Недавний опрос Pew Research Center показал, что белые американские христиане верят, что они больше негров, латиноамериканцев, мусульман, атеистов и евреев страдают от дискриминации. Да неужели?! Христианство – религия подавляющего большинства жителей США, и многие виды юридически закреплённых религиозных привилегий находятся на подъёме, включая право добиваться обращения в христианство в государственных школах, право на безналоговые жилищные спекуляции, право на ремонт церквей за счёт государства, право не соблюдать законы о гражданских правах и обязанностях. Напротив, атеисты обладают меньшими правами, чем развратники, наркоманы и геи; латиноамериканцев и мусульман постоянно изгоняют из страны; евреев обвиняют во всём – от тайных экономических заговоров до разложения американской армии; а линчеватели продолжают убивать на улицах безоружную чёрную молодёжь.
Принимая во внимание реальную жизнь других людей, широко распространённая евангелистская вера в то, что они больше остальных страдают от дискриминации, доказывает отсутствие у них сочувствия, что должно шокировать всех разумных верующих. Главный редактор журнала Christ and Pop Culture и профессор Баптистского университета Оклахомы Алан Нобель написал этим летом болезненную статью о «тотальном преследовании евангелистов». Он описал, как христианские меньшинства страдают от рук исламистских террористов, показав, что роль жертвы становится важной частью христианской идентичности, принося вред самим христианам и представителям других религий. Но один момент он проигнорировал – степень влияния Библии на эту точку зрения.
Христианство, зародившееся в суровых пустынных культурах Ближнего Востока, позиционировало себя движением против иудаизма и языческой религии Римской империи. Следовательно, с самого начала его последователи сталкивались с неизбежными конфликтами и прославляли своих мучеников. Эти конфликты должны были укрепить праведность верующих, которые должны были равняться на Спасителя. Задолго до канонизации католической церковью своих мучеников, христианские тексты поощряли верующих мужественно переносить гонения и даже самим напрашиваться на них. В Новом Завете существует множество примеров, когда преследование считается героизмом:
- «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас», - Евангелие от Матфея, 10:16-17.
- «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий», - Евангелие от Матфея, 10:21-23.
- «Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними», - Евангелие от Марка, 10:9.
- «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого», - Евангелие от Луки, 6:22.
- «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше», - Евангелие от Иоанна, 15:19-20.
- «Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой», - Деяния св. Апостолов, 4:27-28.
- «Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу… Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить об имени Иисуса, отпустили их», - Деяния св. Апостолов, 5:17-18, 40.
- «Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Стефана же погребли мужи благоговейные и сделали великий плач по нем. А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу», - Деяния св. Апостолов, 8:1-3.
- «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?», - Послание к Римлянам, 8:35.
- «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен», - Второе послание к Коринфянам, 12:10.
- «Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него», - Послание к Филиппийцам, 1:29.
- «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь», - Послание к Колоссянам, 1:24.
- «Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся», - Первое послание к Фессалоникийцам, 2:14-15.
- «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь», - Второе послание к Тимофею, 3:12-13.
- «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими», - Послание к Евреям, 12:3.
- «Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь», - Первое послание Петра, 3:14.
- «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется», - Первое послание Петра, 4:12-14.
- «Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас», - Первое послание Иоанна, 3:13.
- «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни», - Откровение Иоанна Богослова, 2:10.
- «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет», - Откровение Иоанна Богослова, 20:4.
Так любой из ссорящихся детей может пожаловаться, что он жертва, даже если он ударил первым. «Он начал», - кричит один ребёнок. «Нет, он начал», - кричит другой. Родитель не может определить виновного, и оба получают нагоняй. Когда я училась в колледже, у меня был друг, который вырос в бедном районе. Однажды мы говорили об автомобильных авариях, и он сказал: «Мой отец посоветовал мне: если попадёшь в аварию, немедленно выходи и начинай орать на другого водителя. Даже если виновен ты, это защитит тебя, и помешает ему выдвинуть против тебя дикие требования. И, может быть, полиция поверит тебе». Возможно, аморальный совет, но гениальный.
Но заявлять, что вы - жертвы – это одно, а искренняя вера в это – это другое, опять же, без учёта реальных фактов, поскольку каждый склонен интерпретировать факты в свою пользу. Замечали ли вы когда-нибудь: когда ваши друзья рассказывают вам о конфликтах с коллегами и родными, вы всегда чувствуете, что именно ваши друзья обижены? Понимаете ли вы, что произошло на самом деле? Представление самого себя и своего племени невинными жертвами вызывает сочувствие и поддержку и защищает чувство собственного достоинства. Но у этого есть и обратная сторона. Когда мы показываем, что нас обидели, мы не понимаем несправедливость, в которой сами виновны. Мы отказываемся от возможности улучшить ситуацию. Если мы сами берём на себя роль беспомощной жертвы, мы и остаёмся ей, и уже не можем исправить ситуацию.
В случае с христианством, теология преследования служит для воспитания истинных верующих. Она вдохновляет на стойкость перед лицом трудностей, включая трудности, которые жизнь ставит перед нами не по нашей вине. Но с другой стороны, это ослепляет целые поколения верующих в отношении их собственной вины, так как многие трудности не связаны с борьбой за веру или с заговорами неверных. И часто враждебность, которую ощущают верующие – всего лишь миф, внушенный теологией преследования и несуществующий в реальности.
Источник: Here's Why Evangelicals Believe They're the Most Persecuted Group in America, Valerie Tarico, Raw Story, alternet.org, October 12, 2018.