Маттео Сальвини целует крест во время митинга 31 мая 2019 года в Аверсе (Италия).
Пять лет назад Маттео Сальвини раздевался и позировал полуголым в серии «сексуальных» фотографий, проданных на eBay. В то время он был высокопоставленным деятелем итальянской сепаратистской партии Lega Nord. Его эксцентричная фотосессия состоялась в кулуарах конференции National Front во Франции. Организатором этой акции стала итальянская сеть против абортов, которая заявила, что «вдохновилась наследием христианской культуры», чтобы сопротивляться «заговору против жизни». Сегодня партия Сальвини стала одной из самых известных националистической партией в Европе. Сам Сальвини стал министром внутренних дел Италии и самым известным политиком страны после выборов в Европейский парламент, на которых его партия получила треть итальянских голосов (примерно в пять раз больше 6%, полученных в 2014 году).
Наряду с лидером National Front Марин Ле Пен, венгерским премьер-министром Виктором Орбаном и другими, Сальвини возглавляет поразительное возрождение европейских ультраправых. Пропаганда правых популистов успешна, их партийные машины дисциплинированы, а их политика тщательно продумана для привлечения более широкого круга избирателей. Ещё в 2013 году Консервативная партия Британии исключила из своих рядов таких «чокнутых негодяев». Три года спустя произошло политическое потрясение в результате референдума Brexit, которое показало силу ультраправых. Сегодня европейские правые движения усилились и расширились. Недавно они выиграли рекордное количество мест в Европейском парламенте.
«Это признак, что Европа изменилась», - заявил Сальвини на триумфальной пресс-конференции в Милане после закрытия избирательных участков. Перебирая чётки, целуя крест и благодаря «непорочное сердце девы Марии», он заявил, что пришло время «спасти иудео-христианские корни Европы». В Венгрии его союзник и защитник нелиберальной демократии Орбан приветствовал «новую эру европейской политики». Эти движения возникли не вдруг, и не исчезнут в ближайшее время. С середины 2016 года мы наблюдаем рост националистических движений в Европе: от кампании Brexit и прихода к власти Орбана в Венгрии до отмены прав женщин и гомосексуалистов. Их стратегия начинается с влияния на избирательные, судебные, образовательные и медицинские системы, а также на политиков и СМИ, а заканчивается захватом власти.
Мы начали исследовать это, заметив нарушения в финансировании кампании по выходу Британии из ЕС. И мы обнаружили мощный и хорошо финансируемый альянс неоконсерваторов и ультраправых политиков, которые поддерживают либертарианскую социально-консервативную идеологию. Эта идеология лишает политического влияния женщин и геев. Они пропагандируют «сохранение жизни нерождённых» (игнорируя смертельный риск нелегальных абортов), «семейные ценности», подразумевая возврат к традиционным гендерным ролям, возвращая женщину в дом – на её «естественное место», и не оставляя места для геев, и «свободу» рынков и религиозных организаций, подразумевая, в основном, только христианство.
Эта триада «жизнь, семья и свобода» закреплена в Манхэттенской декларации – манифесте, написанном десять лет назад американскими правыми религиозными фундаменталистами. Подписавшие эту декларацию православные, евангелистские и католические деятели поклялись действовать совместно, чтобы «никакая культурная или политическая сила на Земле не заставила их молчать или согласиться». Сегодня эта коалиция приобрела трансатлантический размах. Многие европейские ультраправые политики открыто говорят о «защите христианской Европы». Орбан поддержал эту идеологию на недавних выборах, а Сальвини часто нападает на права сексуальных меньшинств. Первая ультраправая партия, попавшая в парламент Испании после диктатуры Франко под названием Vox, пообещала отменить законы, наказывающие за насилие по гендерному признаку. Польская партия Law and Justice добивается запрещения абортов и ограничения доступа женщин к контрацепции.
Для европейцев, которые хотели бы видеть свой континент самым светским и социально-свободным в мире, это очень тревожное явление. Нет ничего удивительного в том, что в европейских странах появляются ультраправые националистические движения, хотя очень странно, что эти движения быстро смогли завоевать популярность на выборах, несмотря на свою религиозную и консервативную риторику. Но это явление станет понятней, если мы начнём изучать международные финансовые потоки, связанные с самыми влиятельными христиано-консервативными группировками США. Несколько американских деятелей, подписавших Манхэттенскую декларацию, много раз летали через Атлантический океан, переправляя деньги для поддержки своей деятельности.
