Статистическое сравнение роста производительности и зарплаты рабочих.
Если вы слушали или читали последнюю речь президента Трампа о положении в стране, вы могли бы удивиться упоминанием о социализме: «Здесь, в США, мы встревожены новыми призывами принять социализм в нашей стране. Америка основана на свободе и независимости, а не на правительственном принуждении, господстве и контроле. Мы рождены свободными, и мы останемся свободными». А может быть и нет – в прошлом году Совет экономических советников счёл необходимым опубликовать доклад накануне промежуточных выборов, чтобы выступить против «возвращения социализма в американский политический дискурс». А Fox News организовала собственную антисоциалистическую кампанию, поскольку «поддержка коллективистских идей Карла Маркса неуклонно растёт».
Ирония, конечно, в том, что Трамп и его главные СМИ отчасти ответственны за рост поддержки социализма и политики, которую часто связывают с социализмом (например, увеличение налогов на доходы и богатство олигархов). Утверждения, что «наша страна прогрессирует, а наша экономика процветает, как никогда прежде», в сочетании с демонизацией иммигрантов в «организованных караванах, которые маршируют на США», и игнорированием последствий крупнейших в истории США налоговых льгот для корпораций, которые, несмотря на рост экономики, директорских зарплат и фондового рынка, всё больше и больше грабят американских работников – всё это делает социализм всё более востребованным. Но интерес к социализму рос ещё до вступления Трампа на свой пост, особенно среди молодёжи. Нужно понимать, почему это происходит.
Как я уже писал, современная молодёжь - замученное поколение, с меньшими доходами, большим количеством рабочих мест с частичной занятостью и большей безработицей, по сравнению со всеми поколениями послевоенного периода. Поэтому они чаще своих предков считают себя рабочим классом, и реже – средним классом. Малкольм Харрис считает, что главная проблема – эксплуатация: «Это фундаментальная капиталистическая история. Рабочих всегда эксплуатировали, но этот тип эксплуатации для современной молодёжи растёт по экспоненте». Харрис имеет в виду растущий разрыв между производительностью и зарплатой рабочих. Харрис ссылается на статистику Института экономической политики, согласно которой с 1973 года производительность выросла в 6,2 раза.
В качестве альтернативы, мы можем посмотреть на разрыв между реальным объёмом производства в нефермерском бизнесе и реальным еженедельным доходом, который с 1980 года вырос почти в 10 раз. Оба подсчёта указывают на рост эксплуатации и на растущий разрыв между производительностью и зарплатой рабочих. Именно об этой эксплуатации не хотят говорить Трамп и «традиционные американские экономисты». И именно она подталкивает к росту интереса к социализму. Рабочие, особенно молодые, страдают от последствий растущей эксплуатации и начинают смотреть за капиталистические барьеры в поисках других способов организации экономики и общества. По крайней мере, с конца XVIII века социализм был главной альтернативой. Почему сегодня в США растёт интерес к социализму? Ответ очевиден: потому что капиталистическая эксплуатация глупа!
Источник: Socialism and exploitation, David F. Ruccio, anticap.wordpress.com, February 07, 2019.