Введение.
Пропаганда не ограничивается одним методом влияния и убеждения для достижения своих целей, она использует самые разнообразные пропагандистские приёмы в СМИ, превращая искусство демонизации в полноценную войну. Исследователи насчитывают более 30 пропагандистских методов. Но сила пропаганды заключается не в количестве методов, а в умении их использовать. Эффективность пропаганды зависит от её разнообразия и постоянности распространения во всех социальных слоях населения: от простых людей до самых высших чиновников государства. Сила пропаганды заключается в простоте и точности удара по уязвимым местам. Она должна решительно воздействовать на людей, но не должна грубо ошибаться, скатываясь на одни скандалы, чтобы не отпугнуть людей, вызывая в них недоверие, и не раскрыть перед ними свои истинные цели.
Пропагандист должен добиваться своих целей самыми лучшими и быстрыми методами, подталкивая людей к желаемым действиям или бездействию. Сами методы и цели пропаганды могут быть хорошими или плохими, это не влияет на суть самой пропаганды. Различные исследователи по-разному оценивают силу и эффективность пропагандистских методов. Некоторые из них считают, что ложь – самое сильное средство воздействия на людей, так нацистские пропагандисты говорили: «Лги, и снова лги, пока люди не поверят тебе». Но многие считают, что ложь – самый слабый из пропагандистских методов, который приносит пропагандистам больше вреда, чем пользы.
Пропагандистские методы.
Существует множество пропагандистских методов, мы назовём самые главные:
1) Лозунги.
Лозунги – это простые фразы, произносимые лидерами каждого политического и общественного движения, и повторяемые их сторонниками. Лозунги могут распространяться в виде стихов или песен, как часто используется в коммерческой рекламе и политической агитации.
2) Шаблоны и стереотипы.
Это, вероятно, один из самых распространённых и очевидных способов пропаганды. СМИ внушают нам точку зрения своих владельцев практически на всё. Например, они изображают мусульман только в виде мужчин с длинными бородами и в странных одеждах, а мусульманок в чёрных закрытых одеждах, которые сидят в автомобилях на задних сиденьях. Постоянное повторение таких изображений в СМИ по любому поводу создаёт в головах западных жителей только негативные образы мусульман.
3) Догмы вместо обсуждения различных точек зрения.
Хотя СМИ говорят о своей объективности, они распространяют только свои взгляды, умалчивая о взглядах, которые несовместимы с их интересами. При этом создаётся представление, что вся информация в СМИ – общепризнанная и никем не оспариваемая точка зрения, другие точки зрения даже не упоминаются из страха пролить свет на реальность и оказать помощь в их распространении. Например, западные СМИ считают, что либеральная демократия может решить все сложные вопросы в мире, как будто арабское мусульманское общество не в состоянии сказать своё слово.
4) Высмеивание.
Насмешки оказывают большое влияние на общественное мнение, особенно на людей, которые подвержены этому по своей природе. Иногда насмешки могут оказать более глубокое влияние на общественное мнение, чем серьёзные газетные статьи и радио-интервью. Вражеские страны всегда используют насмешки против своих политических противников.
5) Использование ментальных образов.
В отношении определённых явлений навязываются ярлыки, которые создают представление, несвязанное с реальностью. Примеры возможных ярлыков: капиталистический социализм, мир, терроризм.
6) Ложь и фальсификации.
Как говорил Гитлер: «Часто, чем больше ложь, тем лучше она запоминается».
7) Избирательность.
Упоминайте плюсы, которые увеличивают ваш политический капитал, и скрывайте минусы, которые вредят вам. Этот метод широко используется в избирательных кампаниях.
8) Ссылки на религию.
Этот метод, используемый в политической и социальной пропаганде, очень опасен, поскольку он воздействует на глубинные убеждения нации, пытаясь подорвать её идеологическую сущность ради достижения своих целей и манипулирования нацией.
9) Использование образа жертвенности и вызов сочувствия.
Этот метод применяется для оказания влияния на души аудитории. Этот метод используется сионизмом для распространения в Америке антиарабской пропаганды. Например, для сбора денег для сионизма использовались изображения маленьких еврейских детей, которые голодают из-за нехватки денег.
10) Подмена понятий и названий.
В этом методе используются эмоциональные слова и фразы, которые вызывают в слушателях прямо противоположное отношение к какому-либо событию.
11) Повторение.
Политическая и социальная пропаганда невозможна без повторения. По сути, повторение используется в качестве замены подтверждения информации. Многократное повторение одной и той же информации, может убедить людей в её правдивости. Это касается и негативной и позитивной пропаганды.
12) Использование цифр и статистики.
Этот метод придаёт большое правдоподобие новостям. Американские СМИ часто используют статистические данные, и даже сами новости в СМИ снабжаются рейтингами, которые собираются специализированными, якобы независимыми, агентствами.
13) Умалчивание острых проблем.
СМИ часто предпочитают не говорить на противоречивые темы. Они сообщают о событиях, умалчивая об острых проблемах, чтобы представить только одну точку зрения, одновременно приучая граждан принимать только одностороннюю информацию и не задавать лишних вопросов.