Недавнее расследование Open Democracy обнаружило, что за последнее десятилетие христианские правые США более 50 млн. долларов потратили на финансирование избирательных и пропагандистских кампаний в Европе. Конечно, по меркам финансово-политических кампаний в США, эта сумма может показаться скромной, но по европейским меркам это огромная сумма. Например, на выборы 2014 года в Европейский парламент все ирландские партии потратили всего 3 млн. долларов. Однако, эти цифры могут оказаться лишь верхушкой айсберга, так как наш анализ касался только 12 христиано-правых группировок в США, и мы столкнулись с жёстким ограничением информации на эту тему. Например, организации, зарегистрированные как церкви, не обязаны раскрывать свои зарубежные источники финансирования. Самым крупным спонсором, вероятно, стала Evangelistic Association Билли Грэма, которая с 2008 по 2014 год потратила в Европе более 20 млн. долларов, но в дальнейшие годы эта информация была закрыта, поэтому реальная цифра может оказаться намного больше.
Мы проанализировали тысячи страниц налоговых деклараций этих организаций за последнее десятилетие, а также наладили сотрудничество с европейскими журналистами, чтобы проследить потоки денег от американских спонсоров. Например, мы проанализировали данные организации Heartbeat International, которая основана в начале 1970-х в Колумбусе (Огайо), являясь одним из первых «кризисных центров беременности», мешающих женщинам получить доступ к легальным абортам и контрацепции. Сейчас сеть филиалов этой организации охватывает весь мир, и в Италии она потратила больше денег, чем в любой другой стране Европы. Как и следовало ожидать, мы также нашли связи между этими организациями и высшими членами нынешнего правительства США. Никто не раскрывает своих спонсоров, и нет законов, обязывающих делать это, но, по крайней мере, две организации связаны с известными консервативными спонсорами, включая семьи Кохов и трамповского министра образования Бетси Девос. Одна религиозная организация с 2008 по 2017 годы переправила в Европу 12,4 млн. долларов, и в списке юристов этой организации есть Джей Секулов – личный адвокат президента Трампа.
Ещё одна организация США, которая переводит деньги в Европу – это Acton Institute, основанный в Гранд Рапидс (Мичиган), и объединяющий экономический либерализм с консервативной христианской идеологией. Её налоговая декларация показывает, что с 2008 года она потратила в Европе 1,7 млн. долларов. У неё есть филиал в Риме, и она связана с влиятельными критиками Папы Римского, включая Dignitatis Humanae Institute, руководителем которого является бывший советник Трампа Стив Бэннон.
Недавно Dignitatis Humanae Institute попал в заголовки международных новостей из-за планов Бэннона использовать монастырь XIII века рядом с Римом в качестве центра обучения нового поколения ультраправых политиков. «Давайте создадим академию, объединяющую лучших мыслителей и способную обучать тех, кого мы называем современными гладиаторами», - сказал Бэннон в интервью каналу NBC. Позже его планы рухнули, когда правительство отменило договор об аренде институтом этого монастыря за различные нарушения. Это последовало за протестами местных жителей, которые усомнились в законности этой аренды. Некоторые документы показали, что Dignitatis Humanae Institute в течение пяти лет тесно сотрудничал с Acton Institute.
Основатель Acton Institute Роберт Сирико сказал, что его римский филиал участвовал в этом деле без его ведома, и он дал распоряжение прекратить сотрудничество с Dignitatis Humanae Institute и Бэнноном. Но споры вокруг деятельности Бэннона упускают один важный момент в работе Acton Institute. Задача этого института – поддержка ценностей свободного рынка, капитализма и социального консерватизма. В отличие от США, в Европе подобный фундаментализм – относительно новое явление, объединяющее отрицателей климатических изменений, противников абортов, гомофобов и критиков «либерального» Папы Римского. Это объясняет рост выступлений против социального обеспечения, особенно на ежегодном ультраконсервативном саммите World Congress of Families, который прошёл в этом году в Вероне. На нём, например, один из ораторов заявил: «единственный работающий институт социального обеспечения в Италии – это семья». Подобная риторика всегда была сильна в Италии и Испании, где социальное обеспечение очень популярно и обширно.
Давно известно, что христианские правые США поддерживают кампании против легальных абортов, прав геев, полового образования и тому подобного в Африке и Латинской Америке. Известно, что «убивающий геев» закон в Уганде и драконовские антиабортные законы в Латинской Америке привели к насилию, бедам и репрессиям на обоих континентах. Но масштабы проникновения американских религиозных консерваторов в Европу известны намного меньше. «Христианам потребовалось 30 лет, чтобы занять своё место в Белом доме», - говорит секретарь брюссельского Европейского парламентского форума по населению и развитию Нейл Датта. - «Мы знали, что подобные усилия происходят в Европе, но должно вызывать тревогу быстрота и масштаб этого».
Перед последними европейскими выборами Маттео Сальвини выступил на World Congress of Families в Вероне. Издеваясь над феминистками, он заявил, что их «должны изучать антропологи» и пообещал «бороться с гендерной теорией, пока она не изменится». Среди слушателей были христианские консерваторы и противники абортов из США, члены правительства и православной церкви из России и представители ультраправых партий из различных стран Европы. Под бурные аплодисменты итальянские политики объявили о своей поддержке «естественной семьи»: мужчина и женщина, состоящие в браке и имеющие нескольких детей. Следуя примеру Сальвини, они высказали сожаление о «кризисе пустых яслей» и предложили начать культурную войну против прав женщин и геев, чтобы избавиться от проблем сокращения населения и роста безработицы, особенно среди молодёжи.
Open Democracy уже в третий раз отправляет своих репортёров на World Congress of Families – после Молдовы в прошлом году и Будапешта в 2017 году, где выступал Орбан. Но в этом году конгресс был особенным. Мы с большей очевидностью обнаружили, что американские ультраконсерваторы и их ультраправые европейские друзья действуют скоординировано. Мы нашли новые доказательства, что группа европейских парламентариев усиленно занимается координацией подобных движений. И стало совершенно ясно, что этот альянс активно расширяет своё влияние на вершине политической власти.
Одним из активных ораторов оказался Игнасио Арсуага – лидер мадридской группировки CitizenGo. Основанная в 2013 году, после World Congress of Families в Испании, эта группировка стала консервативным ответом на такие прогрессивные интернет-платформы как Avaaz и Change.org. Организация Арсуаги наиболее известна своими интернет-петициями против однополых браков, полового образования и абортов, разъезжая по стране с лозунгами против геев и «феми-нацисток». В своём выступлении Арсуага выступил против «наследников итальянского коммуниста Грамши, культурных марксистов, радикальных феминисток и гомо-тоталитаристов». Он заявил, что «эта культурная война – глобальная война», призывая аудиторию двигаться во власть через партии и избранных чиновников, чтобы «контролировать их и их среду».
В Вероне мы узнали, что группировка CitizenGo, которая поддерживается американскими и российскими ультраконсерваторами, стремится играть более амбициозную и влиятельную роль в европейских выборах. Своей пропагандой она сдвигает избирателей далеко вправо. Арсуага сказал нашему репортёру, который выдавал себя за потенциального спонсора, что за неделю до апрельских национальных выборов его группировка собирается организовать в Испании пропагандистскую кампанию против своих политических противников. Он также сообщил, что его группировка согласует свои акции с другими ультраправыми движениями в Европе, и может обойти законы о финансировании избирательных кампаний в Испании. Во многих европейских странах такие законы ограничивают расходы на политические избирательные кампании и деятельность пропагандистских организаций, а также требуют прозрачности финансирования. Новая опасная тактика в Испании заключается в переправке практически неограниченных средств через подставные организации на внутренние политические избирательные кампании.
Состав управляющего совета CitizenGo раскрывает её транснациональную поддержку. Например, в этот совет входит близкий деловой партнёр «православного олигарха» Константина Малофеева, в отношении которого США и ЕС ввели санкции за поддержку сепаратистской республики на Восточной Украине. В этот совет также входит итальянский политик Люка Волонте, против которого в Милане начат судебный процесс по обвинению в коррупции. Из американцев в этот совет входит Брайан Браун – глава National Organization for Marriage, гомофоб и глава International Organization for Family, которая проводит World Congress of Families. Арсуага признался, что он «каждую пару месяцев или около того» получает советы от «старшего эксперта» по сбору средств и технологиям, и за всё «платит Брайан Браун». Этот эксперт – Дариан Рафи – партнёр Брауна по другой американской группировке под названием ActRight, которая называет себя «расчётной палатой для консервативных действий». Недавно эта группировка призывала людей «поблагодарить президента Трампа за прекращение трангендерного безумия в армии», а также написала в Facebook: «Как вы думаете, сколько Барак Обама заплатил Гарварду за принятие его тупоголовой дочери?»
