
Состояние птиц указывает на тенденции дикой природы и мест обитания животных и человеческого населения. Не только поэзия подтолкнула Рейчел Карсон назвать своё исследование «Безмолвная весна». Все прошлые правительства США тесно сотрудничали с предприятиями, которые негативно воздействуют на птиц: нефтяными, газовыми, угольными, энергетическими, рыболовными, коммуникационными, транспортными, военными. И главное, что делало правительство – отмена норм защиты окружающей среды. Так Министерство внутренних дел (МВД) изменило недавно положение о минимизации побочных убийств птиц. 17 бывших правительственных специалистов по экологии выступили против этого, опубликовав 10 января 2018 года открытое письмо.
Один из методов современной американской политики – игнорирование верховенства закона, при одновременных фальшивых заявлениях о защите законности. Последний пример такого метода – тайное радикальное изменение закона о защите перелётных птиц правительством Трампа, что было затем навязано стране авторитарным распоряжением, без ведома Конгресса или какого-либо другого органа власти. Эта методика заменила законную процедуру согласования на произвольное решение одного человека. Это явно противоречит Конституции (статья II, раздел 3), которая требует, чтобы президент «заботился о том, чтобы законы добросовестно исполнялись».
Двусторонний Договор о перелётных птицах был заключён в 1916 году между США и Канадой, которая входила тогда в состав Британии. Это был один из первых законов о защите окружающей среды, который был включён Конгрессом США в Закон о защите перелётных птиц 1918 года. Около ста лет правительства обеих стран добросовестно исполняли этот закон, защищая перелётных птиц от множества угроз со стороны промышленности, для которой жизнь птиц не имеет значения. Но промышленность всё больше возмущалась вмешательством правительств в её прибыль. Служба охраны рыбы и дикой природы (СОРДП) исполняла закон о защите птиц от имени МВД при всех правительствах от Никсона до Обамы.
В 1989 году в результате крушения нефтяного танкера Exxon Valdez на Аляске было убито 300 тыс. птиц. Нефтяная корпорация Exxon заключила сделку с правительством США, согласившись выплатить штраф в 125 млн. долларов за нарушение Закона о защите перелётных птиц (в рамках общего штрафа в 1 млрд. долларов за нарушение других законов). В то время этот штраф оказался самым крупным за нарушение законов о защите окружающей среды. Этот штраф Exxon выплачивала несколько десятков лет, и к июлю 2013 года её долг всё ещё составлял 92 млн. долларов. В октябре 2015 года правительство отказалось от иска к Exxon, несмотря на оставшееся загрязнение побережья Аляски. В 2010 году из-за взрыва нефтяной буровой установки Deepwater Horizon и 87-дневной утечки нефти погибло 11 человек и сотни тысяч птиц в Мексиканском заливе. Корпорация BP согласилась выплатить штраф в размере 100 млн. долларов за нарушение Закона о защите перелётных птиц (в рамках общего штрафа в 20 млрд. долларов за нарушение других законов). В 2012 году BP признала свою вину в ненамеренном убийстве (и ещё 14 преступлениях) и выплатила 4 млрд. долларов. Утечка нефти BP (3 млн. галлонов) оказалась в 20 раз больше утечки Exxon.
Как отмечает Washington Post, штрафы за эти преступления Exxon и BP составили 97% всех штрафов за нарушение Закона о защите перелётных птиц. В марте 2017 года на сайте СОРДП появилось заявление, вводящее в заблуждение: «Закон о защите перелётных птиц запрещает кому-либо брать, владеть, импортировать, экспортировать, транспортировать, продавать, покупать, обменивать или предлагать продать, купить или обменять любую перелётную птицу, её органы, гнёзда или яйца, за исключением случаев, предусмотренных юридическими разрешениями, выданными в соответствии с федеральными положениями». Чиновники этой службы забыли упомянуть слово «убить», что также запрещено этим законом. В этом законе, в частности, говориться: «…брать, убивать или владеть перелётными птицами считается незаконным…». А также: «… за исключением случаев, предусмотренных соответствующими положениями, изложенными в этом подразделе, должно считать незаконным убийство в любое время, любыми средствами и любыми способами … любой перелётной птицы…»
До 2017 года правительства обеих стран понимали, что этот закон в равной степени применим к убийству любой перелётной птицы, независимо от намеренности или ненамеренности. Массовые убийства птиц Exxon и BP называются ненамеренными, и эти корпорации согласились признать свою вину. До 2017 года все попытки ослабить или отменить этот закон проваливались. Конгресс неоднократно вносил изменения в Закон о защите перелётных птиц в 1960, 1986, 1998, 2002 и 2003 годах, но не затрагивал запрета на убийство птиц. В 1986 года, в соответствии с решением Шестого окружного федерального суда, Конгресс потребовал, чтобы любое обвинение в нарушении закона сопровождалось признаком намеренности. Другим словами, если вы убиваете перелётных птиц, вы должны нести полную ответственность, вне зависимости от намеренности или ненамеренности.
