antizoomby (antizoomby) wrote,
antizoomby
antizoomby

Category:

США – страна потерянных душ.


В словаре городского языка говорится: «С потерянной душой произошла трагедия, настолько тяжёлая, что она не находит возможности дать кому-либо своё сердце… Потерянные души могут быть опасны для себя и других…». С христианской точки зрения, «потерянная душа - тот, кто дрейфует морально, духовно, интеллектуально и эмоционально. Такой человек может быть потерян из-за наркотиков, алкоголя, амбиций, жадности, азартных игр, сексуальной распущенности или «прагматического» менталитета; он не уважает человеческую жизнь и измеряет всё только экономическими и материальными мерками».

Сайт под названием «Сила позитивности» пишет: «истинно потерянные души проходят через более интенсивные периоды разъединения и замешательства, чем остальные из нас, и иногда они чувствуют, что их настоящий жизненный путь отдалился от них». Другой сайт под названием «Подними свою вибрацию сегодня» пишет: «Потерянные души – это люди, которые духовно плывут по течению. По какой-то причине, эти люди заблокировали интуитивное руководство, исходящее от их высших сущностей… В результате, жизнь потерянной души очень сложна». К сожалению, страдания, которые испытывают многие люди – это нечто большее, чем их личное горе, или, как пишет «Сила позитивности», их неспособность испытать «чувство бесконечной любви вселенной, что приводит к борьбе, злобе и печали». В целом, потерянные души Америки – часть растущего множества брошенных людей – люмпен-пролетариат XXI века.

Потерянные души живут тихо – иногда вопят, иногда мечутся с оружием в руках – блуждая по повседневности. Некоторые бездомные прячутся на городских улицах в поисках убежища, другие разбивают палаточные лагеря в национальных парках или лесах, а третьи живут в развалинах, заброшенных домах, трейлерах, домах для престарелых, психиатрических клиниках, больницах или тюремных камерах. О некоторых из них заботятся родственники, друзья или добрые люди. Сейчас среди них всё больше представителей так называемого «среднего класса», которые с трудом выживают от зарплаты до зарплаты, надеясь удержаться на работе и сохранить кредит, пока не свалятся на дно. А затем некоторые из них решаются на самоубийство, чтобы положить конец страданиям. Потерянные души Америки живут, затаив дыхание, ожидая удачи, которая исправит все беды. Это живые мертвецы, люмпен-пролетариат США.

Полтора столетия назад многие радикалы называли тогдашние потерянные души «люмпен-пролетариатом», но сегодня этот термин мало используется. Изначально термин «люмпен» означал «лохмотья», но затем он стал означать «человек в лохмотьях», «оборванец», «сброд», «плут», «слуга». В XVIII веке термин «люмпен» стал использоваться в виде префикса для придания уничижительного оттенка почти каждому немецкому слову. В середине XIX века, такие ведущие мыслители как Маркс, Энгельс и Бакунин применяли термин «люмпен» к понятию «пролетариат», чтобы определить значительный бедный социальный сектор. Они использовали различные интерпретации люмпен-пролетариата, предполагая различные роли, которые этот сектор может сыграть во время революции. Их интерпретации имеют большое значение и сегодня, поскольку они способны помочь понять суть социального кризиса, который привёл к избранию Трампа и создал сильную напряжённость в стране.

Точка зрения Маркса и Энгельса на люмпен-пролетариат широко распространена среди большинства левых. Энгельс в работе «Крестьянская война в Германии» (1850) написал: «Люмпен-пролетариат – это отбросы развращённых элементов всех классов, которые основали свою штаб-квартиру в больших городах, это худший из всех возможных союзников. Это толпа абсолютно продажная и абсолютно наглая. Если французские рабочие во время каждой революции писали на домах «Mort aux voleurs! (Смерть ворам!)» и даже стреляли иногда, они делали это не из сильной любви к собственности, а так как считали, что эту банду нужно держать подальше. Каждый рабочий лидер, который использует этих негодяев в качестве охраны или поддержки, одним только этим шагом доказывает, что он – предатель движения».

Маркс в работе «18-ое брюмера Луи Бонапарта» (1852) написал: «Рядом с промотавшимися кутилами сомнительного происхождения и с подозрительными средствами существования, рядом с авантюристами из развращенных подонков буржуазии в этом обществе встречались бродяги, отставные солдаты, выпущенные на свободу уголовные преступники, беглые каторжники, мошенники, фигляры, лаццарони, карманные воры, фокусники, игроки, сводники, содержатели публичных домов, носильщики, писаки, шарманщики, тряпичники, точильщики, лудильщики, нищие - словом, вся неопределенная, разношерстная масса, которую обстоятельства бросают из стороны в сторону и которую французы называют богемой. Из этих родственных ему элементов Бонапарт образовал ядро Общества 10 декабря, «благотворительного общества», поскольку все его члены, подобно Бонапарту, чувствовали потребность ублаготворить себя за счет трудящейся массы нации. Бонапарт, становящийся во главе люмпен-пролетариата, находящий только в нем массовое отражение своих личных интересов, видящий в этом отребье, в этих отбросах, в этой накипи всех классов единственный класс, на который он безусловно может опереться, - таков подлинный Бонапарт».

