30 апреля, через несколько часов после призыва лидера венесуэльской оппозиции Хуано Гуайдо выйти на протесты для поддержки его военного переворота против президента Николаса Мадуро, сторонники Гуайдо разграбили и подожгли помещение коммуны Индио Карикуао на юго-западе Каракаса. Это здание использовалось для собраний и проживания местных жителей, а также для работы текстильного кооператива, который финансирует местные инфраструктурные проекты. Атенеа Хименес из Национальной сети коммунаров сказала: «Снова начались фашистские нападения на коммуны».
Она также отметила, что коммунары «сталкиваются с преследованиями со стороны отдельных частей правительства», указывая на 23 марта, когда были на 71 день арестованы 10 коммунаров, которые заняли государственную фабрику по обработке риса в штате Португеса. Этот захват был вызван тем, что нанятое государством частное руководство этой фабрики отказалось работать с местными производителями. «Почему это происходит? Потому что община оспаривает действия властей. Община – единственная подлинная сила, способная построить прямую демократию», - сказала она.
Власть народа.
Венесуэльские коммуны стремятся объединить общинные советы, представляющие 200-400 городских и 20-50 сельских семей, для решения таких вопросов как жильё, здравоохранение, образование и базовые услуги. Все эти вопросы решаются на собраниях местных жителей. Идея коммун заключается в том, что местные общины имеют право осуществлять масштабные проекты и быть самостоятельными с помощью общинных предприятий. Покойный президент Уго Чавес считал коммуны фундаментом нового общественного строя, основанного на самоуправлении и прямой демократии.
По данным Министерства коммун, сейчас зарегистрировано более 47000 общинных советов и около 3000 коммун, хотя многие активисты, с которыми я разговаривал во время своей мартовской поездки в Венесуэлу, считают, что реальные цифры меньше. Хименес сказала: «Движение коммунаров состоит из коммун, которые объединяются 10 последних лет». За это время «возникли новые коммуны, достигнуты интересные результаты, и, конечно, некоторые коммуны исчезли. Но коммуны остаются активными, вышли на важный уровень политического и идеологического единства, и полны решимости развиваться дальше. У нас есть консолидация 10-летней работы и силы, основанные на понимании проблем и возможности их самостоятельного решения».
Самоуправление.
Гсус Гарсия из социалистической коммуны Альтос де Лидисе, которая объединяет семь общинных советов каракасских холмов Ла Пастора, сказал, что коммуна появилась, потому что «местные общинные советы поняли, что у них одни и те же проблемы, но поодиночке они не могут их решить». Он добавил, что коммуна – «не просто собрание для решения проблем, мы хотим пойти дальше, чтобы построить подлинное самоуправление». Хотя Гарсия признаёт, что чависты стояли в основе создания коммун, в коммуне Альтос де Лидисе есть и противники Мадуро.
«Есть много недовольных, много оппозиционеров. И всё же они участвуют в деятельности коммуны, они не отвергают её, и понемногу понимают, что вместе мы можем больше. Они видят, что если мы не объединимся, то пострадаем. Поэтому мы должны проявлять терпение и понимание. Я удивлён уровнем терпения. Думаю, если бы в любой другой стране произошло то, что у нас произошло в этом и прошлом году, она бы взорвалась».
В соседнем районе 23-де-Энеро существует коммуна Панал-2021, объединяющая восемь общинных советов и около 3600 семей. Для многих коммунаров это образец местного самоуправления. Активист из Панал-2021 Кукарачо сказал, что эта коммуна образовалась, благодаря активистам, которые собирали средства через лотереи и пожертвования. Эта коммуна прошла через фазу совместного управления, получая от правительства финансовую помощь, а теперь перешла на самоуправление. У Панал-2021 есть собственные пекарни, фабрика по упаковке тканей и сахара, а также склад продовольствия и центр распределения. Доходы от всех общинных предприятий поступают в общинный банк, а собрания граждан распределяют эти средства по общинным проектам.
Способность Панал-2021 зарабатывать деньги – важный фактор продолжения деятельности этой, и многих других современных коммун. С начала экономического кризиса государство серьёзно ограничило выделение средств на местные коммуны. Хулиан из Революционного течения Боливара и Самора (радикального массового движения в рамках Единой социалистической партии Венесуэлы (ЕСПВ)) считает, что это оказало влияние на уровень организации общин. «Когда правительство финансировало проекты, оно провоцировало определённые надежды, и люди чувствовали, что их проблемы может решить государство».
«Но в этих условиях многие говорили: если мы ничего не получим, мы ничего не сможем сделать. Таким образом, общинные советы сильно ограничиваются распределением правительственных средств в общинах. Ошибка в том, что акцент делался на вступлении в коммуну, и меньше внимания уделялось развитию самоуправления. Сейчас наиболее активны именно те коммуны, которые не сотрудничают с правительством и не контролируются ЕСПВ».
Напряжённость.
Производство и распределение продуктов питания в период кризиса – главный приоритет для многих коммун, включая Каракас. Панал-2021 наладила связи с сельскими коммунами для снабжения едой горожан по меньшим ценам, чем в частных супермаркетах. Хименес сказала, что многие коммуны делают то же самое: «Существуют разного уровня системы обмена продуктами и услугами между коммунами, и они продолжают совершенствоваться».
Жизненно важное производство и распределение продуктов питания – ключевая точка напряжённости между государством и коммунами. Несколько лет назад Национальная сеть коммунаров предложила Мадуро создать национальное коммунное предприятие по производству и распределению продуктов питания. Идея заключалась в том, чтобы позволить коммунам и фермерским хозяйствам распространять свою продукцию через систему, которую контролирует народ, а не частные посредники, чтобы предоставлять дешёвую еду всем нуждающимся.
«Наш взгляд на предприятия состоял в том, что всё произведённое в сельской местности должно распределяться и не пропадать, и только после этого мы должны импортировать то, что не можем производить, а не наоборот», - сказала Хименес. А правительство создало Местные комитеты по производству и распределению продуктов питания, кратко называемые по-испански CLAP. Хименес говорит, что «несмотря на наличие в названии буквы P (производство), фермы и коммуны, производящие продукты питания не были включены в программу CLAP. А сами комитеты контролируются, в основном, местными представителями ЕСПВ, и через CLAP распределяются только импортные продукты».
По мнению Хименес, «это отодвинуло в сторону существующие организации, потому что их сложнее контролировать, ведь в коммуне предложение должно обсуждаться на собрании, а CLAP может просто сказать людям, что они должны делать». На практике это означает, что во многих местах CLAP стали выше коммун в организации жизни в общинах. «Дело не в том, что других структур не существует, а в том, что CLAP – более динамичная структура, потому что доступ к продовольствию – самый важный вопрос для многих», - сказал Хулиан. - «В некоторых случая CLAP ослабили коммуны, и по-моему, это сделано намерено, потому что CLAP подчиняются партии, а коммуны нет».
«Партия никогда не играла ключевой роли в развитии коммун и общинных комитетов, за редким исключением. Партия, в основном, концентрируется на выборах и правительственной политике. Существует мнение, что коммуны постоянно конфликтуют с партией, с мэрами или губернаторами из-за самой природы коммун, которая основана на идее самоуправления. Коммунары предлагали передать обязанности муниципальных советов коммунам, чтобы люди участвовали в самоуправлении».
«Так возникла напряжённость между коммунами и партией и правительством, которые не хотят передавать коммунам такие обязанности как сбор мусора в Каракасе, потому что для них это бизнес. Я считаю, что партия создала CLAP, чтобы контролировать процесс распределения продовольствия. Они не могут контролировать коммуны из-за их демократической, народной и независимой природы. Сильная культура потребления привела к тому, что люди склонились к CLAP, которые финансируются и поддерживаются правительством, и CLAP стали центром организации местной жизни».
Противоречивые отношения.
«Государство не может решить все проблемы, учитывая нынешний беспорядок, но люди всегда пытаются решить свои проблемы», - сказал Гарсия. - «И главная проблема для правительства – ему сложно уступить место и дать людям возможность самим решать свои проблемы. Так что, между правительством и коммунами противоречивые отношения. Несмотря на все слабости и неудачи, это наше государство и наше правительство. В то же время, мы постоянно боремся друг с другом. Мы не отрицаем это. Некоторые продукты не доходят до нас, поэтому нам нужно производить их, а не полагаться только на импорт. Но вместо помощи, правительство создаёт бюрократические преграды, а мы пытаемся гарантировать, что люди получат еду».
«Однако, нам ясно, что только с этим правительством мы можем развивать коммуны. Другое правительство не даст нам этого делать, тем более, если к власти придёт такое правое правительство, какое хотел создать Гуйдо во время путча». Хулиан считает, что, при любом развитии событий в Венесуэле, сильный уровень общественного объединения последних двух десятилетий не исчезнет так просто. «Ещё много силы и крепко единство. Везде существуют коммуны, кооперативы, общинные комитеты и организации. Если правительство свергнут, это единство останется, этот мощный дух самоуправления останется, и это будет проблемой для любого правительства, которое выступит против нас».
Источник: Venezuela’s Crisis: A View From The Communes, Federico Fuentes, Venezuelanalysis.com, popularresistance.org, May 14, 2019.