В 2002 году Конгресс явно исключил Закон о защите перелётных птиц из этого правила, позволив армии США ненамеренно убивать птиц, но только «в рамках действий по обеспечению боевой готовности». Другие военные действия, приводившие к намеренным или ненамеренным убийствам птиц, считались незаконными. СОРДП издавала положения по Закону о защите перелётных птиц. В 2015 году республиканцы представили Палате Представителей законопроекты, сокращающие финансовые наказания за нарушения этого закона, но все они провалились. В декабре 2011 года Американская организация охраны птиц потребовала разработать чёткие правила для ветряной энергетики, чтобы сократить убийства перелётных птиц. В 2012 году СОРДП согласилась с этим требованием, но отказалась самостоятельно это делать, заявив, что проводит консультации по этому вопросу с руководством ветряной энергетики.
В 2015 году Американская организация охраны птиц повторно выступила с аналогичным требованием, и 26 мая СОРДП официально заявила о намерении разработать, в соответствии с Законом о национальной экологической политике, положение о ненамеренных убийствах птиц ветряными мельницами, начав обсуждения с общественностью. 10 января 2017 года, в последние дни правления Обамы, главный адвокат МВД опубликовала меморандум M-37041 «Запрет побочных убийств по Закону о защите перелётных птиц», который касался промышленной и коммерческой эксплуатации ветряных мельниц. В своём 30-страничном меморандуме, который вскоре был удалён с веб-сайта министерства, главный адвокат Хиллари Хомпкинс, в частности, разъяснила некоторые спорные вопросы этого закона: «... даже если традиционное общее значение понятия «брать» вносит некоторую двусмысленность в отношении побочных действий, этот термин однозначно соответствует понятию «убийство»».
Иными словами, правительство продолжало считать, что, согласно закону, все убийства перелётных птиц, вне зависимости от намеренности или ненамеренности, незаконны. Промышленные и коммерческие предприятия обязаны были предвидеть опасные последствия своей деятельности и снижать их. В противном случае, они должны были предстать перед судом. Новое правительство Трампа думает иначе. Трамп и многие его чиновники выступают против любого правительственного регулирования. Один из спонсоров Трампа миллиардер Гарольд Хамм - основатель и генеральный директор нефтяной компании Continental Resources - называет регулирование «смертью от тысяч ран». В 2015 году Хамм потребовал, чтобы Университет Оклахомы уволил учёных, изучающих влияние гидроразрыва на увеличение частоты землетрясений.
В 2011 году Хамм сам столкнулся с Законом о защите перелётных птиц. Некоторые нефтяные компании, включая Continental Resources, работающие в Северной Дакоте, были обвинены в убийстве птиц своими отходами. Птицы попадали в бассейны с отходами и умирали. Хамм подал ходатайство в окружной суд США в Северной Дакоте. В январе 2012 года судья Даниэль Ховланд удовлетворил ходатайства нефтяных компаний и отклонил все обвинения против них. В своём заявлении он написал о расплывчатости формулировок закона 1918 года: «Все стороны этого процесса действовали добросовестно, и существует прецедентное право, которое поддерживает аргументы, представленные обеими сторонами. Тем не менее, криминализация законной коммерческой деятельности, которая может травмировать и убивать перелётных птиц, не оправдывается положениями Закона о защите перелётных птиц в тех формулировках, которые существуют на данный момент. Суд считает маловероятным, что Конгресс намеривался когда-нибудь уголовно наказывать действия или бездействия лиц, причастных к законной коммерческой деятельности, которая может привести к убийству птиц».
Это решение соответствовало образу мышления большинства чиновников Трампа, особенно в МВД. Загрязнение окружающей среды нефтяными компаниями более чем реально, и верховенство закона должно использоваться для разрешения конфликтов интересов. Однако, правительство Трампа не проявляло до сих пор ни малейшей заинтересованности к верховенству закона. 6 февраля, вскоре после вступления в должность, Трамп приостановил действие январского меморандума МВД по поводу Закона о защите перелётных птиц. Дальнейшее было ужасно, как отмечается в судебном иске Национального Одюбоновского общества, поданном в мае 2018 года:
«Представители нефтегазовой и другой промышленности вмешались в работу МВД, чтобы выпустить новую директиву, которая отменяет все обязательства обращать внимание на влияние различной промышленной деятельности, оказываемое на перелётных птиц. Например, 31 августа 2017 года, Западный энергетический альянс, представляющий интересы нефтегазовых компаний, отправил министру внутренних дел Райану Зинке жалобу на «преследование побочных убийств перелётных птиц (а также уничтожение их гнёзд и мест обитания), что сдерживает добычу нефти и природного газа». Зинке было «рекомендовано принять руководящие принципы по Закону о защите перелётных птиц, не позволяя СОРДП преследовать за побочные убийства птиц»».
