоверения, чтобы контролировать их перемещения по стране и преследовать под предлогом совершения политических и уголовных преступлений. Но эти удостоверения не помогают получить работу, образование или медицинские услуги. В 2014 году Главное паспортное управление Саудовской Аравии выпустило специальные удостоверения для кочевых племён, живущих на окраинах королевства, официально заявив, что они помогут им в решении жизненных проблем, но этого не произошло.
По поводу нарушения норм международного права в отношении детей этих племён Аль-Факих сказал: «Королевство не волнуется об этом, потому что никто не наказывает его в таких институтах как Международный уголовный суд, Совет Безопасности или ООН. Саудовская Аравия не считает всё это проблемой, правительство просто даёт им удостоверения. Если им удастся добраться до европейских стран, им будет оказана помощь, в отличие от нашей страны, где бедуины ничего не получают уже десятки лет». Саудовское королевство делает всё возможное, чтобы изгнать их, как оно поступило с 750 тысячами йеменцев за одну ночь кризиса в Персидском заливе 1990-1991 годов, а затем оно повторило это после начала войны с хуситами. Но Иордания, Ирак и Кувейт не принимают их, что противоречит международному праву.
И с этими проблемами сталкиваются не только иностранцы, но и саудовские граждане, которые были лишены своих прав из-за политики двойных стандартов, с одной стороны, и из-за ухудшения экономической ситуации в королевстве, с другой, особенно это касается Мекки, Асира, Восточного региона и Джизана. У этих людей и их детей есть саудовское гражданство, но негативные последствия экономического и социального кризиса в Саудовской Аравии привели к обеднению и маргинализации большей части населения королевства.
Это обнаружилось в 2014 году, когда тысячи саудовцев отправили в Twitter критические сообщения о саудовской политике, которая дискриминирует полноправных членов общества по региональным, финансовым, религиозным и национальным признакам. Например, аккаунт «Хани Аль-Хани» опубликовал более 30 видеозаписей саудовских граждан внутри и за пределами королевства, которые высказали свои мнения по поводу «расистского отношения к людям одного народа», требуя «справедливости и прав человека». Так человек, назвавший себя Аль-Фарадж, сказал, что «саудовская политика правления разделяет граждан по племенному признаку», и существуют различия между духовенством и учёными, а также двойные стандарты в отношении к работе и образованию для разных регионов саудовского королевства.
Противник саудовского режима Маджид Аль-Асмари сказал: «небольшая группа, которая господствует в управлении государством и гражданами, состоит из психопатов, которым наплевать на страдания других, они хотят лишь сохранить для себя и своих родственников богатство и власть». По поводу возможности получения саудовского гражданства «племенами кочевников», Аль-Асмари сказал: «эти люди хотят получить гражданство, чтобы добиться минимальных прав человека, в которых им отказано», подтвердив, что представители этих племён лишены доступа ко всем услугам, которые доступны гражданам.
«Пока сохраняются привилегии и пособия, которыми пользуется лишь очень маленькая группа, чиновники и правители Саудовской Аравии не заботятся о страданиях людей в стране и заграницей, в результате чего наш народ несчастен, и власть уже не может опираться на страх», - сказал Аль-Асмари. - «Саудовское правительство, имея богатство, которое Бог даровал всему населению, а не ограниченной привилегированной группе, может дать кочевым племенам те права, которые они заслуживают, особенно тем, которые уже получил удостоверения личности, но продолжает страдать от плохих социальных условий».
«Саудовское государство очень богато со времён правления королей Фейсала (1964-1975) и Халеда (1975-1982), но это не относится к его людям, независимо от наличия или отсутствия удостоверений личности, живущих в жалких условиях, поскольку государство долгие годы стремится к правлению всем исламским миром», - сказал Аль-Асмари. И все нарушения, о которых сообщает саудовская оппозиция внутри и за пределами королевства, подрывают доверие к Саудовской Аравии, и все кто на международном и региональном уровне поддерживает её уродливые преступления, только ухудшает ситуацию в арабском и исламском мире.
Адвокат Европейской средиземноморской обсерватории Мухаммад Имад сказал, что власти Саудовской Аравии выдвигают «иррациональные аргументы против более 250 тысяч бедуинов, что, как считают правозащитники, может привести к массовым репрессиям. Правительство королевства заявляет, что эти люди не являются саудовскими гражданами и не имеют права на получение гражданства, которое может позволить им получить все права, гарантированные законодательством Саудовской Аравии».
«Саудовская Аравия делит этих людей на четыре категории: 1) представители четырёх самых крупных племён, которые получили гражданство; 2) союзные племена, которые до сих пор не получили гражданство; 3) те, кто получил временные удостоверения личности; 4) те, кто не имеет ни удостоверений личности, ни свидетельств о рождении», - сказал Имад. По его словам, Саудовская Аравия несёт юридическую и человеческую ответственность за отказ в предоставлении гражданства и интеграции их в общество Саудовской Аравии, поскольку они в равной мере имеют все права, привилегии и обязанности, гарантированные Конституцией.
Саудовские власти обязаны предоставить бедуинам такие основные права человека, как право на образование, медицинскую помощь, работу, а также избирательные и политические права, предусмотренные международным правом и саудовским законодательством. На основе своего международного юридического опыта Имад считает, что «решить эту проблему можно лишь признав этих людей гражданами Саудовской Аравии, предоставив им все права и интегрировав их в саудовское общество, так как они живут на той же земле, что и остальные саудовцы». Если саудовские власти не будут этого делать и продолжат лишать прав человека этих людей, нарушая международное право, то это «создаст негативное представление о соблюдении прав человека в королевстве и раскроет ложь заявлений о стремлении государства предоставить людям политические и общественные права и проводить политику прозрачности».
По поводу необходимых решений в Саудовской Аравии противник саудовского режима Маджид Аль-Асмари сказал, что «люди и семьи этих народов, получившие или нет гражданство, продолжат также страдать, пока будут оставаться маргинализированными, безмолвными и лишёнными всех основных прав человека, предусмотренных законом. Нет смысла смиряться с авторитарными решениями тиранической власти, необходимо объединить всех угнетенных и обездоленных, чтобы гордо и достойно требовать свои права, а не умолять и ждать, когда власти решат поступать правильно».
Источник: القبائل النازحة والبدون.. لماذا تهمّشهم السعودية منذ 6 عقود, hourriya-tagheer.org, 19 September 2019.