
«Наш медленный корпоративный переворот», - как выразился Джон Ральстон Саул, - открыл ужасный ящик Пандоры, который превратил США в неполноценное государство. «Нечестивая троица коррупции, безнаказанности и насилия» больше не несёт ответственности. Правящие элиты преданно служат корпоративной власти для эксплуатации и разорения граждан. Демократические институты, включая суды – инструменты корпоративных репрессий. Финансовое мошенничество и корпоративная преступность остаются безнаказанными. Деградация сопровождается неограниченным государственным насилием за границей и дома. Правоохранительные органы преследуют и арестовывают граждан и нелегальных мигрантов, часто убивая безоружных. Разочарованное и замученное население, страдающее от хронической безработицы и бедности, накачивается наркотиками и убивает само себя. Растёт количество насильственных преступлений, включая массовые расстрелы. Размножаются расисты. Дикость, хаос и варварство стали главными признаками американской империи. И во главе неё стоит американская версия Убу Роя – ненасытного, идиотского, вульгарного, самовлюблённого и инфантильного героя драматурга Альфреда Джарри.
«Конгресс работает в условиях коррупции», - сказал мне в Торонто Саул – автор таких книг как «Вольтеровские ублюдки: Диктатура причинности на Западе» и «Коллапс глобализма и переосмысления мира». - «Я смотрю на Конгресс и вижу гнилой британский парламент XVIII века. Были у них выборы? Да. Эти выборы были интересными? Да. Они были захватывающими». Британские олигархи сфабриковали избирательные карты на основе малонаселённых районов – в 50 из них было менее 50 избирателей, которые легко подчинялись богатым, захватившим контроль в Палате общин. Правящий класс США сделал почти то же самое, организовав избирательные округа, которые находятся под контролем олигархов и определяют исход выборов в Конгресс. Только 40 из 435 мест в Палате представителей могут быть свободно избраны. А учитывая зависимость Верховного суда от республиканцев, справедливость в стране очень сомнительна.
Коррупция британской системы начала исправляться в 1832 году после принятия Закона о реформах, который затруднил таким олигархам, как 11-й герцог Норфолка Чарльз Говард, контроль результатов выборов в 11 округах. На перестройку британской парламентской системы ушло около столетия. В США демократия разрушается. Две политические партии – в сущности, одна корпоративная партия. Они не рассматривают насущные вопросы. Они поддерживают расширение имперских войн, увеличение военного бюджета, диктатуру глобального капитализма, государственное финансирование Уолл-Стрит, драконовские меры жёсткой экономии, уничтожение основных гражданских свобод посредством тотальной слежки, судебной безнаказанности и государственной коррупции. Они борются с такими культурными новшествами как аборты и права гомосексуалистов. Мы избираем политиков, исходя из своих чувств во время избирательного шоу. Но политики занимаются антиполитикой.
Республиканская партия создала свою политическую базу из христианских фашистов и расистов. Демократическую партию поддерживают правозащитники, мультикультуралисты, гомосексуалисты и феминистки. Элиты манипулируют этим электоратом. Республиканцы не собираются запрещать аборты и превращать США в «христианскую нацию». Демократы не собираются защищать рабочих от хищнического капитализма. Все политики куплены. Правые популисты и расисты – неизбежный продукт корпоративного переворота. Саул говорит, что нас не должна успокаивать слабость президента Трампа. Трамп очень опасен. «Безжизненный», - писал Томас Манн в книге «Волшебная гора», - «не синоним безвредного».
«Как могла цивилизация, основанная на структуре, экспертизе и ответах, эволюционировать в коалицию профессиональных группировок?», - спрашивает Саул в книге «Вольтеровские ублюдки». - «Как, далее, отдельный гражданин не рассматривается в качестве серьёзного препятствия для бизнеса? Его заслонили мучительно болезненные и упрощённые абстрактные понятия, которые далеки от социальной реальности, но считаются ценностями. Одержимые структурой рациональные элиты стали более авторитарными в современной административной системе. Граждане чувствуют себя оскорблёнными и изолированными. Они ждут, когда кто-нибудь бросит камень от их имени. Любой старый камень. Чем грубее, тем лучше для противодействия наглости неясных людей и их неясных методов. Новые правые с пародией на демократические ценности – грубый, но разрушительный камень для наказания современных элит».
Все деспотические режимы свою последнюю битву за власть ведут с государственными чиновниками и правительственными бюрократами – так называемым Глубинным государством, которое с тревогой смотрит на усиление демагогов и неполноценных политиков. Эти традиционные придворные – часто циничные, амбициозные, аморальные и подчинённые корпоративной власти бюрократы, но они умеют соблюдать приличия и выражаться на демократическом языке. Некоторые из них честно борются с усилением тирании. Тираны считают их и безжизненные демократические институты угрозой. Поэтому мы видим нападения на Госдепартамент, Министерство юстиции, Агентство по охране окружающей среды, Министерство образования и суды. Тираны используют свою базу для подрыва демократических институтов и шельмования профессионалов. Опороченный и ослабленный государственный служащий сдаётся и отступает. В прошлом году в отставку ушла вся верхушка Госдепартамента. В отставку ушли многие старые и опытные дипломаты, включая посла США в Эстонии Джеймса Мелвилла и кандидатку на пост помощника госсекретаря по Восточной Азии Сьюзан Торнтон.
«Президент, говорящий: ЕС «использует США для нападения на наши банки» или «НАТО также плоха как и НАФТА» - не просто ошибка, это доказательство, что пришло время уходить», - сказал Мелвилл после объявления о своей отставке. После разрушения демократических институтов система превращается в тиранию. При этом нет никаких механизмов для проведения реформ. Это выражается в диких твиттах Трампа, вранье и оскорблении государственных служащих, включая тех, кого он сам назначил – например Генерального прокурора Джеффа Сешнса. В потакании этому виновна и американская пресса, которая гонится за рейтингами и рекламными долларами.