Пересмотр этого Закона о защите перелётных птиц проводился внутри МВД в закрытом режиме. Закон об административной процедуре, относящийся к нормам принятия положений, заставляет принимающее их учреждение публично объявлять о своих новых положениях и разъяснять их, предоставляя общественности комментарии на любые вопросы: «учреждение должно предоставлять заинтересованным лицам возможность участвовать в принятии положений путём предоставления письменных документов, мнений и аргументов…». Без объяснения причин, правительство Трампа проигнорировало этот федеральный закон. Единственными заинтересованными лицами, которые были вовлечены в процесс принятия новых правительственных положений, оказались лоббисты нефтяной, газовой и других отраслей промышленности.
Закон о национальной экологической политике 1969 года предусматривает информирование общественности и её участие в принятии решений по экологическим вопросам. В ноябре 2017 года федеральный суд в Монтане опубликовал своё решение, в котором говорилось, что правительство Обамы не смогло составить надлежащее заявление о воздействии на окружающую среду нефтепровода TransCanada: «Ни одно учреждение не имеет права по собственному усмотрению нарушать процедурные требования таких законов как Закон о национальной экологической политике. Соответствующая информация, полученная в результате анализа этого закона, должна быть предоставлена общественности и людям, которые участвуют в принятии решений. Это относится и к президенту».
Закон о национальной экологической политике требует, чтобы для «всех главных федеральных действий, существенно влияющих на качество среды обитания человека», федеральное учреждение, принимающее решение, обязательно подготавливало отчёт о влиянии на окружающую среду с анализом «воздействий от предполагаемой деятельности» и «альтернативами предполагаемой деятельности». При Трампе МВД не выпускало отчёты о воздействии на окружающую среду в рамках Закона о защите перелётных птиц, и не объясняло причин своего бездействия. Закон о национальной экологической политике также позволяет учреждению подготовить экологическую оценку для определения необходимости составления отчёта о влиянии на окружающую среду. Опять же, при Трампе МВД без объяснений не проводило таких оценок.
22 декабря 2017 года, без предварительного объявления, главный адвокат МВД Даниэль Джорджани выпустил меморандум M-37050, в котором говорится, что «Закон о защите перелётных птиц не запрещает побочные убийства», разрешив нефтяным и другим компаниям неограниченно убивать птиц, если они называют это ненамеренным действием. Этот меморандум немедленно вступил в силу, отменив предыдущий прямо противоположный меморандум. 27 декабря на сайте Smithsonian.com было опубликовано невзрачное сообщение об этом. По сути, Джорджани назвал чёрное белым. Он сделал это, тайно сговорившись с промышленниками и бюрократами. Нет никаких свидетельств его добросовестности, и нет возможности опротестовать его меморандум в органах исполнительной власти. Он повернул вспять столетнее развитие экологической политики. Он сделал это одним мановением фашистского пера.
Подобная недемократичная манера законотворчества постоянно игнорируется. Были лишь незначительные сообщения в СМИ, но Конгресс совсем не возражал против такой узурпации власти. 10 января 2018 года 17 бывших правительственных специалистов по экологии написали открытое письмо о том, что они «очень обеспокоены» меморандумом Джорджани, умоляя министра Зинке отменить его. В их письме говорится: «Это новый надуманный правовой стандарт, который создаёт лазейку в законодательстве, разрешая компаниям деятельность, убивающую перелётных птиц, если они делают это ненамеренно. Несколько окружных судов уже отвергли это узкое толкование закона, которое теперь навязывает ваше министерство. Закон о защите перелётных птиц может успешно использоваться для сокращения грубой халатности компаний, которые не признают общественной ценности птиц и необходимости минимизации вреда им. Ваше новое постановление подрывает историю великого прогресса, эффективность соглашений о перелётных птицах и лидерство США».
Нет никаких сведений об ответе министра Зинке на это письмо. Но МВД всегда славилось своим молчанием. После нескольких месяцев изумительного молчания, 11 апреля 2018 года, это министерство опубликовало меморандум, в котором содержалось «руководство по недавнему меморандуму M-37050 на тему Закона о защите перелётных птиц», указывая «какие изменения следует внести в предыдущую практику», чтобы соответствовать 180-градусному развороту политики министерства. Washington Post поверхностно написала об этом, словно это неважный вопрос. Последний меморандум без всякой иронии заявляет: «Задача Службы состоит в том, чтобы работать с другими для сохранения, защиты и улучшения рыб, диких животных, растений и их среды обитания для постоянной пользы американского народа. Сохранение перелётных птиц остаётся неотъемлемой частью нашей работы».
