antizoomby (antizoomby) wrote,
antizoomby
antizoomby

Categories:

Народная демократия на Кубе.


Социалистические страны Третьего мира и Китай развили народную демократию, которая стала альтернативой представительской демократии. Законы и политика определяются народными депутатами, а не политиками, которые подчиняются корпорациям и богачам. Давайте рассмотрим историю этой альтернативы на Кубе. Во время неоколониализма в 1902-1959 годах на Кубе существовала представительская демократия. Военные диктатуры периодически прерывали демократический процесс в ответ на политическую нестабильность, которая была следствием неполноценности представительской демократии. Эта система защищала интересы международного капитала и слабой местной буржуазии. В ключевые исторические моменты (1924, 1944 и 1948 гг.) народ выбирал кандидатов, которые обещали реформы, но забывали о них, как только вступали в должность. Революционные лидеры Кубы не могли игнорировать ограничения представительской демократии.

Движение 26 июля во главе с Фиделем Кастро пришло к власти 1 января 1959 года при подавляющей народной поддержке. В этот исторический момент главной заботой революционного руководства стало выполнение данных народу обещаний, несмотря на политические и экономические препятствия, созданные местными и международными врагами. Главными требованиями народа были: перераспределение сельскохозяйственных земель, увеличение зарплат рабочих, повышение уровня жизни, развитие роли кубинской экономики на международной арене и национализация иностранных сервисных компаний, которые устанавливали непомерные тарифы, отбирали имущество и развивали правительственную коррупцию. В этой сложной ситуации проведение выборов казалось излишним, потому что никто не сомневался, что народ поддержит программу революционного руководства.

Вместо организации выборов революционное правительство объединило людей, сделав их эффективным средством достижения революционных целей. В 1959 году для борьбы с саботажем и терроризмом, проводимым контрреволюционерами из Майами, было создано гражданское ополчение. В 1960 году Комитет защиты революции начал борьбу с саботажем и терроризмом на местах. В то же время революционеры взяли под свой контроль Федерацию кубинских рабочих и Федерацию университетских студентов, которые ранее управлялись агентами неоколониального режима. В 1961 году мелкие фермеры объединились в Национальную организацию мелких сельских работников. Таким образом, в ответ на политическую необходимость, революция сделала первые практические шаги в формировании альтернативного политического процесса, создав массовые организации рабочих, женщин, крестьян и студентов.

В то же время возникла политическая практика совместного участия революционного руководства и граждан в массовых собраниях. Выступления Фиделя носили просветительский характер, подробно описывая революционные цели и проблемы, с которыми столкнулась революция. Массовые собрания позволили революционному руководству держать руку на пульсе народа. На массовом крестьянском митинге 26 июля 1959 года люди потребовали, чтобы Фидель вернулся на пост премьер-министра, с которого он ушёл из-за антикоммунистических заявлений президента. 2 сентября 1960 года Национальная генеральная ассамблея народа Кубы приняла Декларацию Гаваны, в которой были определены концепции и права. В Национальной генеральной ассамблее народа Кубы участвовало около 1 миллиона человек – 20% взрослого населения Кубы.

Фидель выразил новую концепцию демократии, которая воплотилась на практике 1 мая 1960 года. «Они создали для вас демократию, необычную и странную демократию, в которой вы, большинство, ничего не значите». Он назвал это «фальшивой демократией, в которой все средства коррупции и мошенничества используются для искажения истинной воли народа». Напротив, истинная демократия защищает право крестьян на землю, право рабочих на достойный уровень жизни, право всех граждан на школы и врачей. Истинная демократия – это «прямая демократия», которая существует на Кубе с 1 января 1959 года. «Настоящая демократия… выражается в этой форме; она выражается прямо, в тесном союзе правительства и народа; в прямом соглашении; в этом создании и борьбе за благо значительного большинства страны и в его интересах».

Все понимали, что революцией руководит человек с исключительной способностью анализировать национальные и международные дела, находить политически разумные решения проблем, и способствовать единству народа. И все понимали, что в долгосрочной перспективе эта форма революционного руководства не будет стабильной. Ещё в 1961 году Фидель говорил о важности замены одного лидера на коллективное руководство авангардной политической партии. В том же году были предприняты попытки сформировать авангардную политическую партию, которая должна была объединить несколько революционных организаций: Движение 26 июля (во главе с Фиделем), Революционную директорию 13 марта (революционную студенческую организацию), и Народную социалистическую партию (первую Коммунистическую партию Кубы). После решения некоторых проблем, эти усилия воплотились в создании новой Коммунистической партии Кубы в 1965 году.

