
Венесуэльский диктатор Маркос Перес Хименес получает «Легион почёта» от посла США Флетчера Уоррена в 1954 году.
В западном полушарии нет такой страны, которая в тот или иной момент истории не оказывалась бы в ловушке щупалец американского империализма. Венесуэла, разумеется, тоже не стала исключением. Вашингтон вмешивался в её внутренние дела с XIX века и продолжает это делать по сей день, когда угроза очередного американского переворота или даже прямой интервенции с каждым днём становится всё отчётливее.
Долгая история вмешательства.
В течение большей части XX века американские вмешательства в Венесуэлу были связаны с нефтью, но в XIX веке было не так. Вашингтонское участие в пограничном споре 1895 года между Венесуэлой и Британией стало ключевым событием на пути становления империи США. Правительство Гровера Кливленда использовало Доктрину Монро, которая запрещала Европе колонизировать Америку, чтобы выступить на стороне Венесуэлы. Кливленд заявил, что «сегодня США практически суверенны на этом континенте», и косвенно пригрозил начать войну с Британией, которая, в конце концов, согласилась с требованиями США. Позже, во время голландско-венесуэльского кризиса 1908 года, флот США помог вице-президенту Венесуэлы Хуану Винсенте Гомесу захватить власть с помощью переворота. Гомес, которого называли «зубатка», правил страной лично или через марионеточных президентов до самой своей смерти в 1935 году. Его режим был невероятно, по-средневековому зверским. Его полицейские заковывали политических заключённых в железные кандалы, которые только «самых счастливых» делали инвалидами. Несчастных вешали на мясных крюках за горло и яички.
Гомес был фантастически коррумпирован. На момент смерти его состояние оценивалось в 200 млн. долларов, или 3,6 млрд. долларов в сегодняшних деньгах. Однако, он заслужил любовь Вашингтона и Уолл-Стрит, предоставив высокодоходные концессии таким иностранным нефтяным компаниям как Standard Oil (ExxonMobil сейчас) и Royal Dutch Shell. Ромуло Бетанкур, который дважды был президентом в середине XX века и считается отцом-основателем современной венесуэльской демократии, писал, что Гомес «был инструментом иностранного контроля венесуэльской экономики, союзником и слугой внешних влиятельных интересов».
На протяжении более века эксплуатация нефтяных ресурсов Венесуэлы была постоянной целью политики США в этой южноамериканской стране. Ради этого они поддержали зверски кровожадного диктатора Маркоса Переса Хименеса (1948-1958), чей режим пытал политических заключённых так же ужасно, как и палачи эпохи Гомеса. Хименес был чрезвычайно щедр к транснациональным корпорациям и жесток к своему народу. США, которым Хименес очень нравился, считали этого деспота своим близким союзником и даже наградили его военным орденом «Легион почёта» «за исключительно достойное поведение в выполнении выдающихся заслуг и достижений». Спецслужбы США также оказывали активную поддержку Управлению национальной безопасности Хименеса, которое пытало и убило несколько тысяч невинных венесуэльцев.
Через несколько лет после установления в Венесуэле демократии в 1958 году большинство южноамериканских стран начали подпадать под железный кулак проамериканских военных диктатур. Сотрудники вооружённых сил и органов госбезопасности этих репрессивных режимов обучались в США (например, в Американской армейской школе) похищениям, пыткам, убийствам и подавлению демократии. Подготовленные США эскадроны смерти применяли полученные в США навыки убийств, пыток и терактов против невинных мужчин, женщин и детей различных южноамериканских стран. Несколько десятилетий венесуэльцев всё это не касалось, но США никогда не отказывались от вмешательств в венесуэльские дела, и после свободных и честных выборов 1998 года, на которых победил Уго Чавес, и начала Боливарианской революции, американские вмешательства достигли шокирующего уровня.
Американские вмешательства Боливарианской эпохи.
