antizoomby (antizoomby) wrote,
antizoomby
antizoomby

Category:

Неолиберальная академия и смерть образования.


Недавние случаи сбора персональной информации для корпоративных интересов подчёркивают актуальность пересмотра темы высшего образования из-за его связи с корпорациями и правительством. По крайней мере, мы должны пересмотреть некоторые аспекты сложной сети современной «индустрии образования» и её социальные последствия. Понимание работы (или не работы) современного (западного) образования должно помочь в понимании населением масштаба этой проблемы, и подталкивании хоть к минимальным переменам.

В чём проблема?

Почему нужно беспокоиться о работе системы высшего образования? Хотя все проблемы современной системы высшего образования на Западе (и главным образом, в США) нельзя описать одним словом, можно назвать самую опасную проблему: корпоратизация университетов. Это не новое явление. Это часть более общей системы «неолиберальной» политики, «бизнес-логики» и «рыночных принципов» во всех сферах нашей частной и общественной жизни. Высшее образование, и в частности гуманитарное образование, которое здесь рассматривается – одна из последних жертв всепроникающей неолиберальной идеологии. Использование этой идеологии в научных кругах привело к радикальным переменам, прежде всего в США и Британии, но и остальной мир быстро их догоняет. Эти перемены в значительной степени принизили саму идею гуманитарного образования и его значения для общества.

Высокая стоимость.

Стоимость высшего образования взлетела до небес. По данным различных исследований, стоимость университетского образования в США за три последних десятилетия увеличилась на 1120%, и даже больше, если сравнить с 1960-70-ми годами. Этому трудно найти экономическое обоснование, напротив легко показать, что рост стоимости высшего образования приводит к отрицательным экономическим и социальным последствиям. Однако, то, что не имеет смысла с точки зрения экономических интересов всего населения и общества, имеет большой смысл с точки зрения классовой войны.

Влияние роста стоимости высшего образование вполне реально – студенты оказались в ловушке огромных долгов из-за кредитов на образование. В такой ситуации они не могут тратить время на внеучебную деятельность и участвовать в общественной работе – иными словами, они не могут сражаться против этой системы. Огромные кредиты (чтобы оплатить то, что должно быть бесплатно) преподают им важный урок о системе, в которой им предстоит жить: нужно быть покорным, соглашаться с правилами игры, получать диплом и искать «хорошую» работу, чтобы оплатить кредиты. Этот идеологический инструмент оказывается очень эффективным – он помогает системе укрепляться и расширяться. Это очень консервативная идеология. Она учит «соответствовать работе системы» (т.е. «рынку» - новому божеству), «не задавать вопросов, не пытаться изменить что-нибудь» (т.к. это «нереально» и социально «безответственно»). В континентальной Европе, где институты, в основном, финансируются государством, классовые и культурные войны ведутся по-другому (но это тема отдельной статьи). Вместо индивидуальных интеллектуальных способностей, личной мотивации и готовности тратить много времени и энергии на обучение, глубокие карманы и послушание становятся более решающими факторами общего успеха обучения.

Рост университетской администрации.

Рост стоимости образования сопровождается изменением академической культуры и функционирования университетов. Роль профессоров и студентов в управлении значительно сократилась. Преподаватели должны послушно исполнять политику администрации. Корпоративная администрация (президенты, вице-президенты, деканы, вице-деканы и т.д.) значительно увеличилась и усилилась. Часто во главе университетов встают совершенно посторонние люди из индустрии развлечений, политики или банков, которые мало понимают в образовании и функционировании университетов. Зато считается, что они «знают, как выглядит реальный мир» - с точки зрения рынка. Отчасти поэтому преподаватели становятся администраторами, забросив настоящие исследования и преподавание, всё своё время тратя на составление финансовых отчётов и бессмысленные консультации с представителями корпоративного мира. Современная университетская администрация очень похожа на позднюю советскую бюрократию, поскольку постоянно растущее количество отчётов и собраний замещает реальную деятельность.

Рыночное «образование».