15) Осуждение.
Этот метод заключается в осуждении противоречащей информации, вызывая в людях эмоциональное неприятие другой точки зрения, и мешая им узнать правду. В качестве добавления к этому методу часто используется положительная эмоциональная окраска собственной информации, что воспринимается как доказательство правдивости собственной и ложности противоположной информации.
16) Создание воображаемого врага.
Современная пропаганда создаёт воображаемых национальных врагов, которые в любой момент могут напасть на страну. Такую пропаганду легко сфабриковать, и она быстро вызывает страх в людях. Этот метод широко используется при диктатурах – проще назвать всех политических противников национальными врагами, чем решать реальные проблемы.
17) Наукообразность.
Некоторые преподносят пропаганду так, чтобы она выглядела научной и философской, вызывая чувство доверия к сомнительной информации.
18) Лицемерие.
В этом случае пропагандистская точка зрения обосновывается высокими моральными принципами, хотя, на самом деле, это далеко от реальности. В Коране (8-9 аяты суры «Корова») по этому поводу говорится: «Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие. Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого».
19) Использование инстинктов.
Для привлечения внимания к пропаганде в современной информационной войне часто используется сексуальный инстинкт. Так японцы сбрасывали на английских солдат листовки с изображениями обнажённых девушек на обратной стороне.
20) Использование чувства новизны.
Пропаганда сильно зависит от чувства новизны. Рутина вызывает скуку в обществе. Чувство новизны – важный компонент рекламы и пропаганды.
21) Образование.
При диктатуре – пропаганда, а при демократии – образование. Однако, в диктаторских странах образование может быть формой политической пропаганды. В демократических обществах учителя учат, как думать, а в диктаторских – что думать.
22) Метод пробного шара.
В определённый момент в общество внедряется пробная пропагандистская информация, а затем анализируется отношение к ней. Если опыт увенчался успехом, эта информация пускается на поток, иначе она изменяется для увеличения доверия.
Методы дезинформации.
Пожалуй, наиболее распространённые пропагандистские приёмы: ложь, обман, искажение фактов, громкие лозунги, фальшивые фотографии и видеозаписи, а также другие методы политических кампаний, печатных и цифровых СМИ. Наиболее важные методы дезинформации:
1) Повторение и навязывание.
Политическая пропаганда не может существовать без повторения, которое является средством подтверждения правдивости информации, распространяемой среди населения.
2) Ложь.
Для достижения необходимых целей в политической пропаганде часто используется ложная информация о существующих фактах, а также фальшивые новости о несуществующих фактах.
3) Искажение информации с помощью умолчаний и преувеличений.
Пропаганда приуменьшает свои недостатки, умалчивая об определённых проблемах, и преувеличивает свои достоинства, фальсифицируя фотографии и видеозаписи, или вообще используя инсценировки событий, которых не было.
4) Разжигание истерии.
Этот метод используется для провоцирования в публике необходимого возбуждения, отказываясь от доказательств и спокойного обсуждения.
5) Искажение смысла понятий.
Пропаганда называет вещи не своими именами. Например, СМИ пишут, что США освободили Ирак, а не захватили его.
6) Провоцирование сомнений.
Цель этого метода – подрыв уверенности в себе и других, провоцируя внутреннее поражение.
7) Фальшивые ассоциации.
Создание в сознании ложных соответствий между вещами. Так правительство США связывает оккупацию Ирака с распространением демократии в этой стране и соседних арабских странах, чего нет на самом деле.
8) Зрительные образы.
Этот метод состоит в навязывании ложных образов в отношении определённых событий и людей, для создания в обществе необходимой реакции по отношению к реальности. Например, в СМИ распространяются негативные образы арабов и мусульман.
9) Отвлечение внимания.
СМИ муссируют какую-либо одну неважную тему, умалчивая о более важных событиях. Общественность всё внимание концентрирует на неважной теме, ничего не зная о более важных событиях.
Пропаганда и дезинформация во время войн.
Во время войны с Ираком активно использовалась политическая пропаганда, чтобы доказать превосходство западных войск, оправдать войну поиском оружия массового поражения и продемонстрировать недостатки иракской власти. Во время этой войны США развязали и информационную войну с использованием различных пропагандистских методов:
1) Угрозы и запугивание.
Угрозы и запугивания используются для распространения паники и психологической подавленности. Например, США грозились полностью разогнать партию Баас, угрожали использовать весь свой военный и технологический арсенал, а также проводили акции устрашения, проводя массивные военные учения ВВС и ВМФ в Персидском заливе, а высшие офицеры армии США публично заявляли, что они могут одновременно вести три войны в различных частях мира.
Кроме того, с начала своей войны США сбросили на иракские вооружённые силы миллионы листовок с угрозами, призывая их не подчиняться иракским властям и возвращаться к своим семьям. В этих листовках они писали: «сдавайтесь, и вам даруется жизнь». Эти же меры использовались в Ираке и во время Второй войны в Персидском заливе. Аналогичные методы используются и при облавах в иракских домах. И Саддаму Хусейну выдвигали ультиматум: в 48 часов сдаться и покинуть Ирак. Кроме того, западные СМИ, говоря о действиях западных армий в Ираке, пишут «освобождение», хотя это чисто политизированный термин.