Боливарианская революция, экономические и социальные реформы, которые радикально сократили бедность и неграмотность, улучшили здравоохранение и другие государственные услуги в Венесуэле, удивили весь мир. Социалистические реформы, включая национализацию ключевых секторов венесуэльской экономики, сделали Чавеса героем миллионов венесуэльцев и врагом нескольких олигархов. Экспорт Боливарианской революции, включая установление мирных и крепких отношений с различными американскими странами и предоставление бесплатного топлива сотням тысяч нуждающихся граждан США, сделали Чавеса популярной личностью в США. Джордж Буш II, которого Чавес назвал «дьволом» во время выступления в ООН, организовал в Венесуэле военный путч 2002 года. Этим путчем руководили Эллиот Абрамс, который командовал никарагуанскими террористами и центральноамериканскими эскадронами смерти, и Отто Рейх, который командовал кубинскими террористами, убившими несколько сотен невинных людей в обеих Америках. Ключевые путчисты - командующий армией Эфрин Васкес и генерал Рамирес Поведа - прошли подготовку в Американской армейской школе. Путчисты похитили Чавеса, но его сторонники и восставшие люди освободили его через 47 часов.
Обама продолжил бушевскую политику демонизации Чавеса. И это несмотря на то, что бывший президент США Джимми Картер, который получил нобелевскую премию за наблюдение за выборами, назвал венесуэльские выборы «лучшими в мире». В 2015 году Обама заявил, что Венесуэла «представляет экстраординарную угрозу национальной безопасности», что вызвало недоумение, учитывая, что Венесуэла никогда не начинала войн в своей истории. С другой стороны, США более 50 раз нападали на различные латиноамериканские страны. При самом Обаме армия США воевала с семью странами на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Южной Азии. В то же время, несколько десятилетий различные правительства США хвалили Колумбию, чьё правительство использовало в массовых расстрелах армейские и террористические эскадроны смерти, и по требованию транснациональных корпораций организовывало репрессии против коренных народов и рабочих.
С такими друзьями враги не нужны.
Дональд Трамп не стал менять антивенесуэльскую политику. В июле 2017 года он объявил об экономических санкциях против Венесуэлы за избрание Николаса Мадуро, который сменил на посту президента Уго Чавеса. Поскольку Мадуро решил продолжать Боливарианскую революцию, Трамп пригрозил напасть на Венесуэлу, чтобы «защитить страдающих людей». В то же время, Трамп продолжил оказывать помощь самым худшим нарушителям прав человека в мире, включая фундаменталистскую саудовскую монархию, которая развязала войну с Йеменом, убив десятки тысяч человек, и репрессировала множество граждан своей страны, а также диктаторские режимы в Бахрейне, Эфиопии, Экваториальной Гвинее, Южном Судане, Туркменистане, Узбекистане и других странах. Трамп не сказал ни одного хорошего слова о Мадуро, в отличие от Ким Чен Ына, Родриго Дутерте, Си Цзиньпина, Реджепа Эрдогана и Владимира Путина.
Признание Трампом нелегитимного узурпатора Хуана Гуайдо и назначение неоконсервативного ястреба Эллиота Абрамса спецпредставителем по Венесуэле, направлены на дестабилизацию Венесуэлы и свержение правительства этой страны. Об этом же говорит и назначение советником по национальной безопасности Джона Болтона, который поддерживал нападение на Ирак в 2003 году и призывает к свержению правительств Ирана, Венесуэлы и других стран. Он также назвал Венесуэлу, Кубу и Никарагуа «тройкой тирании», подражая бушевской «оси зла», и закрывая глаза на более худшие, но подчинённые США режимы.
США почти всегда выступали против – с использованием убийств, саботажей и санкций – правительств и движений, которые стремились свободно идти по своему политическому и экономическому пути, если они отклоняются от корпоративно-капиталистического порядка Вашингтона и Уолл-Стрит. США давно хотели сокрушить дерзкую Боливарианскую революцию, как они сокрушили другие народные революции и движения. Правление Мадуро далеко от идеала, но называть его диктатором и защищать путч в Каракасе, поддерживая явных диктаторов, только потому, что они покорны США – вопиющее и кровавое лицемерие, которым США прославились во всём мире.
Источник: The History - and Hypocrisy - of US Meddling in Venezuela, Brett Wilkins, venezuelanalysis.com, January 28, 2019.