Бакунин в работе «О международной ассоциации трудящихся и Карле Марксе» (1872) предложил другую интерпретацию: «Для меня цветок пролетариата не является, как для марксистов, верхним слоем, аристократией труда, которая более культурна, больше зарабатывает и живёт комфортнее, чем все другие рабочие… В силу своего относительного благополучия и полубуржуазного положения, этот верхний слой рабочих, к сожалению, слишком сильно насыщен всеми политическими и социальными предрассудками, всеми устремлениями и претензиями буржуазии. Из всего пролетариата этот верхний слой является наименее социальным и наиболее индивидуалистическим. Под цветком пролетариата я, прежде всего, понимаю ту огромную массу, те миллионы некультурных, лишённых, несчастных, неграмотных, которых господа Энгельс и Маркс бросают под власть сильного правительства – естественно во имя спасения народа! Я имею в виду «сброд», «чернь», почти не замаранную буржуазной цивилизацией, которая несёт в своём внутреннем существе, в своих устремлениях, во всех нуждах и несчастьях своей коллективной жизни, семена социализма будущего; поскольку сегодня они достаточно сильны для открытой победы в Социалистической революции».

Вчерашний люмпен-пролетариат – это сегодняшние потерянные души. США делают несчастными растущее множество людей, и эти несчастья привели к избранию Дональда Трампа. Основатель журнала Time Генри Люс называл период после Второй мировой войны «американским веком». В этот период США получили статус сверхдержавы, в сопровождении соответствующих военных издержек Холодной войны, но при этом предоставляли своим гражданам беспрецедентные экономические и социальные возможности. Несмотря на все страдания, принесённые сенатором Маккарти, войной с Вьетнамом и террором в Латинской Америке, «американский век» изменил страну. Послевоенное процветание улучшило жизнь людей. Уровень жизни многих американцев поднялся. Продолжительность жизни увеличилась, была принята программа контроля над рождаемостью, разрешены аборты, подростки получили сексуальное образование (вместе с презервативами). Официально, демократические права распространились на негров, женщин и гомосексуалистов, некоторое время приветствовали даже нелегальных мигрантов. Большинство американцев чувствовали себя хорошо.

К сожалению, «американский век» быстро закончился из-за капиталистической глобализации. США разделились на города, которые специализируются на финансах (Нью-Йорк), развлечениях (Лос-Анджелес), электронике (Сан-Франциско), образовании (Бостон), переработке нефти и газа (Хьюстон). Для тех, кто может поймать волну, мир – это устрица с блестящими жемчужинами. А для тех, кто не может? Потерянные души Америки – это больше чем карта из колоды, это личная судьба и личные страдания. Это социальная категория. У нас не ведётся статистика по «потерянным душам». Эта категория не признаётся правительством и университетами, но она всё-таки существует и включает в себя всех, кто пытается выжить в постмодернистской Америке.

Эта социальная категория характеризуется несколькими признаками, которые обрисовывают «потерянные души» современных США:
- Бюро переписи населения США сообщает, что в 2016 году 43,1 млн. американцев (12,7%) живут в бедности, 18,5% живут в «глубокой бедности» (их общий семейный доход на 50% ниже порога бедности), они составляют 5,8% от всех американцев и 45,6% от бедных американцев.
- Одно исследование показало, что более полумиллиона американцев (564708 человек) – бездомные, 15% бездомных (83170 человек) считаются «хронически бездомными».
- Более 2,3 млн. человек удерживаются в 1719 тюрьмах штатов, 102 федеральных тюрьмах, 901 исправительном заведении для несовершеннолетних, 3163 полицейских тюрьмах, 76 тюрьмах для индейцев, а также в военных тюрьмах, центрах задержания для иммигрантов, «центрах гражданской ответственности» и в других тюрьмах на территории США.
- В 2017 году было зарегистрировано 772594 дел о банкротстве.
- Миф о повышении социальной мобильности после окончания колледжа превратился в настоящий кошмар. Было подсчитано, что 4 из 10 студентов колледжей берут кредиты на образование, а общая задолженность по студенческим кредитам превышает 1,5 трлн. долларов – это больше общих долгов по кредитным картам и автомобильным кредитам. Эти долги мешают заключать браки и покупать дома.
- В 2016 году в США совершенно 45965 самоубийств и 19363 убийств; самоубийства заняли 10-е место среди всех видов смертей американцев от 10 до 34 лет, и 4-е место среди смертей американцев от 35 до 54 лет.

Маркс, Энгельс и Бакунин писали о люмпен-пролетариате на ранней стадии современной индустриализации. Для них люмпен-пролетариат не имел никакого отношения к капиталу или средствам производства. Он считался контрреволюционным врагом пролетариата, по крайней мере, с точки зрения Маркса и Энгельса, а значит врагом социализма. Некоторые из определений люмпен-пролетариата, данные Марксом и Энгельсом, до сих пор имеют смысл: бродяги, отставные солдаты, выпущенные на свободу уголовные преступники, мошенники, фигляры, лаццарони, карманные воры, игроки, сводники, содержатели публичных домов, носильщики, писаки, шарманщики, тряпичники, точильщики, лудильщики и нищие. Вместо шарманщиков теперь – уличные музыканты, а беглые каторжники-рабы исчезли с постмодернистской американской сцены.

Маркс и Энгельс включают в люмпен-пролетариат хронически безработных, бездомных, психически больных и заключённых. Спустя полтора столетия в современный люмпен-пролетариат нужно включить и тех, кто работает на низкооплачиваемых временных должностях. Некоторые из них могут выбраться, став бизнесменами следующей волны, но большинство будет бесконечно стремиться удержаться на плаву в коварных водах глобального капитализма. Неравенство в США подскочило до уровня «позолоченного века» конца XIX столетия. Всё больше и больше американцев становятся люмпен-пролетариатом XXI века. Через два столетия та же проблема стоит перед нашей страной. И кто больше других страдает? Самые потерянные, одинокие и забытые души.


Источник: America’s Lost Souls: the 21st Century Lumpen-Proletariat?, David Rosen, counterpunch.org, October 19, 2018.

Tags: История, США, бедность, идеи, империя, неолиберализм
Subscribe

Posts from This Journal “бедность” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments