В своём последнем бюджетном обращении правительство Трампа запросило для Пентагона почти рекордные 750 млрд. долларов – поразительные цифры с любой точки зрения. Если Конгресс утвердит это, мы получим один из самых больших военных бюджетов в американской истории, сравнимый с бюджетами во время войн с Кореей и Вьетнамом. Кроме того, эти 750 млрд. долларов – всего лишь малая часть реальных ежегодных расходов на всю нашу систему национальной безопасности. Существует, как минимум, 10 отдельных мешков денег, предназначенных для ведения нынешних войн, подготовки новых войн и борьбы с последствиями старых войн. Поэтому, когда президент, министр обороны или обычный конгрессмен заявляют о недофинансировании армии США, вы должны понимать, в чём дело. Внимательный анализ оборонных расходов в США позволяет понять суть этих заявлений.
Давайте кратко рассмотрим военные финансы США за 2019 год, подсчитаем все основные статьи расходов и определим их реальную сумму. Базовый или регулярный бюджет Пентагона должен составить в 2020 финансовом году 544,5 млрд. долларов – скромная сумма, но это лишь часть всех военных расходов. Вы правы, если думаете, что базовый бюджет финансирует только базовую деятельность Министерства обороны (МО), более крупные средства тратятся на подготовку к войнам, которые не одобрены Конгрессом; на чрезмерно дорогие системы вооружения, которые не нужны; или на растраты и переплаты перераздутой бюрократии. Именно о 544,5 млрд. долларов сообщает Пентагон в официальных ежегодных отчётах, указывая также на 9,6 млрд. долларов обязательных расходов, включая, например, пенсию отставным военнослужащим.
Но и в этих базовых расходах есть категория излишних перерасходов, которые не могут оправдать сторонники увеличения пентагоновского бюджета. Совет по оборонным делам Пентагона обнаружил, что сокращение ненужных расходов, включая оплату раздутой бюрократии и поразительно огромной теневой армии частных подрядчиков, может сэкономить за 5 лет 125 млрд. долларов. Вряд ли вас удивит, что это открытие Совета мало повлияло на реальный бюджет. Наоборот, высшие чины Пентагона и правительства предложили создать Военно-космические силы с соответственным ростом финансирования, бюрократии и дублирования функций. Даже специалисты по планированию в Пентагоне считают, что ВКС потратят в следующие 5 лет 13 млрд. долларов – и, конечно, это весьма заниженная цифра.
Кроме того, МО платит деньги огромной армии частных подрядчиков – более 600 тыс. компаний – большинство из которых выполняют работу, которую госслужащие могли бы выполнять за гораздо меньшие деньги. Сокращение расходов на частных подрядчиков всего на 15% позволит сэкономить более 20 млрд. долларов в год. И не забывайте, что перерасход средств по основным программам вооружения, как например разработка новой межконтинентальной ракеты для ВВС США, включает в себя также регулярные переплаты за мелкие и неважные запасные части (например, за вертолётные детали стоимостью по 500 долларов Пентагон платит по 8000 долларов - на 1500% больше реальной цены).
А также у нас есть системы вооружений с завышенными ценами, которые армия не может себе позволить, например: авианосец за 13 млрд. долларов, 200 атомных бомбардировщиков по 564 млн. долларов за штуку, и боевой самолёт F-35 – самое дорогое в истории оружие, на которое уже ушло 1,4 трлн. долларов. Организация «Проект надзора за правительством» обнаружила (и Счётная Палата США подтвердила это), что, несмотря на годы работы и ошеломляющие затраты, F-35 не будет работать так, как обещалось. И не забывайте о желании Пентагона создать новое дальнобойное ударное оружие и новые разведывательные системы для планируемых войн с Россией и Китаем, которые быстро могут перерасти в ядерную Третью мировую войну, в которой всё это обычное вооружение будет бесполезным. Только представьте, что все эти деньги были бы потрачены на предотвращение этих конфликтов.
Базовый бюджет = 544,5 млрд. долларов.
Есть ещё и военный бюджет. Базового бюджета не хватает Пентагону, и он создал свой собственный скрытый фонд, который формально называется Счёт по непредвиденным заграничным операциям (СНЗО). Теоретически, этот фонд должен использоваться для оплаты «войн с террором» - т.е. американских войн с Афганистаном, Ираком, Сомали, Сирией и другими странами Ближнего Востока и Африки. На практике, он используется для очень многого. В 2011 году Конгресс принял Закон о контроле бюджета. Он официально ограничил военные и внутренние расходы в надежде дать правительству 2 трлн. долларов за 10 лет. Половина этой суммы планировалась за счёт сокращения затрат на ядерное оружие в Пентагоне и Министерстве энергетики. Однако, благодаря юридическим лазейкам, Пентагону было позволено создать скрытый фонд СНЗО, в который он быстро перевёл несколько десятков миллиардов долларов, якобы, на проекты, не связанные с войнами. Контроль за этими скрытыми финансовыми операциями практически отсутствовал, и только в 2016 году выяснилось, что половина этих средств ушла на реальные войны, что вызвало возмущение в Конгрессе и правительстве.