Таким образом, в начале 1960-х появились практические базовые структуры альтернативного политического процесса, который включал в себя народное участие в виде массовых организаций и массовых собраний и создание авангардной политической партии, которая обязана обучать людей и возглавлять их. Эта концепция выражалась в едином руководстве, которое должно защищать права большинства, освобождаясь от искажённой позиции меньшинства. Такое руководство стремится обучать людей, освобождая их от идеологических манипуляций, распространённых во всём мире. В то же время, именно люди, объединённые в массовые организации, обладают политической властью. Люди сильны своим числом и организационным и идеологическим единством.

Между авангардной партией и народом существует симбиотическая связь. Авангард обучает и ведёт вперёд, но, в то же время, он зависит от народа, который, в конечном итоге, обладает политической властью. И народ зависит от авангарда, потому что без него не может быть обоснованного понимания, что необходимо для освобождения. Харизматический лидер обучает и авангард и народ, готовя их к моменту, когда лидер перестанет существовать физически. Однако, все понимают, что лидер всегда будет существовать в виде своего учения.

В 1976 году структуры этой альтернативной политики были закреплены в Конституции Кубы. Эта Конституция сконцентрировала политическую власть в руках избранных народных депутатов. Она создала Национальную ассамблею, которая стала высшим органом власти в стране с правом принимать законы и назначать высших членов исполнительной и законодательной ветвей власти в государстве. Депутаты Национальной ассамблеи избираются делегатами 169 муниципальных ассамблей Кубы. Эти муниципальные ассамблеи избираются прямыми и тайными голосованиями в 12515 небольших избирательных округах, в которых избиратели выбирают из 2 и более кандидатов.

Поскольку прямые народные выборы делегатов муниципальных ассамблей проходят в небольших округах, нет необходимости проводить предвыборные кампании. Эти кандидаты известны избирателям, потому что они работают в местных массовых организациях. Их краткие биографии выставляются в общественных местах. Нет необходимости в финансировании больших кампаний, таким образом устраняется влияние крупных финансистов на политические кампании. Эта структура предназначена для того, чтобы политическая власть оставалась в руках народа. Это настоящая «власть народа». Ассамблеи, представляющие власть народа, выражают интересы народа и являются узаконенной версией массовых собраний начала 1960-х.

Массовые организации начала 1960-х остаются неотъемлемой частью политического процесса. Кроме всего прочего, они играют центральную роль в выборах второй ступени Национальной ассамблеи и исполнительной власти. Кандидатские комиссии предлагают списки кандидатов в делегаты от муниципальных ассамблей и в депутаты Национальной ассамблеи. Кандидатские комиссии формируются из представителей массовых организаций рабочих, фермеров, женщин, студентов и других местных жителей. В этих массовых организациях участвуют от 84 до 99% местного населения, в соответствии с этим, люди оказывают ключевое влияние на выборы высших уровней власти.

Конституция 1976 года отменила избирательные политические партии. Кандидаты в муниципальные ассамблеи выдвигаются простыми людьми на местных собраниях во множестве небольших районных избирательных округах. Коммунистическая партия Кубы определена в Конституции как единственная и авангардная партия всей нации, в соответствии с революционными устремлениями начала 1960-х. Однако, эта авангардная партия в руководстве народом не может узурпировать голос народа. Поэтому Конституция запрещает КПК участвовать в выборах. Согласно Конституции, КПК должна быть высшей руководящей силой общества, но руководство должно заключаться в образовании и примере. Конституция устанавливает, что решение находится в руках народа, выражаясь через структуры власти народа.

Конституция 1976 года, как и Декларация Гаваны 1960 года, подтверждает право Кубы на суверенитет, а также социальные и экономические права людей, включая право на труд, еду, медицину, образование, культуру и отдых. Государство обязано защищать эти права. Несколько последних месяцев КПК, Национальная ассамблея и народ разрабатывают новую Конституцию, с учётом новой социально-экономической модели 2012 года и перемен в кубинском обществе. В соответствии со своей революционной социалистической традицией народной демократии, они создают значимое конституционное собрание народа. По мере развития процесса становится ясно, что новая Конституция сохраняет кубинские традиции прямой и народной демократии.

Развитие альтернативной политики в социалистических странах Третьего мира и в Китае очень важно для современного мира. Если страны Третьего мира хотят избавиться от колониального наследия и самостоятельно определять своё социально-экономическое развитие, они должны забрать контроль над своими землями и ресурсами у иностранных корпораций и правительств. Для этого у них должна быть политическая система, при которой власть принадлежит народным депутатам и делегатам, а не местной элите и иностранным олигархам. Именно поэтому самые независимые страны – те, что строят социализм. Мы, жители Запада, поняли, что представительская демократия не служит нам. Мы имеем право знать, что социалистические страны создали альтернативную политическую систему, которая способствует политическому обсуждению, стабильности и единству.


Источник: Popular Democracy in Cuba, Charles McKelvey, counterpunch.org, January 23, 2019.

Tags: История, Куба, США, демократия, идеи, империя, коррупция, терроризм
Subscribe

Posts from This Journal “Куба” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments