Сейчас во всём мире огромное внимание уделяется правам детей, и Ирак входит в число государств, которые взяли на себя обязательства обеспечить своим детям лучшее детство в соответствии с рекомендациями Конвенции о правах ребёнка. В этом международном соглашении говорится, что дети имеют право на сохранение личности, на жизнь со своими родителями, если это не противоречит интересам ребёнка, на воссоединение с родственниками, на свободу самовыражения, на защиту от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, на обеспечение в случае потери семьи, на здравоохранение, на периодические проверки условий содержания в детских домах для оценки уровня ухода, безопасности и медицинского обслуживания, дети национальных меньшинств и коренных народов имеют право на собственную культуру, религию и язык, все дети имеют право на отдых, развлечения и культурные мероприятия, а также на избавление от любых форм эксплуатации.
Психологи считают, что детство – критический период начала жизни человека, в который формируются черты характера, привычки и стереотипы поведения, которые закрепляются на всю оставшуюся жизнь. Это период становления личности, определяемый чувствительностью и гибкостью всей нервной системы, и мозга в частности, который оказывает важнейшее влияние на формирование интеллекта человека и общего физического роста организма. Важность детства в том, что в этот период в ребёнке формируются привычки, ценности и стереотипы поведения. Если это хорошие привычки, ценности и стереотипы, то закладываются благоприятные возможности для здорового роста человека. А если во время взросления ребёнка в обществе существуют условия для формирования плохого характера, то это негативно сказывается на его будущем. Но это не значит, что впоследствии человек не сможет исправиться, поведение человека можно улучшить. Важно понимать, что рост человека зависит от внешних условий, которые влияют на его характер; ребёнок – это плод окружающей его реальности.
Ирак – одна из тех арабских и мусульманских стран, в которых дети серьёзно пострадали от длительных войн, господства идеологий диктатуры и оккупации, гражданских войн, этнических раздоров, переломов культурных и социальных традиций, политической междоусобицы, ухудшения образовательного и воспитательного процесса, и появления пренебрежительного отношения к защите детей. Мы хотим отметить самые серьёзные проблемы иракских детей, которые требуют немедленного гуманитарного вмешательства.
1) Широко распространены отказы детям в начальном и среднем образовании из-за тяжёлых условий жизни и неспособности иракских семей оплачивать учёбу и минимальные нужды детей.
2) Массовое использование детей на рынке тяжёлого труда для помощи родным и близким, оказавшимся в стеснённых жизненных обстоятельствах, что лишает детей возможности для нормального физического, психического и интеллектуального развития.
3) Уличная беспризорность, при которой дети бродят в одиночку или в группах, подпадая под различное негативное влияние, включая организованную преступность, моральные и поведенческие отклонения, самоубийства, терроризм и прочее.
4) В стране много сирот, которые потеряли своих родителей в различных войнах и терактах, но государственные социальные учреждения не могут предоставить им необходимую помощь и защиту, и эти дети предоставлены сами себе.
5) Во время процесса обучения детям навязывается культура сектантской предвзятости и этнической нетерпимости, отравляя детские умы принципами насилия и интеллектуальной замкнутости, ограничивая их способность к общению.
6) Рост внутренних перемещений детей со своими семьями из-за гражданских войн, сражений за иракскую землю с ДАИШ, этнических чисток – всё это делает будущее детей сомнительным.
7) Распространение различных инфекционных и обычных заболеваний среди детей, которые могут вызвать различные эпидемии из-за отсутствия регулярных медицинских осмотров, необходимых для здоровья детей.
8) Отсутствие досуга, развлекательных и культурных мероприятий для использования с пользой свободного времени детей, чтобы они развивались психологически, физически и интеллектуально.
9) Задержка зачисления детей в начальные школы из-за родительских финансовых сложностей при перевозке детей или покупке им школьных принадлежностей, кроме того многие родители не понимают необходимости отправлять детей в школу, что приводит к созданию армии невежественных граждан.
10) Физические наказания детей дома и в школе, и уличное насилие представляют серьёзную угрозу для иракских детей, так как оказывают негативные последствия на формирование личности и будущей жизни ребёнка.
Международная Конвенции о правах ребёнка – отличный повод для защиты иракских детей и обеспечения их свободной и достойной жизнью, защищённой от войн и злоупотреблений, которые наносят вред развитию ребёнка и будущему общества.
Источник: عامر صالح, الطفولة المنسية في العراق, annabaa.org, 12 September 2018.