4 ноября 2018 года президент США Дональд Трамп объявил о введении нового пакета антииранских санкций. Ранее Трамп также объявил, что США отказываются от ядерного соглашения с Ираном и группой из шести государств, которое было одобрено Советом безопасности ООН в резолюции 2231. Несмотря на радость Израиля и некоторых СМИ Персидского залива по поводу новых антииранских санкций, они, кажется, не оправдывают надежд этих стран и президента Трампа на то, что «введение этих мер, ограничит влияние Ирана на Ближнем Востоке, или остановит его ракетную программу, или изменит его поведение», - как заявляли Трамп и члены его правительства.
Можно сказать, что иранская экономика пострадает из-за неспособности международных компаний инвестировать в Иран в связи с боязнью американских наказаний, а иранцы столкнутся с экономическими трудностями, которые добавятся к тем трудностям, которые они испытывают уже долгое время. Но при оценке эффективности санкций в отношении нефтяного сектора, в частности, становится понятно, что, несмотря на прискорбный и грабительский ущерб для иранской экономики, на данном этапе американские санкции не в состоянии достичь своих целей по ряду объективных причин.
Во-первых, известно, что иранцы долгое время страдают от экономической изоляции и санкций, и привыкли к бюджетной экономии. Многие иранские эксперты и официальные лица говорят, что предыдущие антииранские санкции улучшили самообеспеченность и способствовали развитию местной промышленности, чего не могло бы произойти, если бы сохранился импорт зарубежных товаров.
Во-вторых, новые антииранские санкции и разрыв ядерного соглашения показали, что США – ненадёжный партнёр, а это укрепило позиции консерваторов внутри страны и разочаровало некоторые иранские группы населения (особенно молодёжь), которые верили в необходимость открытости перед Западом, а теперь считают, что Запад не будет им помогать, а значит делать ставку на изменение системы власти - неправильное решение.
В-третьих, исключения предоставленные правительством Трампа восьми «союзным» странам для продолжения закупок иранской нефти в течение некоторого периода нарушили режим санкций с самого начала. Согласно международной информации, больше всего иранскую нефть импортирует Китай, за которым следуют: Индия, Южная Корея, Турция, Италия, Япония, ОАЭ, Испания, Франция, Греция и т.д..
Получается, что иранскую нефть покупают эти страны, а также входящие в список исключений американских санкций. И кроме того, ЕС, Британия, Германия и Франция объявили о создании особого механизма для продолжения закупок иранской нефти. Поэтому иранскому нефтяному сектору ничего не грозит в ближайшем будущем, и он может поднять уровень ежедневной добычи до прежних объёмов. Буря психологической войны Трампа быстро затихла в преддверии промежуточных выборов.
В-четвёртых, правый популизм, который Трамп пытается распространить по всей Латинской Америке и Европейскому союзу, в дополнение к грубому обращению, давлению и угрозам в отношении своих бывших европейских союзников – всё это лишь усугубляет проблемы США. В этих условиях Иран будет использовать разногласия между этими странами, чтобы занять выгодное положение в международных отношениях и способствовать соблюдению международного права. На этом фоне Трамп выглядит как нарушитель международного права, особенно Венской конвенции о международных договорах (1969), которая вступила в силу в 1980 году.
Таким образом, экономические трудности, с которыми столкнутся иранцы, вряд ли заставят их капитулировать на условиях Трампа. За долгие годы тотального международного давления иранцы достигли мастерства в искусстве уклонения от режима санкций. Кроме того, Иран обладает в регионе множеством других стратегических козырных карт, которые он ещё не использовал.
Источник: ليلى نقولا, ما هي فعالية العقوبات الأميركية على إيران؟, almayadeen.net, 07 November 2018.