Действительно, коронавирус очень пугает, и в большей степени потому, что его действия скрыты. Он действует широко, любит выбирать наиболее уязвимых, и не волнуется по поводу своих жертв. Он стал идеальным источником паники. И подобно новостям о серийном убийце, СМИ теперь с радостным безумием создают цирк массовой истерии. Эта статья собирается не высмеивать невероятные усилия в борьбе с COVID-19, а задать вопрос: почему наша страна отреагировала именно так, как отреагировала.
16 июля 2009 года Guardian опубликовала статью с прогнозом 65000 смертей от пандемии H1N1, сославшись на предупреждение профессора медицины сэра Лиама Дональдсона. Агентство охраны здоровья предсказало два пика: первый соответствует еженедельному заражению 115 тыс., а второй 80 тыс. наступит через две недели. Британские эпидемиологи из Имперского колледжа Лондона считали, что свиной грипп H1N1 распространяется достаточно быстро, чтобы оправдать подготовку к пандемии.
Считалось, что кашель и чихание - главные причины переноса вируса, а мытьё рук и поверхностей может остановить потенциальное заражение. Всем с подозрением на H1N1 посоветовали оставаться дома и самоизолироваться. Еженедельно проводились встречи с Тони Блэром, который стал героическим капитаном корабля. «Сейчас свиной грипп быстро распространяется по всей стране. Врачи говорят, что они находятся под сильным давлением со стороны пациентов, которые заразились им, и многие врачи говорят, что общественное обсуждение смерти шестилетней школьницы Хлои Бакли сильно разволновало людей», - сказал председатель Королевского колледжа профессор Стив Филд.
Позже Национальная служба здравоохранения (НСЗ) провела исследование фактического уровня смертности: из 540 тыс. зарегистрированных заражённых в Соединённом королевстве (СК) к декабрю, когда вспышка инфекции достигла своего минимума, умерли 138 человек, а не десятки тысяч, как сообщали газеты. В 2010 году Telegraph написала, что за весь период этой пандемии умерли 457 человек, а страна потеряла 1,2 млрд. фунтов стерлингов. Последующие исследования British Medical Journal обнаружили, что сообщения о «пандемии» 2009 года были преувеличены, а во время второй, и более слабой волны заражений, центральные СМИ потеряли интерес к ней. Иными словам, большинство британцев знало о «свином гриппе», но не боялось так, как сегодня коронавирус.
Сейчас наблюдается аналогичная картина, за исключением усиления напряжённости и паники. Учёные прогнозируют гибель 250 тыс. человек в этом году, если правительство применит «мягкую» стратегию, и 125 тыс., если применит «жёсткую» стратегию. Выбор между первой и второй стратегиями привёл к частичному карантину. В скором времени следует ожидать более жёстких мер, поскольку экономика быстро падает. Слухи, ложь, фальшивые новости и пропаганда сопровождают COVID-19. Отчасти это связано с нашим незнанием мер борьбы с коронавирусом. СМИ разжигают страхи, которых не было в западных странах после финансового краха 2008 года. В СК этот ужасный эпизод истории привёл к массовой перекачке богатства, из-за чего государственный долг вырос на 1 трлн. ф.ст..
На самом деле, COVID-19 - это паническая угроза, которую внушают нам СМИ, учёные и политики. Мы не должны забывать, что каждый год в Англии умирают около 500 тыс. человек, и за следующие 20 лет эта цифра возрастёт до 590 тыс. Сердечная недостаточность и инсульт - главные убийцы. С ростом стареющего населения, большинство престарелых людей столкнутся со множеством проблем. Например, около 30% людей старше 85 лет с раком заболеют деменцией. Каждый четвёртый гражданин СК умрёт от рака. И мы не должны забывать, что всего за 20 лет XXI века в мире зарегистрировано 67 «эпидемий» - почти в два раза больше, чем с конца XIX до конца XX веков. Наиболее известны четыре эпидемии, которые затронули Запад. В СК мало знают об эпидемии H5N2, которая вспыхнула в 2015 году в США, где СМИ подняли большую панику, приведшую к убийству 43 млн. птиц (в основном индюшек), хотя ни один человек не умер. Птиц убивали закачкой водяной пены в птицефабрики.
Но есть и другая статистика, о которой редко сообщают. Организация «Общественное здравоохранение Англии» обновила свои ежегодные данные 11 марта прошлого года: «Загрязнение воздуха - самая опасная экологическая угроза здоровью в СК, от 28000 до 36000 смертей в год связано с этим долгосрочным воздействием. Существуют убедительные доказательства, что загрязнение воздуха вызывает развитие ишемической болезни сердца, инсульта, респираторных заболеваний, рака лёгких и астмы». Все эти заболевания делают людей уязвимыми перед коронавирусом.
Центр международных исследований Университетского института Лиссабона опубликовал свой доклад в итальянской газете Publico, сообщив, что зимой 2016-17 годов от гриппа умерли около 25000 итальянцев, а в 2015 году 38000 европейцев умерли всего лишь от одного яда - продукта сжигания дизельного топлива. Ни одно СМИ не подняло по этому поводу паники. Когда пишутся эти строки, Италия находится в тяжёлом положении: её экономика раздавлена, повсюду мародёрство и общественные беспорядки, поскольку у многих семей закончились деньги и еда. И это притом, что пока уровень смертности от COVID-19 не достиг уровня смертности от гриппа.
От одного лишь загрязнения воздуха за последнее десятилетие в Англии умерло более четверти миллиона человек. Как и в случае COVID-19, эти несчастные люди стали жертвами невидимого серийного убийцы, вдохнув ядовитую смесь и столкнувшись с последствиями. Правительство, службы здравоохранения, аналитические центры и эксперты знают об этом уже многие годы, но ради COVID-19 эта страна собирается позволить экономики полностью разрушиться.
Экономические потери.
Экономист Института фискальных исследований Изабель Стоктон сказала 26 марта: «Реакция на пандемию COVID-19 привела к резкому спаду экономической активности. Она также вызвала существенную реакцию фискальной политики, стоимость которой добавится к правительственному долгу. Прогноз, мягко говоря, неопределённый. Принимая во внимание только объявленные на данный момент меры, и даже если экономика сократится «только» на 5% в этом году, мы можем ожидать, что заимствования в этом году увеличатся на 175 млрд. ф.ст. или более 8% национального дохода. Это в три раза больше бюджетного прогноза двухнедельной давности. 40% этого роста станет результатом новых фискальных мер, а остальная часть - экономического спада, падения доходов и роста правительственных расходов. Этот дефицит может вырасти намного больше, если экономика сократится ещё больше, если схема удержания рабочих мест будет интенсивной, или если будут введены дальнейшие фискальные меры. В предстоящем финансовом году вполне реален дефицит более 200 млрд. ф.ст.. Вчерашнее объявление в парламенте об увеличении резервного фонда на предстоящий финансовый год с 10,6 до 266 млрд. ф.ст. говорит о том, что правительство готово пойти ещё дальше».
Процентная ставка Bank of England снижена до 0,1%, количественное смягчение на 200 млрд. ф.ст. обеспечит защиту банков от дефолтов, и прогноз Стоктон ухудшился менее чем через неделю. По данным ОЭСР, из-за коронавирусного карантина ВВП СК может сократиться примерно на 25%. В 2019 году ВВП СК составил 2,091 трлн. ф.ст.. Таким образом, ожидаемое сокращение (с учётом нормального уровня в первом и четвёртом кварталах) обойдётся в более 250 млрд. ф.ст. в виде упущенного дохода и падения деловой активности. Банкротства, неплатёжеспособности и дефолты по долгам будут стремительно расти в отношении предприятий и граждан, независимо от правительственной поддержки.
Ежегодный грипп.
COVID-19 во многом похож на ежегодный грипп. Каждый год сообщается, что в СК от гриппа умирают: 28330 (зимой 2014-15 годов) человек, 11875 (2015-16), 18009 (2016-17), 26408 (2017-18), 1692 (2018-19). За последние пять лет от гриппа умерло 60314 человек, в среднем 12062 в год. Большинство случаев гриппа регистрируются с 50-й недели (середина декабря) до 8 недели (конец февраля), снижаясь до середины апреля. В худшие годы грипп продолжается до лета, незаметно перетекая в осень и новую зиму. В основном, зимой в СК появляется три или четыре разновидности вирусов гриппа. Пока ещё нет данных, но скорее всего, в этом году смерти из-за гриппа не будут регистрироваться, и все смерти будут приписаны COVID-19.
Если COVID-19 убьёт столько же людей, что и ежегодный грипп, т.е. около 20000 британцев, а затем исчезнет как SARS и MERS, то возникнут вопросы: Почему СМИ и правительство не возмущаются, когда год за годом из-за загрязнения воздуха умирает ещё больше человек? Почему экономика рухнула из-за обычной инфекции, которая появляется каждый год?
Экономические последствия.
Когда кризис COVID-19 закончится, и начнётся анализ экономических последствий, выяснятся истинные масштабы ущерба, который люди должны оплачивать из-за истерии центральных СМИ. Предприятия и банки окажутся банкротами, корпорации получат государственную помощь, а простые люди ничего. И тогда вдруг станут заметны миллионы, стоящие в очередях на биржах труда из-за катастрофы, раздутой Guardian, Daily Mail, Express, Telegraph, Mirror и Sun, которые нажились на этой истерии.
Британия едва оправилась от финансового краха, созданного банками, который, как известно, убил более 120 тыс. человек оголтелой правительственной политикой, более похожей на социальную инженерию или евгенику, нацеленную против самых бедных. Почему никто не поднимал панику? Почему никто не поднимал панику по поводу смерти за последнее десятилетие более 300 тыс. британцев из-за использования ископаемого топлива? Почему их жизни оказались неважными? Возможно, потому что у бедных нет власти, а COVID-19 затронул тех, у кого есть власть? Страна собралась за 10 лет потерять 5% своего ВВП из-за Брексита, но СМИ не стали поднимать по этому поводу истерию.
На данный момент, предсказание смерти 250 тыс. британцев от COVID-19 выглядит полной ерундой. Национальный медицинский директор профессор Стивен Поуис сказал недавно, что национальные усилия по самоизоляции могут сработать, если каждый сыграет свою роль, и в этом случае от COVID-19 умрёт чуть больше 20000. Нет смысла утверждать, что COVID-19 не несёт опасности, или, что мы не должны соблюдать рекомендации правительства. Но это число меньше уровня смертности от гриппа последних лет.
Все эти цифры указывают, что мы охотно разрушили всю экономику, чтобы статистика выглядела красиво. И не ставя под сомнение печальные реалии COVID-19, единственными, кто извлёк выгоду из него оказались СМИ, банки, политики и некоторые полудохлые корпорации типа Virgin Atlantic Ричарда Брэнсона, которую никто не хочет покупать. А для всех нас наступило очередное десятилетие жёсткой экономии. Но если в течение этого десятилетия появится ещё один коронавирус, то что тогда?
Источник: Covid-19 – The facts about the media, hysteria and economic breakdown, Rob Woodward, truepublica.org.uk, April 01, 2020.