Этот нечестный меморандум, видимо, специально написан для искажения реальности. В нём говорится, что необходимо соблюдать Закон о национальной экологической политике, хотя он проигнорирован при составлении этого меморандума. В реальном мире новые изменения министерства равносильны отмене ответственности за ущерб перелётным птицам. СОРДП больше не преследует по закону промышленных убийц птиц. Элизабет Шорген написала, что эта служба «сэкономила около 2,5 млн. долларов, не заполнив 10 должностей, которые должны были следить за нарушениями Закона о защите перелётных птиц». Так закончилась столетняя история защиты перелётных птиц в США. Канада заявляет, что она будет продолжать следить за соблюдением Договора о перелётных птицах, насколько это возможно. Непонятно, что собираются делать Мексика, Япония и Россия в связи с нарушением США этого договора. И непонятно удосужилось ли правительство Трампа сообщить другим правительствам о своём отказе от этого договора.
24 мая 2018 года четыре истца (Национальное Одюбоновское общество, Американская организация охраны птиц, Центр биологического разнообразия и Защитники дикой природы) подали иск против МВД, СОРДП и главного адвоката Джорджани. 35-страничный иск в окружном суде США по Южному округу Нью-Йорка называет меморандум Джорджани 2017 года «незаконным, деспотичным и капризным»: «В течение десятилетий ответчики (правительственные учреждения) чётко толковали Закон о защите перелётных птиц как защиту популяции перелётных птиц от предсказуемых побочных убийств или убийств в результате промышленной деятельности, которая явно не направлена на убийство птиц, но, тем не менее, убивает их в огромных масштабах. Такое толкование помогало сохранять перелётных птиц в соответствии с международными соглашениями, по которым составлен этот закон».
Истцы требуют, чтобы суд восстановил действие меморандума от января 2017 года, который подтверждал традиционные принципы закона, принятого в прошлом веке. Они также требуют, отменить меморандумы декабря 2017 года и апреля 2018 года. Правительство потребовало прекратить это дело. Федеральный судья Валери Капрони ещё не удовлетворила требование правительства. Капрони была назначена судьёй президентом Обамой в 2013 году, а до этого она служила генеральным советником в ФБР Роберта Мюллера. По этому делу ещё не проводилось слушаний.
5 сентября 2018 года генеральные прокуроры восьми штатов подали судебный иск против тех же ответчиков (МВД, СОРДП и главного адвоката Джорджани). К Барбаре Ундервуд из Нью-Йорка присоединились прокуроры Калифорнии, Иллинойса, Мэриленда, Массачусетса, Нью-Джерси, Нью-Мексико и Орегона. Их 26-страничный иск требует от суда постановить, что «мнение Джорджани деспотично, капризно и не соответствует закону», необходимо отменить его меморандум, и восстановить действие закона: «Меморандум Джорджани не соответствует букве и духу этого закона, противоречит давнему его толкованию и десятилетиям последовательного применения его, резко ограничивая сферу действия закона, подвергая перелётных птиц повышенной опасности смерти и ранения от промышленной и прочей человеческой деятельности, которая убивает птиц и наносит ущерб суверенным, экологическим и экономическим интересам государства в надлежащей федеральной защите перелётных птиц».
Это дело также рассматривает Валери Капрони. Слушаний пока не было и не запланировано. И ожидает решения ходатайство о присутствии на этом деле Дианы Шин из Нью-Джерси. 11 апреля Сенат 56 голосами «за» и 41 «против» утвердил на посту министра внутренних дел Дэвида Бернхардта – профессионального лоббиста нефтяных и прочих корпораций. Элизабет Шорген из Reveal сообщила, что ранее он служил заместителем министра внутренних дел и приложил максимальные усилия для уничтожения Закона о защите перелётных птиц. В электронном письме главного адвоката Джорджани от 27 октября 2017 года говорится, что Бернхардт «с самого первого дня был подключён» к действиям против этого закона. Бернхардта единодушно утвердили почти все республиканцы, и такие известные демократы как Джо Манчин из Западной Вирджинии, Мартин Хейнрих из Нью-Мексики и Кирстен Синема из Аризоны.
15 апреля генеральный инспектор МВД начал расследование жалоб на этическое поведение министра Дэвида Бернхардта. Это расследование начато по требованию восьми демократических сенаторов и четырёх организаций по мониторингу правительства. Речь идёт не только о коррумпированных сенаторах, не только о тайных действиях правительства США против этого столетнего закона, не только о неспособности центральных СМИ сообщать о явно незаконных действиях правительства, не только о неспособности судебной системы своевременно реагировать на нарушение законов, и не только о неспособности демократических противников Трампа раскрыть главные его преступления – речь идёт о системном господстве фашизма в США.
Источник: The Mass Murder of Migratory Birds across America, William Boardman, globalresearch.ca, April 29, 2019.