График «уровня участия гражданской рабочей силы» в США.
Ваше правительство полагает, что лишение вас пособий по безработице – это повод для торжества, потому что теперь вы не считаетесь безработными! Ничего себе? Тут есть одна хитрость. В большинстве стран мира только трудящиеся, которые получают пособия по безработице, считаются официальной статистикой «безработными». Таким образом, реальный уровень безработицы всегда выше официального, минимум, в два раза. Большинство правительств усложняют подсчёт реального уровня безработицы, а корпоративные СМИ публикуют официальный уровень так, словно он является реальным.
Поэтому возникает логичный вопрос: какая часть населения страны реально занята на оплачиваемой работе? И эту цифру тоже очень сложно найти. Наконец, необходимо проанализировать заработную плату: насколько быстро она растёт по сравнению с инфляцией, и увеличивается ли она с ростом производительности труда? Если разобраться в этих вопросах, станет ясно, что всё не так уж прекрасно. Но вы ведь это знали давно, не так ли?
Давайте начнём наше глобальное исследование с США, где, вопреки ожиданиям, реальный уровень безработицы легче определить, по сравнению с другими странами. Возможно, у трамповского режима просто руки не доходят до сокрытия этой информации, поскольку он сильно занят подавлением научных фактов о глобальном потеплении, загрязнении окружающей среды и прочих проблемах. Официальный уровень безработицы в мае 2018 года - 3,8%. Это самый низкий уровень за несколько последних лет, и он в два раза ниже уровня безработицы во время экономического кризиса 2008 года. Конечно, правительство Трампа хвалится этим своим «достижением», несмотря на падение реального уровня занятости уже восьмой год подряд.
Конечно, радостные новости об этом «достижении» не смогли вас обмануть. Реальный уровень безработицы в США - те, кто входит в официальный уровень, плюс временные работники с неполным рабочим графиком, а также работоспособные взрослые, которые хотят получить работу, но не могут её найти несколько лет - 7,6% (это тоже официальная статистика, где эта категория трудоспособного населения называется U-6). Эта цифра тоже уменьшилась в два раза по сравнению с пиком 2010 года. Однако, рост и этого числа всё ещё не доказывает, что количество реально работающих людей увеличивается.
Меньше людей на работе и они меньше зарабатывают.
Лучший показатель количества людей, нашедших работу – «уровень участия гражданской рабочей силы». Согласно этому показателю, работающие американцы 16 лет и старше, которые не находятся в тюрьмах или психиатрических клиниках, составили в мае лишь 62,7% от потенциальной рабочей силы США, ознаменовав существенное снижение по сравнению с апрелем. Этот уровень примерно равен самому низкому значению со времён падения кейнсианства в 1970-х, и ниже уровня мая 2000 года - 67,3%. Вам нужно вернуться в середину 1970-х, чтобы увидеть более низкие уровни трудового участия в США. В 1950-60-х этот уровень был ещё ниже, но в те дни один работающий взрослый мог содержать всю семью. Сейчас все пытаются работать, но всё равно не могут свести концы с концами.
И теперь пришло время проанализировать зарплату. По данным исследования сент-луисского отделения ФРС, после достижения пикового значения 52% в 1969 году доля ВВП, поступающая в зарплату, упала до 43%. New York Times пишет, что доля ВВП, поступающая в зарплату за последние 5 лет, стала самой низкой с 1929 года. Ситуация ухудшается в условиях доходного неравенства и отставания зарплаты от роста инфляции и производительности труда. Институт экономической политики отмечает: «С 2000 по 2017 год рост заработной платы был более высоким для большинства зарабатывающих работников, сохраняя тенденцию последних 40 лет роста зарплатного неравенства». Сильнее всего рост зарплаты коснулся высших 10%, снизив реальное значение «роста среднего уровня зарплаты в 2017 году на 0,2%». Возможно, инфляция была низкой, но всё равно в прошлом году обычные американские работники столкнулись с падением реального уровня зарплаты.
Эти отрезвляющие новости говорят нам, что хорошо оплачиваемую работу очень сложно найти. Сотрудница Института экономической политики Элиз Гулд написала: «Медленный рост зарплаты говорит нам, что работодатели продолжают удерживать в своих руках все козыри, и им не требуется повышать зарплату для привлечения работников. Иными словами, у работников очень мало надежды на увеличение зарплаты. Медленный рост зарплаты говорит, что работодатели и работники знают, что работники ждут первой возможности для устройства на работу, даже если она не устраивает их».
Реальный уровень безработицы в Канаде и Европе.
Похожая ситуация и в других странах. Официальный уровень безработицы в Канаде - 5,8%. Это самая низкая статистика с 1976 года, хотя количество реально работающих людей снижается из-за сокращения рабочих мест в торговле и строительстве. Какой же реальный уровень безработицы в Канаде? Канадский статистический показатель R8 составляет 8,6%. R8 – это временные работники, в том числе те, кто хочет работать по полному графику, и другие неполноценные работники. В конце 2012 года R8 составлял 9,4%, однако анализ безработицы, опубликованный в Globe and Mail, показал, что уровень безработицы должен составлять 14,2%. Если текущее статистическое расхождение пропорционально 2012 году, то реальный уровень безработицы в Канаде должен быть выше 13%. «Узкий взгляд канадской статистики значительно преуменьшает недоиспользование рабочей силы», - говорится в анализе Globe and Mail. Как и у южного соседа, уровень участия рабочей силы в Канаде постоянно снижается, упав в апреле 2018 года до 65,4% с 67,7% в 2003 году.
Последняя официальная статистика Британии заявляет, что уровень безработицы в этой стране - 4,2%. Истинная цифра гораздо больше. Но насколько больше, определить очень сложно. Сентябрьский доклад 2012 года Университета Шеффилд Холлэм показал, что общее число безработных в Британии превышает 3,4 млн. человек, хотя официальные статистические данные сообщали только о 2,5 млн. безработных. Если мы примем это соотношение за истину, и предположим, что оно сохранилось до сих пор, то реальный уровень безработицы в Соединённом королевстве должен быть около 5,7%.
Официальная статистика ЕС об уровне безработицы заявляет о «среднем уровне» - 7,1% (хотя только в Греции безработица 20,8%). В европейской статистике нет эквивалента американского U-6 или канадского R8, но в ней тоже есть показатель временных работников с неполным графиком работы под названием «потенциально дополнительная рабочая сила». Если учесть этот показатель, но реальный уровень безработицы должен быть выше 14%. Официальная статистика Австралии заявляет, что уровень безработицы в этой стране - 5,6%. Показатель «расширенной недоиспользованной рабочей силы», который бы дал представление о реальном уровне безработицы, кажется, хорошо скрывается. Самая последняя цифра, которая относится к февралю 2017 года, показывает уровень 15,4%. Тогда официальный уровень безработицы был 5,8%, если предположить, что это соотношение осталось неизменным, то сейчас реальный уровень безработицы в Австралии должен превышать 15%. По примеру Северной Америки уровень занятости снижается в большинстве стран мира. Международная организация труда насчитала в 2017 году уровень занятости 61,9%, в то время как в 1990 году он составлял 65,7%.
Застой уровня зарплаты, несмотря на рост производительности труда.
Наряду с ростом реальной безработицы по всему миру, наблюдается и застой заработной платы. Производительность труда в Северной Америке и Европе растёт быстрее зарплаты. Исследование 2017 года обнаружило, что во всём этом регионе средний рост реальной зарплаты отстаёт от роста производительности труда с 1980-х. Неудивительно, что в США зафиксирован самый большой разрыв между зарплатой и производительностью. Германия занимает второе место по этому разрыву, что тоже объяснимо, поскольку немецкие рабочие давно живут в условиях сокращения реальной зарплаты (с учётом инфляции) из-за законов, введённых Социал-демократической партией в 2010 году. Несмотря на зарплатный кризис, в 2015 году ФРС США опубликовала доклад, в котором заявляется, что главная причина экономического кризиса - недостаточное сокращение зарплаты. Да, ФРС считает, что ваша зарплата слишком высока.
Отставание заработной платы от производительности труда – глобальное явление. Статистический анализ, проведённый в начале текущего десятилетия, показал, что от этого явления страдают трудящиеся Канады, США, Англии, Франции, Германии, Италии и Японии. Рабочие Канады и США каждую неделю получают на несколько сотен долларов меньше, если сравнить с гипотетической ситуацией, когда зарплата поспевала бы за ростом производительности. Жизнь в эру безудержной корпоративной глобализации становится всё опаснее. На самом деле, с глобальной точки зрения, постоянная работа с полным графиком работы – это ненормальность. Используя статистику Международной организации труда, Джон Беллами Фостер и Роберт Макчесни подсчитали, что «глобальная резервная трудовая армия» - временные работники с неполным рабочим графиком, безработные и нелегальные работники - превышает 2,4 млрд. человек. Для сравнения общая армия полноценных работников составляет только 1,4 млрд.
В своей книге «Бесконечный кризис: Как монополистический финансовый капитал создаёт застой и потрясения от США до Китая» они пишут: «Существует резервная армия, которая более чем на 70% больше реальной трудовой армии, и она используется для ограничения глобальной заработной платы, а особенно в бедных странах. Большая часть этой резервной армии находится в слаборазвитых странах, хотя сегодня она растёт и в богатых странах». Завоевав практически все уголки планеты, и имея возможность расширяться на новые рынки, капитализм продолжает сокращать зарплаты и льготы рабочим для поддержания роста своей прибыли. При капитализме невозможна никакая реформа, которая смогла бы остановить эту тенденцию. Как говорила ещё сто лет назад Роза Люксембург: у нас есть только один выбор – социализм или варварство.
Источник: Hiding The Real Number Of Unemployed, Pete Dolack, Systemic Disorder, popularresistance.org, June 11, 2018.