
Палестинский мальчик продаёт бобы люпина на улице города Газа.
В одно январское утро 45-летний Набиль Ад-Духадар встал до шести, помолился на рассвете и сразу же приступил к работе. Ад-Духадар продаёт на улице турмос – закуску из бобов люпина, которую часто можно встретить на рыночных прилавках. Эту закуску нужно долго готовить: бобы замачиваются 24 часа, а затем готовятся несколько часов с приправой из соли, тмина и лимонного сока. Эта дешёвая, здоровая и легко носимая еда – идеальный продукт для уличных торговцев, для которых важна мобильность. Она позволяет Ад-Духадару зарабатывать на жизнь. В тот январский день ему особенно повезло. По его улице прошла демонстрация против сокращения финансирования Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР).
Это решение, кстати, приведёт к катастрофическим последствиям для Сектора Газа, где из 2 млн. палестинцев – 1,3 млн. беженцы, и около одного миллиона выживают только благодаря БАПОР, которое предоставляет продовольствие и другие предметы первой необходимости. Но для таких уличных торговцев как Ад-Духадар многочисленные народные демонстрации в Газе – это большой плюс для бизнеса. «Демонстрации помогают мне больше зарабатывать», - сказал Ад-Духадар, у которого шесть детей от 3 до 6 лет. Он сказал журналисту Electronic Intifada, что во время этого январского протеста он заработал в три раза больше, чем обычно.
Горькая ирония.
Раньше Ад-Духадар был металлургом. Но израильская блокада Газы, которая продолжается более 11 лет, привела к запрету ввоза в Газу металла, который считается продуктом «двойного назначения». И хотя он понимает иронию ситуации - демонстрации против блокады и санкций, которые отняли у него средства к существованию, помогают его бизнесу - Ад-Духадар помнит, что он каждый месяц должен платить 150 долларов за аренду. Все остальные соображения неважны. «Эта суровая ситуация не оставляет мне выбора. Я должен содержать свою семью», - говорит он. Уличные торговцы внимательно следят за новостями и делятся ими друг с другом.
«Мы все хорошо зарабатываем, когда проходят демонстрации», - сказал 39-летний отец пятерых детей Муаман Абу Мустафа, продающий горячие и холодные напитки. Несмотря на нужду, среди уличных торговцев нет конкуренции во время демонстраций, - по словам Абу Мустафы, который раньше работал портным на одной из закрытых теперь текстильных фабрик в Газе. «Здесь мало работы, и мы все пытаемся содержать свои семьи и жить хоть с каким-нибудь достоинством. Демонстрации дают нам деньги». Газа находится на грани полномасштабного гуманитарного кризиса. Общая безработица достигает 46%, а среди молодых людей 15-29 лет - превышает 60%. Несмотря на некоторые восстановительные работы последствий разрушительного израильского нападения 2008 года, только ослабление блокады может дать надежду на избавление от гуманитарного кризиса.
Дети-торговцы.
В этой торговле участвуют и самые маленькие. Ухудшение экономических условий привело к тревожным уровням детского труда. По данным Центрального бюро статистики Палестины, количество работающих в Газе детей 10-17 лет удвоилось с 2011 по 2016 год, достигнув 9700. Более трети работающих – дети младше 15 лет. Некоторые экономисты в Газе считают, что реальное число несовершеннолетних рабочих может быть в два раза выше.
Многие дети работают на улице. 10-летний Ахмад Аль-Банна во время январской демонстрации против президента США Трампа, который объявил Иерусалим столицей Израиля, продавал со своей тележки флаги. Флаги различных палестинских фракций и национальные флаги он покупает оптом. Он сказал, что во время демонстрации в Иерусалиме он продал 40 флагов и заработал около 15 долларов. «Я продаю маленькие флаги детям, которые приходят со своими родителями», - сказал Ахмад, который учится в пятом классе. И эти деньги очень важны для его семьи. «Нас девять человек. Мой отец не работает. Он был ранен на войне в 2012 году», - сказал Ахмад. Уличная торговля – побочный заработок. Каждый день после школы Ахмад работает на рынке в Аш-Шуджайе. Но там он зарабатывает не более 6 долларов в день, и во время демонстраций выкатывает свою тележку на улицу.
Муаману Киште тоже 10 лет, и, как и Ахмад, он учится в пятом классе. Он и его старший брат, 15-летний Ахмад, работают на улице, чтобы содержать трёх своих братьев и сестёр. Муаман продаёт яблоки в карамельной глазури и делает это достаточно долго, чтобы отличать «хорошие» демонстрации от «плохих». «Иногда организаторы держат меня подальше», - сказал Мауман. Это раздражает его. Муаман внимательно следит за плакатами и с гордостью говорит, что умеет читать новости о предстоящих протестах, которые могут дать ему 12 долларов в день. Это намного лучше простых дней. «Когда мне позволяют, я могу продавать. Потом я с радостью иду домой с деньгами для моей семьи».
Источник: Making ends meet on Gaza’s streets, Amjad Ayman Yaghi, electronicintifada.net, February 23, 2019.