Как правило, при обсуждении образования задаётся один вопрос: «Что нужно рынкам?» Сегодня образование понимается как подготовка к ведению какого-либо «бизнеса». Многие «решения» проблем современного образования проваливаются, потому что они принимаются, исходя из высшего приоритета «метафизики бизнеса». Новые программы разрабатываются и принимаются университетской администрацией на основе «потребностей рынков». Но мы редко задумываемся над логикой этих рассуждений.

Нет ничего плохого в целевом обучении на конкретные профессии (конечно, если это не касается войны, финансовых спекуляций и тому подобного). Но это не образование. Образование не должно заставлять нас вписываться в заранее созданные системы. Образование – не простое обучение. Именно этим высшее образование отличалось от средневековых гильдий, которые обучали конкретной профессии, но не давали образования. Университетское образование – это изучение широкого контекста мира и теоретических принципов материи, вопросов самой структуры системы и общества в целом. Выполнять указания «рынков», хотя это и логично на определённом этапе – чрезвычайно странная деятельность. Почему мы должны выполнять указания «рынков»? Кто сказал, что их указания полезны, необходимы и имеют значение? Кто сказал, что это именно те проблемы, которые мы должны «исправлять»? Возможно, перед нами стоят более важные проблемы? Мы этого не узнаем без настоящего образования.

Эти вопросы помогают понять жёсткую идеологическую природу современных концепций образования и «реального мира». Профессионально-ориентированное обучение (которое, по понятным причинам, часто страдает от низкого качества) – это не высшее образование, особенно это касается гуманитарной сферы. «Рынки» (а вернее корпорации), ограничивая область мышления, исследований и практической деятельности, определяют направление работы университетов с точки зрения своих интересов. Для цементирования пути в этом рыночном направлении необходимо использовать «экспертов» и контролируемые центральные СМИ, чтобы «объяснить» (уже оболваненной) аудитории, где проблемы и как их решать. Эта методика заранее убивает в обществе все альтернативные точки зрения, проблемы и решения.

Потребительское «образование».

В неолиберальных университетах к студентам относятся как к потребителям. Их приучают к специфической логике: они «платят» за определённый «продукт или услугу». Применительно к высшему образованию, «продукт» - это диплом или сертификат, а не знания и навыки. Получение реальных знаний и навыков – это совсем другое, это не похоже на поездку в магазин или ресторан ради «удовлетворения своих потребностей». Образование – тяжёлый труд, сложные проблемы, неудовлетворённость, разочарования, творчество, активность и ещё очень многое. Следствия такого потребительского «образования» хорошо всем известны: снижение качества знаний выпускников и увеличение потребительских услуг в университетах (спортивные залы, кафе, комнаты для развлечений и т.п.) в ущерб всему тому, что действительно полезно для образования.

С этим связан более широкий спектр проблем влияния технического прогресса и связанного с ним культурного сдвига. Уже доказано, что читая тексты на ноутбуках, телефонах и планшетах, мы запоминаем и понимаем намного меньше, чем читая старые бумажные книги. Кроме того, ощущение, что вся информация (ошибочно принимаемая за знания) легко доступна, снижает вероятность внимательного чтения и анализа прочтённого. Если перефразировать Бодрийяра: всё больше и больше информации, кажется, приводит ко всё меньшему и меньшему уровню знаний и понимания. Это не критика технического прогресса, это просто констатация влияния техники на нашу жизнь, особенно на культуру чтения и мышления, которые чрезвычайно важны для хорошего образования.

«Безопасные пространства» и политкорректность.

