В 1960 году, когда Мадагаскар боролся за независимость, генерал де Голль посчитал стратегически важным оставить во французском владении острова Майотта, Реюньон и Скаттеред. По словам генерала, для французских интересов очень важно, чтобы Франция оставалась доминирующей военно-политической и коммерческой силой в Мозамбикском канале в Восточной Африке. Эта политика была названа «доктриной де Голля». Даже сегодня французское господство вокруг Мадагаскара создаёт впечатление, что остров находится в блокаде. Референдум о независимости состоялся 22 декабря 1974 года на Коморских островах. Подавляющее большинство - 94,57% - проголосовало за независимость.
В 1974 году на Майотте, входящей в Коморские острова, ООН во второй раз запретила французский референдум. Тем не менее, после манипулированного референдума 1976 года эти три острова приняли французское господство. Трудно согласиться с этим решением, потому что Коморские острова не признают Майотту, Реюньон и Скаттеред частью французской территории. Майотта должна уточнить свой правовой статус в международных отношениях, тем более, что французская аннексия очень спорна с юридической точки зрения. Острова Европа, Бассас-да-Индия и Хуан де Нова расположены в Мозамбикском канале и очень важны в стратегическом отношении.
Сегодня оккупированные французами острова остаются камнем преткновения между Мадагаскаром и Францией, и наиболее жаркие споры идут об острове Хуан де Нова. Хотя численность французских войск на этих островах невелика, они, фактически, превращены в военные базы. Въезд на эти острова обставлен такими сложными и длительными бюрократическими процедурами, что местные жители практически не могут их посещать. На острове Хуан де Нова присутствуют только французские солдаты и несколько биологов. Французская береговая охрана круглосуточно патрулирует прибрежные воды.
Международное соглашение Монтего-Бэй даёт право контролировать 200 морских миль за пределами территориальных вод страны. Это соглашение позволило Франции контролировать 425000 кв. км. морского пространства, включая 70% Мозамбикского канала. Ограничения «исключительных экономических зон (ИЭЗ)» площадью 400 морских миль в Мозамбикском канале весьма неоднозначны. В частности, Хуан де Нова расположен в 150 км от Малагасийского побережья на континентальном шельфе Мадагаскара, и естественным образом входит в ИЭЗ. Поэтому французские и мадагаскарские ИЭЗ перекрываются. Таким образом, создалась зона конфликта. Арест местных рыбаков, которые рыбачили в 2008 году в зоне французских войск, показывает, что Франция не желает решать этот конфликт дипломатическими методами.
Проблема островов Майотта, Реюньон и Скаттеред не ограничивается только их геостратегическим положением. В начале 2000 года, после обнаружения в Мозамбикском канале запасов газа и нефти, баланс экономического развития радикально изменился. Однако, согласно отчёту французского сената №299, опубликованному в 2003 году, в этом регионе нет природного газа и нефти. Хуже того, в этом докладе указывается, что экологическая система не сможет выжить при добыче нефти в этом регионе. Французское правительство заявляет, что главная причина присутствия французской армии на острове Хуан де Нова – спасение 15000 морских черепах и «наблюдение за жизнью животных».
Однако, широко известно, что недавно нефтяные запасы были обнаружены в Мозамбике, Танзании, на Коморских островах и Мадагаскаре. Поэтому Мозамбикский канал имеет огромное значение в этом смысле. Необходимо учитывать политические и экономические перспективы развития Мадагаскара и Мозамбика. Попытка государственного переворота в 2006 году, политический кризис 2009 года и эмбарго подорвали связи этой страны с внешним миром. Экономика страны практически разрушена. Хотя народ выступал против Франции, политика развивалась в интересах Франции. Нестабильность на Мадагаскаре привела к отсутствию политической воли в решении проблем французской оккупации.
Мозамбик стал одним из новых центров африканских инвестиций после обнаружения большим запасов природного газа. За последние 10 лет геологоразведочные работы компаний из США, Италии, ЮАР и КНР обнаружили 5,7 трлн. кубометров природного газа. В тоже время, Мозамбик – одна из беднейших стран – за последние 6 лет получил 30 млрд. долларов иностранных инвестиций. Американская компания Anadarko и итальянская компания Eni планируют вложить в добычу местного природного газа ещё 30 млрд. долларов. Ожидается, что в 2022 году здесь будут построены новые станции по сжижению газа, сделав Мозамбик лидером по экспорту сжиженного газа.
Следует также отметить, что хотя на Мадагаскаре имеются большие запасы нефти, в Мозамбике нефти почти нет. И ещё одно существенное отличие – в Мозамбике нет французской оккупации. Проблема французской оккупации островов Майотта, Реюньон и Скаттеред напрямую связана с Мозамбиком, Маврикием и Коморскими островами. С другой стороны эти острова представляют косвенный интерес для Мозамбика, ЮАР и Танзании. Определённо, Антананариву должна сотрудничать с соседними странами по решению этой проблемы.
Французское колониальное наследие – очень серьёзная проблема. Политический кризис вокруг этих островов известен во Франции, на Мадагаскаре, Маврикии и Коморских островах, но остальной мир мало знает о нём. Важно, чтобы эта тема обсуждалась на разных языках и в крупных СМИ. В ближайшем будущем прогнозируется большой рост цен на нефть и газ, поэтому добыча газа на Мадагаскаре имеет большое значение. Разносторонняя внешняя политика, по примеру Мозамбика, может проводиться и Мадагаскаром, который может начать сотрудничать с Китаем, Россией и Турцией. Это станет серьёзным козырем против Франции.
Источник: Why Are French Forces in Madagascar?, Engin Ozer, globalresearch.ca, October 22, 2018.