Бюджетное предложение этого года доведёт цифру этого фонда до величины, которая считалась бы абсурдной, если бы речь не шла о бюджете Пентагона. Из почти 174 млрд. долларов предложенных на военный бюджет и «непредвиденные» расходы, более 25 млрд. долларов предназначены для оплаты войн с Ираком, Афганистаном и другими странами. Остальные деньги уходят на так называемую «постоянную» деятельность, которая будет продолжаться, даже если все эти войны закончатся, а также на прочие повседневные расходы Пентагона, финансирование которых затруднено из-за бюджетных ограничений. Контролируемая демократами Палата Представителей собирается работать над изменением этого положения. Но даже если Палата Представителей добьётся сокращения военного бюджета, это будет компенсировано равнозначной отменой ограничений на базовый бюджет.
Фонд СНЗО на 2020 год также получит 9,2 млрд. долларов на «непредвиденное» строительство трамповской стены на границе с Мексикой. В общем, они быстро забыли о своём возмущении по поводу этого фонда. И конечно, нет никакой срочности в этом строительстве. Исполнительная власть просто конфискует бюджетные деньги, которые Конгресс отказывается предоставлять. Даже сторонники президентской стены обеспокоены такой конфискацией. 36 бывших республиканских конгрессменов заявили недавно: «Полномочия, передаваемые президенту, чью политику вы поддерживаете, могут передаваться и тому президенту, чью политику вы ненавидите». Из всех бюджетных предложений Трампа, связанных с «безопасностью», это с большей вероятностью будет отклонено или сокращено, учитывая противодействие демократов.
Военный бюджет = 173,8 млрд. долларов.
Сумма = 727,9 млрд. долларов.
Ядерный бюджет Министерства энергетики (МЭ) может удивить вас: оказывается самое смертельное оружие в арсенале армии США – ядерное – разрабатывает не МО, а МЭ. Администрация по национальной ядерной безопасности МЭ управляет национальной сетью исследований, развития и производства ядерного оружия и ядерных реакторов для ВМФ, которая включает в себя лаборатории в Ливерморе (Калифорния), Альбукерке и Лос-Аламосе (Нью-Мексико), Канзас-Сити (Миссури), Оак-Ридже (Теннесси), Саванна-Ривере (Южная Каролина). Все эти лаборатории имеют долгую историю неэффективного управления, и их перерасходы почти в 8 раз превосходят первоначальные оценки стоимости работ.
Ядерный бюджет = 24,8 млрд. долларов.
Сумма = 752,7 млрд. долларов.
«Деятельность, связанная с обороной» - это категория ежегодных военных расходов в размере 9 млрд. долларов. Эти деньги передаются другим силовым учреждениям, а не Пентагону. Большая часть средств идёт на оплату внутренней деятельности ФБР, связанной с безопасностью.
«Деятельность, связанная с обороной» = 9 млрд. долларов.
Сумма = 761,7 млрд. долларов.
Описанные выше пять категорий расходов – это так называемый бюджет «национальной обороны». По Закону о контроле бюджета, эти расходы не должны превышать 630 млрд. долларов. Однако, 761,7 млрд. долларов предложенные для бюджета 2020 года – это только начало истории. Есть ещё бюджет по делам ветеранов. Многочисленные войны этого столетия создали новое поколение ветеранов. В целом, с 2001 года свыше 2,7 млн. военнослужащих США прошли через конфликты в Ираке и Афганистане. Многие из них по-прежнему нуждаются в поддержке для борьбы с физическими и психическими последствиями войн. В результате, бюджет Управления по делам ветеранов утроился в этом веке, и в 2020 году достигнет 216 млрд. долларов. И эта огромная сумма может оказаться недостаточной для оплаты всех необходимых нужд.
Более 6900 американских военных погибли в вашингтонских войнах после 11 сентября 2001 года, и более 30 тыс. ранены только в Ираке и Афганистане. Однако, эти жертвы – лишь верхушка айсберга. Сотни тысяч ветеранов страдают от посттравматического стрессового расстройства, травм от применения токсичных химикатов и черепно-мозговых ранений. Правительство США обещает заботиться об этих ветеранах до конца их жизней. Однако, анализ «Проекта стоимость войны» Университета Брауна подсчитал, что для выполнения этих обещаний в отношении только ветеранов войн в Ираке и Афганистане МО необходимо более 1 трлн. долларов в год. Эта стоимость редко учитывается вашингтонскими политиками, которые решают отправлять американских военных на очередную войну.
Бюджет по делам ветеранов = 216 млрд. долларов.
Сумма = 977,7 млрд. долларов.
Министерство внутренней безопасности (МВБ), созданное после терактов 11 сентября, обладает своим мега-бюджетом. Это министерство поглотило 22 существовавших ранее правительственных учреждений, и сейчас его штат превышает четверть миллиона сотрудников. В состав МВБ входит множество крупных подразделений, включая Береговую охрану, Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям, Таможенную и пограничную службу, Иммиграционную и таможенную полицию, Службу по гражданству и иммиграции, Секретную службу, Федеральный тренировочный центр правоохранительных органов, Внутреннее управление по обнаружению радиоактивных веществ, Управление разведки и аналитики. Хотя некоторая деятельность МВБ (например, охрана аэропортов и предотвращение контрабанды радиоактивных веществ) действительно нацелена на охрану безопасности, но большая часть - нет. Например, Иммиграционная и таможенная полиция – американское депортационное агентство – гораздо больше причиняет страданий невинным людям, чем угрожает преступникам или террористам. Ещё одна сомнительная деятельность МВБ – финансирование передачи военной техники полицейским участкам США.
Бюджет Министерства внутренней безопасности = 69,2 млрд. долларов.
Сумма = 1046,9 млрд. долларов.
Бюджет по международным делам включает в себя бюджеты Госдепартамента и «Агентства США по международному развитию» (USAID). Дипломатия – один из наиболее эффективных способов сделать безопаснее США и весь мир, но в трамповские годы она оказалась на обочине. Бюджет на 2020 год собирается на одну треть сократить расходы на дипломатию, снизившись до 20% от пентагоновского бюджета «национальной обороны». И при этом часто упускается из вида, что более 10% бюджета по международным делам прямо поддерживают заграничные военные действия, включая 5,4 млрд. долларов программы Иностранного военного финансирования (ИВФ). Основная часть ИВФ идёт в Израиль и Египет, но ещё более десятка стран получают это финансирование, включая Иорданию, Ливан, Джибути, Тунис, Эстонию, Латвию, Литву, Украину, Грузию, Филиппины и Вьетнам.
Бюджет по международным делам = 51 млрд. долларов.
Сумма = 1097,9 млрд. долларов.
Разведывательный бюджет предназначен для финансирования 17 отдельных шпионских агентств США: Управление разведки и аналитики МВБ, ФБР, ЦРУ, АНБ, Агентство оборонной разведки, Бюро разведки и исследований Госдепартамента, Управление разведки национальной безопасности Агентства по борьбе с наркотиками, Управление разведки и аналитики Министерства финансов, Управление разведки и контрразведки Министерства энергетики, Управление национальной разведки, Национальное управление геопространственной разведки, Управление разведки, наблюдения и рекогносцировки ВВС, Командование армейской разведки и безопасности, Управление военно-морской разведки, Разведывательное управление Корпуса морской пехоты, Разведывательное управление Береговой охраны. И в конце концов, было создано 17-е шпионское агентство, предназначенное для координации деятельности этих 16-ти – Управление директора национальной разведки. Неудивительно, что мы мало знаем о характере расходов национальной разведки, кроме общей предполагаемой суммы, публикуемой каждый год. На данный момент, это более 80 млрд. долларов. Считается, что большая часть этого финансирования, особенно ЦРУ и АНБ, скрыта в неясных статьях бюджета МО. Поскольку считается, что расходы на разведку не являются отдельной бюджетной статьёй, мы не учитываем их при общем подсчёте, однако, мы считаем, что существенная часть разведывательного бюджета оплачивается отдельно.
Разведывательный бюджет = 80 млрд. долларов.
Сумма (по нынешним представлениям) = 1097,9 млрд. долларов.
Ещё одна существенная часть военных расходов связана с долей МО в процентах по национальному долгу. Проценты по национальному долгу постепенно превращаются в одну из самых дорогих статей федерального бюджета. Прогнозируется, что в течение десятилетия эта статья превысит базовый бюджет Пентагона. На данный момент, каждый год налогоплательщики платят 500 млрд. долларов на погашение процентов по национальному долгу, и 156 млрд. долларов из них можно отнести к расходам МО.
Доля в процентах по национальному долгу = 156 млрд. долларов.
Сумма (по нынешним представлениям) = 1254,2 млрд. долларов.
Итак, наши ежегодные затраты на ведение и подготовку войн, а также на борьбу с их последствиями превышают 1,25 трлн. долларов, что более чем в 2 раза превышает базовый бюджет Пентагона. Если бы обычные налогоплательщики знали, какая огромная масса денег тратится на национальную оборону, причём большая часть – впустую, ошибочно и даже во вред, государству было бы сложно ежегодно выделять такие огромные средства при минимальной общественной поддержке. Однако сейчас каждый год удаётся даже увеличивать эти расходы, к великому удовольствию Lockheed Martin, Boeing, Northrop Grumman и многих других спекулянтов, наживающихся на войнах.
Источник: The US Is Spending $1.25 Trillion Annually on War, William D. Hartung & Mandy Smithberger, TomDispatch, truthout.org, May 7, 2019.