«Трамп даёт ошеломительные пресс-конференции в стиле Муссолини», - сказал Саул. - «Он говорит прессе: «Заткнитесь. Стоп!» Пресса кричит на него как толпа, как стадо скота. Разве их можно воспринимать всерьёз? Это похоже на конец Древнеримской республики. Важные политические лидеры Сената, вместе со своими оппонентами, расхаживали по Риму с 50 людьми в качестве охраны. Никто не знал, что происходит. Не было никакого достоинства. Демократия невозможна без уважения и достоинства. Будет только хаос. Этот хаос быстро приводит к автократическому режиму. Трамп выигрывает от хаоса, хотя он похож на идиота из комедии».
Трамповские торговые войны (Канада уже наложила санкции на американские товары стоимостью 12,63 млрд. долларов) – тот самый вред, исходящий от деспота, который мало разбирается в экономике, политике, международных отношениях и законах. Эти самоубийственные действия сопровождаются атаками на слабые общины: мусульман и нелегальных мигрантов. Деспоты находят козлов отпущения, возлагают на них вину за кризис и подстрекают погромы. «Я всегда выступал против торговых соглашений», - сказал Саул, - «не потому, что я против торговли, и не потому, что эти соглашения приводят к справедливому балансу, а потому что смысл торговых соглашений далёк от торговых интересов. Эти соглашения принимаются для ослабления государственного контроля. Они принимаются для передачи власти корпорациям и банкам. Они не касаются торговли. Трамп напал на канадскую молочную промышленность. Никто не посмел спросить его: «Почему ты нападаешь на них, вместо того, чтобы перенять их опыт?» Многие американские фермеры хотели бы перейти на канадскую систему».
«Рыночный подход в сельском хозяйстве приводит к излишкам, которые снижают цены и доходы фермеров», - сказал Саул. - «Есть два метода борьбы с этим. Один из них – субсидирование. Европа, в соответствии с социал-демократическими принципами, субсидирует своё сельское хозяйство. Но из-за этого снижаются доходы фермеров, и правительства вынуждены увеличивать субсидии. У них огромные излишки. Периодически они выбрасывают на улицы миллионы помидор. США заявляют, что придерживаются рыночных принципов, но они действуют также как и европейцы. Они субсидируют сельское хозяйство. Из-за этого американские фермеры производят слишком много молока. Они говорят, что так можно выиграть конкуренцию за дешевизну товаров. Это точка зрения Walmart. Фермеры вынуждены продавать молоко и сыр слишком дешево. В результате, как не субсидировать фермеров, они разорятся. Они придут к самоубийствам. В США ужасный кризис в молочной промышленности».
«В Канаде очень эффективная система управления, которая держит цены высокими, не настолько высокими, что рабочий класс не смог бы покупать молоко и сыр, но достаточно высокими для процветания фермеров», - сказал Саул. - «А так как фермеры процветают, они не совершают самоубийств. Трамп говорит канадцам, что они должны отказаться от своей эффективной системы и совершать самоубийства вместе с американскими фермерами. Проблема западного мира – перепроизводство. У нас перепроизводство почти во всех сферах. У нас ужасная система распределения, из-за которой люди умирают от голода. Это проблема распределения, а не производства». Саул сказал, что тарифы и грубости Трампа направлены против американских партнёров (он назвал канадского премьер-министра «нечестным и слабым»), а это ослабляет американское влияние на глобальной арене. Такое поведение приводит к негативным политическим, экономическим и социальным последствиям для США.
«Весь мир, и в частности западный мир, слишком много вложил в миф о лидерстве США», - сказал Саул. - «Все должны восхищаться США. К сожалению, американцы верят, что все должны любить их. Они не задумываются, что лидерство налагает большие обязательства. Необходимо действовать определённым образом. Люди должны стремиться в США. Так и было после Второй мировой войны, но сейчас другая картина. Обама может нравиться или нет, но он восстановил уважение к США. Я знаю его провалы. Но я знаю и его сильные стороны. Он был лидером, который мог говорить и действовать как умный и цивилизованный американец, которого многие уважали. Но под яркой башней всегда есть тень. Трамп – эта тень. «Американцы глупы. Американцы развращены. Американцы невежественны. Американцам нельзя верить», - так теперь о нас говорят. Чем дольше продолжается хаос, тем хуже становится ситуация».
Развал законодательной и исполнительной ветвей власти сопровождается развалом судебной власти. А потеря судебной независимости особенно опасна. «Самая большая проблема в США – очень влиятельный и коррумпированный Верховный суд», - сказал Саул. - «Это проблема нескольких десятилетий. Сложно исправить то зло, которое приносит это учреждение». Саул также сожалеет о трамповских нападениях на государственное образование, которое он называет «самой фундаментальной правительственной службой, когда дело касается демократии».
«Благодаря чему сохраняется и работает демократия? Государственное образование – главная причина. Хорошо образованные граждане. Министр образования Бетси Девос выступает против этого. В аду ей приготовлено особое место». Американские торговые партнёры – Канада и европейские страны – ослабляют свою зависимость от американского рынка. Традиционные стратегические и политические связи Вашингтона обрываются. И когда наступит следующая финансовая катастрофа, которую Саул ожидает в скором времени, США останутся без партнёров, которые будут им необходимы. «Если вы считаете врагом своего друга, кто будет поддерживать вас?», - сказал Саул.
Источник: America The Failed State, Chris Hedges, commondreams.org, July 02, 2018.