2) Дезинформация и подавление правды.
США блокировали любую информацию о победах иракского сопротивления с помощью методов радиоэлектронного подавления сигналов, а также запрета всех интернет-источников, которые сообщали правду об этой войне. Так например, англоязычное информационное агентство Al Jazeera было отключено на время этой войны. Военное и политическое руководство США постоянно сливало ложную информацию иностранным журналистам, которые оказались в Багдаде и на себе испытали бедствия войны, особенно во время обстрела гостиницы «Палестина», в которой они проживали. В результате американского артиллерийского обстрела этой гостиницы было убито два журналиста и ещё несколько журналистов каналов Abu Dhabi и Al Jazeera получили тяжёлые ранения.
Радиоэлектронное подавление иракских СМИ сопровождалось угрозами и принуждением в отношении иностранных журналистов. Некоторые американские журналисты были даже уволены за негативные отзывы об этой войне в своих репортажах. Например, это произошло с Херальдо Ривера - журналистом канала Fox News, которым владеет еврей Руперт Мердок; или с журналистом Christian Science, который описывал военные действия на юге Ирака. Список отстранённых от работы и высланных из Ирака журналистов очень велик. Из мест проведения военных действий были изгнаны многие фотокорреспонденты и журналисты, включая западные СМИ. Кроме того, американская пропаганда использовала старые фотографии десантирования в пустынях, чтобы показать лёгкость обстановки и отсутствие сопротивления во время Второй войны в Персидском заливе.
3) Клевета и ложь.
Высокопоставленные офицеры армии США ежедневно организовывали пресс-конференции на военных базах в Катаре и в Вашингтоне, на которых они распространяли слухи об этой войне:
- об убийстве президента и его сыновей, чтобы посеять хаос в иракской армии и всей стране - этот слух был опубликован в Washington Post и других СМИ;
- о «чистой войне», которая не нацелена на безоружных гражданских лиц, и «шоковой войне», которая не длится долго из-за своей лёгкости;
- о том, что американские солдаты сочувствуют иракским детям;
- о предательстве и капитуляции на юге Ирака.
Во время ведения активных боевых действий иракское правительство, так же как и противник, использовало политическую и военную пропаганду, включая следующие методы:
1) Угрозы и запугивания.
В своих выступлениях иракский президент грозился нанести тяжёлое поражение вражеской армии. В качестве информационного оружия использовались религиозные символы для укрепления решимости армии: аяты Корана, рассказы о деяниях Пророка, традиции джихада во имя Бога. Саддам Хусейн грозился также обрушить на израильскую столицу Тель-Авив мощный ракетный удар. Иракские СМИ показывали картины победы сил сопротивления в отдельных провинциях, постоянно рассказывая о простом иракском крестьянине, который сбил американский вертолёт.
2) Привлечение на свою сторону.
При обращении к другим странам, иракские пропагандисты использовали политические заявления в адрес арабских и мусульманских стран с описанием тяжёлого положения иракского народа и опасности американского нападения на весь ислам, призывая оказать помощь иракскому народу, так как затем США нападут и на них. Иракские источники распространяли фотографии об ужасах войны, а также статистические данные о количестве убитых, раненных, покалеченных и изуродованных тел в результате сброса запрещённых кассетных бомб на больницы, школы, музеи, заводы, правительственные здания и жилые дома. Образы этих страданий и разрушений были очень действенными инструментами внешней иракской пропаганды. Для агитации внутри Ирака местные СМИ использовали лозунги, политические символы и национальные песни. Один из примеров иракской политической пропаганды: лидеры партии Баас постоянно использовали такие словосочетания как «багдадское кладбище захватчиков», «священная война до освобождения». Партия Баас использовала и другие методы пропаганды для возрождения чувства солидарности и решимости в народе.
3) Сарказм и насмешки.
Для разоблачения западной пропаганды иракские правительственные чиновники, и особенно министр информации, использовали иронию и сарказм. Мухаммад Саид Ас-Сахаф презрительно называл американских солдат наёмниками и арабскими терминами времён крестовых походов. Американского президента он назвал головой ехидны, а британского премьер-министра его хвостом и его собакой. Выступления Ас-Сахафа высокого ценились врагом – арабские СМИ сообщали, что Буш, Блэр и генералы не пропускают ни одного его выступления и пытаются напасть на него во время его поездок по Ираку.
Для западных СМИ война закончилась 9 апреля после символического разрушения статуи президента Саддама Хусейна в Багдаде. Несколько дней западная пропаганда распространяла эти кадры, чтобы убедить мир, что одержана победа над «иракским режимом», а иракский народ осчастливлен разрушением памятника. Таким образом, западные СМИ хотели внушить мировому сообществу, что США «освободили» Ирак.
Источник: مروة الاسدي, أساليب التضليل الدعائي عبر وسائل الاعلام, annabaa.org, 18 October 2018.