Несколько последних недель дипломаты и высшие официальные лица Ирана занимались большой дипломатической работой на Ближнем Востоке, и в частности в Ираке и Сирии, создавая системную сеть отношений на основе главного принципа иранской политики – Сопротивления. Акцент на сопротивление подчёркивает напряжённость ситуации, а также решимость Ирана противодействовать саудовцам и эмиратцам, которые, используя свои деньги, пытаются восстановить своё влияние в этих двух странах и приблизиться к границам с Ираном. Верховный лидер Ирана ясно выразился во время недавнего визита в Иран сирийского президента Асада, что война в Сирии – это часть сопротивления США и их партнёрам, и что их поражение, заставило их отказаться от новых заговоров, добавив, что «проблема буферной зоны, которую американцы хотят установить в Сирии – один из опасных сценариев, которым нужно категорически противостоять».
Визит Асада показал, что американские и саудовские попытки деньгами заманить Асада в ловушку, чтобы отколоть Сирию от Ирана и сблизить с Саудовской Аравией и США под предлогом восстановления, провалились. Асад ясно выразил свою позицию, и иранские лидеры поддержали его. Хаменеи сказал: «Исламская республика Иран считает, что помощь сирийскому правительству и государству – это помощь Движению Сопротивления, и искренне гордится этим. Иран и Сирия – стратегические союзники, а суть и сила Сопротивления зависит от крепости этого стратегического союза, который мешает врагам осуществлять свои планы».
Тот факт, что визит Асада произошёл именно сейчас показывает, что Сирия, после долгих военных лет, выходит, наконец, за пределы своих границ и начинает действовать на региональном уровне, укрепляя отношения не только с Ираном, но и с Ираком. Это стало совершенно ясно, когда командующие армиями Ирана, Ирака и Сирии встретились в Дамаске и разработали совместный план решения проблем региональной безопасности, включая вывод из Сирии всех незаконных вооружённых группировок (т.е. в первую очередь войск США).
Однако, проблемы безопасности – всего лишь один из аспектов укрепления регионального влияния Ирана. Президент Ирана Рухани посетил недавно Ирак. Во время этого визита обсуждались не только проблемы Сирии и американской оккупации, но и развитие регионального экономического пространства, которое укрепит Движение Сопротивления. Иран и Ирак подписали соглашение о строительстве железной дороги от пограничного иранского города Шаламчех до иракского города Басра. Эта дорога, проходя по Ирану и Ираку, должна дойти до Латакии - сирийского торгового порта на Средиземном море, который расположен в 150 милях от Дамаска. Иран хочет развить международную торговлю через этот порт.
Благодаря этому порту, Иран сможет обеспечить себе центральное место в китайской инициативе Один пояс, Один путь, который проходит по тому же маршруту в Европу. Это означает, что такие проекты не только сыграют важную роль в послевоенном восстановлении Сирии, но и предоставят таким странам как Китай прямой территориальный доступ в Сирию и соседние страны. Это также означает, что Иран стремится решать вопросы восстановления Сирии и обхода санкций США в рамках широкого круга региональных сетей и таких международных проектов как китайский Один пояс, Один путь. Предстоящий визит Рухани в Дамаск должен укрепить экономическое сотрудничество между Ираном и Сирией, с учётом всех этих аспектов.
Таким образом, продолжая сопротивляться США и их союзникам, иранское руководство стремится расширять свои отношения с Ираком и Сирией за пределы вопросов безопасности. Граница между Ираком и Сирией уже открыта, а это означает, что Иран получил прямой территориальный доступ в Сирию и Ливан. И это означает восстановление торговли между этими странами и поражение политики США по сдерживанию иранского регионального влияния. Этот транспортный маршрут будет способствовать не просто перевозке товаров, но и расширению стратегического альянса. В этой связи становится яснее идея иранского сопротивления: это не просто сопротивление американским планам по разрушению региона, но и развитие экономики и новых торговых маршрутов, а также нейтрализация экономических санкций США.
Источник: Iran is Expanding its Regional Influence in a Big Way, Salman Rafi Sheikh, journal-neo.org, March 23, 2019.