Наш репортёр также поговорил с американцем Рафи, который работал на Республиканскую партию и Tea Party, а также помогал избранию Трампа. Он признался в своих давних отношениях с CitizenGo и похвастался использованием противоречивой технологии «гео-зонирования» по сбору с мобильных телефонов личных данных потенциальных избирателей в определённом районе. Бывший демократический сенатор Расс Файнголд, который сотрудничал с сенатором Джоном Маккейном в реформировании американских законов о финансировании выборов, назвал эту тенденцию «пугающей». Он призвал европейские власти «опередить это и не делать тех же ошибок, что были сделаны в США».
Растущая роль, которую CitizenGo, видимо, играет в поддержке европейских ультраправых партий – это новое применение финансовых и пропагандистских методов, которые давно используются транснациональными силами для вмешательства в национальные выборы. Например, во время исторического референдума об абортах в прошлом году в Ирландии, обнаружилось, что американские правые распространяли в социальных сетях пропаганду, нацеленную на ирландских избирателей. Мы также узнали, что иностранные спонсоры вкладывают деньги в избирательные кампании и покупают рекламу в социальных сетях, хотя Марк Цукерберг публично пообещал членам Европейского парламента, что Facebook запретит иностранную рекламу, которая вмешивается в национальные выборы.
Ясно, что американские ультраконсерваторы и европейские ультраправые готовы использовать лазейки в законах и даже недобросовестные методы. В прошлом месяце Open Democracy и некоммерческая организация Unhack Democracy Europe опубликовали доклад, раскрывающий крупное мошенничество партии Виктора Орбана Fidesz на венгерских выборах 2018 года, включая подкуп и запугивание избирателей, фальсификацию и выбрасывание бюллетеней, а также взлом избирательного программного обеспечения. После этих выборов Орбан получил парламентское большинство, что позволило ему усилить контроль над судебными органами, СМИ и другими ветвями власти. Но выборы в Европейский парламент в Венгрии, видимо, стали ещё более мошенническими, чем национальные.
Кроме того, недавно стало известно, что один ирландский член Европейского парламента попытался усилить влияние религиозных лоббистов на Брюссель. Эта спорная попытка была заблокирована после протеста законодателей, но поскольку правые сейчас очень сильны в парламенте, эта попытка вскоре должна возобновиться. Хотя ультраправые партии в Европе не оправдали всех прогнозов о перекройке европейской политической карты, проиграв в Германии, Голландии и Дании, они добились значительных успехов в Италии, Венгрии и Франции. «Вместо победы демократии», - говорит голландский учёный Кас Мудде, европейские выборы показали, что «популистские радикальные правые» стали «популярными и нормальными».
World Congress of Families в Вероне с большим воодушевлением прошёл как раз накануне европейских выборов. «Здорово быть среди такой группы ультраправых радикалов», - пошутил христиано-консервативный писатель Стив Терли. Провозгласив «пробуждение» от Америки Трампа до Индии Моди, Терли предсказал, что религиозные консерваторы вскоре превысят число «светских». Адвокат из Миссури и республиканец Эд Мартон, который участвовал в написании книги «Консервативный случай для Трампа» заявил с трибуны: «Brexit, Библия и границы сделают Европу снова великой!»
Но всё прошло не так гладко, как хотел Мартон и его коллеги. В начале заседаний World Congress of Families протестующих снаружи было намного больше, чем слушателей внутри. Более 30 тыс. протестующих из Италии, Аргентины, Белоруссии, Испании, Хорватии и Британии окружили здание, в котором проходил этот конгресс. А на следующий день феминистки провели молчаливую демонстрацию в красных халатах в знак протеста против ущемления репродуктивных прав женщин в США, Польше, Австралии, Ирландии и Аргентине. Одна женщина из Хорватии сказала, что хочет присоединиться к «маршу свободы», чтобы противостоять антиабортным законам. «Это только начало», - сказала она.
Источник: American Dark Money Is Fueling the Rise of Europe’s Far Right, Mary Fitzgerald & Claire Provost, truthout.org, July 14, 2019.