Эта проблема тесно связана с потребительской идеологией. Так как к студентам относятся как к потребителям, их нужно «защищать» от всего потенциально «вредного» или «вызывающего страдания». Это означает, что студентов ограждают от нестандартного мышления, альтернативной информации и других ценностей. Это буквально убивает образование. Когда потребительская логика доходит до крайности и применяется ко всем сферам нашей жизни, это подталкивает студентов к антиинтелектуальному обсуждению, в котором аргумент «я чувствую, что мне нравится» является главным. «Культурные слова» и политкорректность берут верх над образованием. Это часто называют «прогрессивным» и «либеральным». Но правильнее это называть антиинтелектуальным шоу поздней потребительской эпохи. Ирония в том, что многие «либеральные» и «левые» круги (в основном, в США) пропагандируют политкорректность, «безопасные пространства» и другие, якобы, благородные и прогрессивные моральные догматы, но, на самом деле, они навязывают жёсткое фундаменталистское мировоззрение.

Преследование профессоров – часть этих крестовых походов, направленных против свободы слова и мышления. Нередко встречаются случаи, когда штатных преподавателей увольняют просто за высказывание своих мыслей, за выражение взглядов, которые считаются «проблемными» или «неприемлемыми». Это напоминает самые мрачные примеры тоталитарных систем. Таким образом, общественный дискурс и даже научные обсуждения, к сожалению, оказываются под угнетением религиозно-светского фундаментализма, который называют морально правильным.

Последствия.

Неолиберализм в университетах возвращает образование к средневековому обучению, при котором студент вступает в гильдию, чтобы проникнуть в определённые прибыльные круги, получить опыт и соответствовать рыночным требованиям. Такой взгляд на образование радикально отличается от гуманитарного взгляда на образование с упором на теорию, анализ принципов, критическое и свободное мышление (т.е. мышление без заранее определённой цели и ограничений). Принуждение к рыночной логике очень вредно для образования. На самом деле, неолиберальная логика глобального корпоративного капитализма (с его пренебрежением к экологическому и гуманитарному кризисам) ведёт мир к окончательному разрушению. Таким образом, университетские программы, основанные на неолиберальной логике, подталкивают мир к разрушению.

Что же делать?

Вопреки современным тенденциям, стоит задуматься о других формах высшего образования. Его первоочередная роль должна заключаться в том, чтобы всё подвергать сомнению, особенно широко распространённые взгляды и ценности, которые считаются теперь «нормой». Ролью образования не должно быть приучение людей к согласию с существующими системами. По-моему, эффективная система высшего образования должна включать в себя три ключевых элемента:

1) Системное, глубокое знание конкретной области или дисциплины. Таким образом студенты станут профессионалами в своих областях. Это «обучение», которое необходимо, но недостаточно для эффективного образования.

2) Критическое мышление и социальная ответственность. Мы должны учить студентов подвергать сомнению и изменять существующие идеологические структуры и социально-политические институты, если они не приносят пользы обществу, и тем более, если они приносят вред. Цель серьёзного образования не должна заключаться в подготовке студентов к вхождению в коррумпированную систему. Цель должна заключаться в подготовке их к изменению системы и рынков, чтобы сделать их более гуманными.

3) Персональный рост. Этот элемент образования, который когда-то считался жизненно важным, почти полностью исчез из академических кругов. Образование и рост знаний не должны быть отделены от личности. Образование должно развивать индивидуальный творческий потенциал, и делать людей лучше. Оно должно помочь нам достичь новых вершин, которые выходят за рамки ограничений существующей системы.

Мы не должны позволить капитализму заставить нас забыть, что мы - человеческие существа.


Источник: Neo-Liberal Academia And The Death Of Education, Davor Džalto, Dissident Voice, popularresistance.org, May 28, 2018.

Tags: Англия, США, демократия, идеи, империя, коррупция, культура, неолиберализм, студенты
Subscribe

Posts from This Journal “демократия” Tag

  • Массовые самоубийства в армии США.

    Новое исследование показывает, что в результате войн, развязанных армией США после 11 сентября 2001 года, американские солдаты и ветераны…

  • Кому выгодны американские войны?

    В течение многих лет так называемая американская «война с террором» (которая позже превратилась в «бесконечные войны») пользуется двухпартийной…

  • Дезинформация, мифология и СМИ.

    Основное множество заявлений о национальной безопасности в СМИ основано на официальных правительственных источниках и состоит из оценок и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments