antizoomby (antizoomby) wrote,
antizoomby
antizoomby

Только борьба имеет значение.


В маленькой часовне справа от входа в неоклассическую церковь Святого Сульпиция в Париже находится большая фреска Эжена Делакруа. Этот художник, страдавший в конце своей жизни от туберкулёзного ларингита, изобразил сцену из книги Бытия. «Иаков путешествует со стадами и другими дарами, которые он везёт своему брату Исаву, в надежде умерить его гнев», - писал Делакруа в 1861 году после окончания работы. - «Появляется странник, мешающий ему пройти, и вовлекает в его в жестокую борьбу. Святые книги считают эту борьбу символом испытаний, которые Бог иногда посылает своим избранным».

Делакруа показывает странника (ангела) и Иакова, борющегося на солнечной поляне в густом лесу. Иаков, согнувшись от напряжения, напряг мышцы спины, пытаясь оттолкнуть ангела, который неумолимо стоит прямо. Фреска, написанная слоями краски и жирными масками кисти, которая позже вдохновит импрессионистов, стала последним завещанием Делакруа по поводу врождённой борьбы – борьбы, которою он остро осознавал, и которую вскоре проиграет – борьбы со смертью.

Делакруа спрашивает нас, что является победой в жизни? Что придаёт жизни смысл? Как нам жить? Зачем бороться с силами, которые мы никогда не сможем преодолеть? В библейском рассказе Иаков получает ранения в долгой ночной битве, а на рассвете благословляется улетающим ангелом. Он спрашивает, как зовут этого ангела. Но это имя остаётся неизвестным. Цитату из 69-го псалма «Извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне» Делакруа написал над входом в часовню Святых ангелов, в которой находятся две других его фрески, изображающих столкновения с ангелами. На потолке архангел Михаил изгоняет демонов из рая. На стене, напротив фрески с Иаковом и ангелом, изображён Гелиодор, атакованный ангелами за попытку украсть сокровища из Иерусалимского храма. Большое окно в каменной церковной стене проливает солнечный свет на эти картины.

«Живопись дразнит и мучает меня тысячами способов», - написал Делакруа в своём дневнике в 1861 году за семь месяцев до завершения своей работы в церкви Святого Сульпиция. - «Вещи, которые, казалось бы, проще преодолеть, оказывались ужасно и бесконечно трудными. Как же получается, что вместо того, чтобы сокрушить меня, эта вечная борьба поднимает меня, не вводя в уныние, а утешая меня?» Живописец пытается показать нам, что наша ценность заключается не в том, что мы делаем в жизни, а в том, что мы делаем с тем, что даёт нам жизнь. Именно свирепость и стойкость в борьбе возносят нас, особенно, когда мы понимаем, что победа совершенно невозможна. Эта мудрость будет высказана Альбером Камю через почти столетие после Делакруа, когда он писал, что жизнь заставляет нас «подниматься до уровня нашего отчаяния».

Три субботы назад Франция пережила свои 18-ые выходные протестов «жёлтых жилетов» против мер жёсткой экономии президента Эммануэля Макрона: сокращения налогов для богатых и приватизации государственных служб. Одетые в маски члены насильственного Чёрного блока смешались с протестами «жёлтых жилетов» на Елисейских полях. Несколько десятков одетых в чёрное людей разбили витрины роскошных магазинов и подожги Le Fouquet – один из самых известных ресторанов этого города. Полиция, которая только ждала повода вмешаться, для разгона демонстрантов использовала резиновые пули, слезоточивый газ и водомёты. Всю следующую неделю СМИ неоднократно передавали кадры столкновений и разрушений имущества. Начальника полиции уволили. Макрон, который во время столкновений катался на лыжах в Пиренеях, запретил протесты на Елисейских полях и приказал поставить около правительственных зданий 6000 солдат. Организаторы «жёлтых жилетов» попросили активистов Чёрного блока держаться в стороне от ненасильственных протестов. Но СМИ уже воспользовались этими погромами, что изобразить это движение протестов как угрозу общественной безопасности.

Во время столкновений на Елисейских полях около 20 тыс. демонстрантов наводнили улицы около старого парижского оперного театра, протестуя против отказа правительства отреагировать на кризис глобального потепления. Я и моя жена оказались в центре этой демонстрации, которая почти игнорировалась местной прессой на фоне ярких красок киосков и огней Елисейских полей. Чёрный блок во Франции, как и в США – большой подарок для органов госбезопасности и аппарата слежки. Я подозреваю, что французская полиция знала о времени начала погрома, и специально выжидала, чтобы СМИ успели снять самые красочные кадры разрушений. В ходе любых операций против повстанцев власти всегда привлекают внимание к насилию протестующих, называя их опасными для общества, чтобы снизить их привлекательность, сократить число их сторонников и оправдать подавление инакомыслия.

Революция – не катарсис. Речь идёт не о присоединении к толпе в масках, чтобы разнести здания. Такой протест похож на подростковый нарциссизм. Он прославляет саморазрушительную гипермужественность, которая свойственна многим сотрудникам полиции и армии. Насильственные протесты отталкивают тех сотрудников силовых структур, которые могли бы отказаться от защиты правящей элиты, в случае успеха революции. Результат такого насилия – только вандалистское порно, которое активисты Чёрного блока с наслаждением смотрят по телевизору. И государство тоже любит это.

«Мы привержены конституционным правам, но у нас есть люди, которые любыми средствами хотят лишь разрушить республику, разрушить и уничтожить, рискуя убить людей», - заявил Макрон после беспорядков. На следующие выходные «жёлтые жилеты» вновь вышли на улицы Парижа и других французских городов. Но их число сократилось в два раза. Мирные демонстрации были снова подорваны активистами Чёрного блока, разбивающими окна и разбрасывающими бутылки. Протестующие «жёлтые жилеты» с презрением называют членов Чёрного блока мародёрами. Демонстранты «жёлтых жилетов» начали размахивать белыми флагами, символизирующими ненасилие. Это похоже уже на капитуляцию.

Франция находится в официальном чрезвычайном положении после терактов 2015 года. Нынешний кризис только увеличил количество тяжело вооружённых солдат, патрулирующих город. Угроза терроризма со стороны радикальных джихадистов и активистов Чёрного блока используется Францией и другими государствами для уничтожения основных гражданских свобод и инакомыслия, под предлогом защиты национальной безопасности. Макрон, которому наплевать на бедственное положение рабочего класса, помогает корпоративным элитам расширять глобальное социальное неравенство и подталкивает значительные слои населения в ряды сторонников неофашистки Марин Ле Пен, которая, как и Дональд Трамп, очень нравится олигархам. Единственное, чего они боятся – это народное восстание. Они боятся потерять власть. Если понадобиться, они заключат союзы с неофашистами и демагогами, чтобы сохранить свою власть.

Жестокость наших корпоративных палачей растёт с каждым днём. Они не остановятся ни перед чем, включая массовые убийства, чтобы усилить свою власть и получить больше прибыли. Ослеплённые гордыней, движимые жадностью, презирающие демократию, безрассудно верящие, что их богатство защитит их, они гонят нас к обрыву. Делакруа был прав. Только борьба имеет значение. Не результат. Я был там, я должен был быть в ту субботу около парижского оперного театра. Да, наши крики не были услышаны. Да, возможно, это было бесполезно. Но борьба делает нас людьми. Она оправдывает жизнь перед лицом смерти. «Этот вечный бой» приносит странное утешение, которое поднимает нас до уровня нашего отчаяния.


Источник: Only The Struggle Matters, Chris Hedges, Truthdig.com, popularresistance.org, April 3, 2019.

Tags: История, Крис Хеджес, СМИ, США, Франция, демократия, идеи, империя, культура, полиция, протесты
Subscribe

Posts from This Journal “идеи” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments