antizoomby (antizoomby) wrote,
antizoomby
antizoomby

Categories:

Фильм о положении женщин в Тунисе.


«Почему мы начали революцию? Люди умирали за свои права», - возбуждённо говорит одна из героинь нового фильма тунисской сценаристки и режиссёра Каусир Бен Хании «Красавица и собаки». Эта строгая речь обращена к Марьям – студентке университета, которая была изнасилована, но не хочет сообщать об этом в полицию. В последние годы Тунис добился значительного прогресса в сфере прав женщин, которые больше всех выиграли от Арабской весны. И сейчас Тунис считается самым прогрессивным государством в регионе. Таким образом, фильм Бен Хании, действия которого обращаются ко времени суда над тунисским президентом Зин Аль-Абидин Бен Али, можно считать анализом событий прошедшего переходного периода и оставшихся бюрократических и шовинистических проблем, которые всё ещё необходимо искоренить в Тунисе.

На кинематографическом уровне, отличное мастерство и непосредственность Бен Хании в съёмке фильмов – свидетельство большого прогресса, достигнутого тунисским кино после Жасминной революции. Однако, ему до сих пор не хватает новаторских идей и творческих методов для решения современных проблем. Фильм «Красавица и собаки» - хороший пример этой ситуации, поскольку его первоначальные мысли вскоре путаются и тонут в водовороте сердитой, примитивной и пустой риторики, от которой североафриканское кино давно пытается избавиться.

Фильм начинается со сцены, в которой дебютантка Марьям Аль-Фараджани, играющая роль Марьям, надевает соблазнительное платье для университетской вечеринки в тунисском ночном клубе. Марьям обменивается лёгкими любезностями с Юсифом (Ганим Зрили) и танцует вместе с ним в клубе. А в следующей сцене мы узнаём, что несколько полицейских изнасиловали её в автомобиле – это происшествие не показывается в фильме. После этого Юсиф отводит её в больницу, чтобы зарегистрировать изнасилование, что становится первым этапом долгого и абсурдного путешествия через бюрократию, женоненавистничество и преступность. Ей отказывают в регистрации изнасилования по тем предлогом, что сначала она должна подать заявление в полицейский участок. Затем полиция, в нарушение закона, пытается закрыть дело, запугивая Марьям, чтобы она отказалась от своих показаний.

Во время этого кошмарного путешествия Марьям практически не встречает сочувствия в чиновниках и чиновницах, к которым она обращается. Они не верят в правдивость её слов, осуждают её соблазнительное платье, презирают её и игнорируют её тяжёлое положение. Бен Хания откровенно рисует печальную картину тунисской жизни - общество здесь лишено сочувствия и нравственности, и ему далеко до рая равенства, о котором мечталось во время революции. Бен Хания стала известной в региональном киноискусстве после выхода её второго полнометражного фильма под названием «Тунисский забияка» (2013) – иронического документального фильма о судебном преследовании известного тунисского забияки, который в 2003 году напал с мотоцикла на 11 женщин. Этот основанный на реальных событиях фильм - один из умнейших и забавнейших арабских фильмов нашего века - стал революцией в мире арабского кино, благодаря своей свежей и страстной откровенности на фоне деградации национальной патриархальности.

Следующий фильм Бен Хании под названием «Зайнаб ненавидит снег» (2016) укрепил её репутацию одной из лучших региональных кинематографистов. Эта кинодрама откровенно рассказывает о жизни и росте девочки по имени Зайнаб. В начале фильма ей 9 лет, и постепенно она превращается из наивной и впечатлительной ученицы религиозной школы в Тунисе в циничного и нерелигиозного подростка в Канаде. Пятилетняя история Зайнаб продумано и тщательно раскрывает состояние арабского среднего класса. «В фильме «Красавица и собаки» я хотела выбрать другой тон и создать другую атмосферу», - говорит Бен Хания. - «Эта история действительно произошла в 2012 году и потрясла всю страну. Судебный процесс над полицейскими продолжался два года, и их приговорили к 14 годам тюремного заключения. Меня поразила храбрость обычной и хрупкой девушки, которая оказалась в центре внимания и пережила жестокое и трагичное путешествие».

Основное внимание Бен Хания сосредоточила на психологическом преобразовании Марьям, а не на деталях реальной истории, которая легла в основу этого фильма. Жертва этого преступления Марьям Бен Мухаммад описала его в своей книге «Виновна в собственном изнасиловании», изданной в 2013 году. Бен Хания избегала личных встреч с Марьям во время написания сценария к фильму, чтобы сосредоточится на стилистике и логичности своего текста. Марьям прочла окончательный сценарий за несколько дней до начала съёмок. «Она пожаловалась на внесённые мной изменения», - сказала Бен Хания. - «Я сказала ей, что она должна рассматривать фильм как историю, похожую на её историю, а не как реальные события. А когда она посмотрела фильм, то призналась мне, что забыла о реальных событиях, потому что эмоциональные переживания от фильма оказались очень сильными. Я поняла, что должна пойти особым путём, чтобы отразить её реальное эмоциональное состояние как можно откровеннее и достовернее».

Бен Хания сказала, что её фильм описывает постреволюционный период, во время которого менялась система власти. «Эти полицейские раньше были охранниками режима Бен Али», - сказала она. - «Они привыкли к определённому виду службы и обладали полной свободой. Но их страх перед девушкой ясен – они знали, что ситуация меняется. Этот инцидент стал для них концом эпохи». Сам выпуск этого фильма, в финансировании которого приняло участие Министерство культуры, и отсутствие проблем с обычно строгой тунисской цензурой показывают, что ситуация действительно меняется. Бен Хания отметила, что выпуск фильма «Красавица и собаки» до революции был бы невозможен. Затем она добавила: «Люди не меняются, и полицейские злоупотребления время от времени происходят. Но разница в том, что гражданское общество стало сильнее. Общество сейчас следит за полицией и постоянно разоблачает её злоупотребления. Если полиция постоянно находится под давлением, она вынуждена менять свои методы».

Бен Хания считает, что мужской шовинизм не ограничен арабским миром. «Полицейские-насильники в моём фильме не сильно отличаются от Харви Вайнштейна. Они использовали ту же тактику запугивания: устрашение, шантаж и т.д..», - сказала она. - «Мужчины одинаковы, где бы они не находились, именно поэтому фильм вызвал глобальный резонанс. Такая история может произойти в любой точке мира». Однако некоторые считают, что самым большим недостатком фильма Бен Хании является одномерность и карикатурность мужских персонажей. Эти мужчины либо лживы и жестоки (полицейские), либо пассивны и корыстны (активисты), либо равнодушны (врачи и полицейские). Можно понять гнев Бен Хании к мужчинам в её сценарии, но это плохой путь для создания полноценного и качественного фильма.

Бен Хания не согласна с этой критикой: «Я не думаю, что все мужчины в этом фильме делятся на хороших и плохих. Например, сотрудники полиции считают, что защита порядка важнее преследования насильников. Это же относится и к врачу, который только выполняет свою работу, но не более. Пожилой помощник тоже не одномерен. На протяжении большей части фильма он поступает трусливо, и приходит в себя только в конце». В своей предыдущей работе Бен Хания проявила достаточно серьёзности и новаторства, чтобы по-новому раскрыть ставшие обыденными темы. Фильм «Красавица и собаки» раскрыл высокий уровень технических навыков режиссёра, которая стремится развиваться и бросать самой себе вызов в каждом новом проекте. Но сейчас перед ней стоит сложная задача попытаться извлечь новые и глубокие идеи из реальных историй.


Источник: فيلم يستعرض مدى تغيّر وضع النساء في تونس, al-monitor.com, 27 June 2018.

Tags: Тунис, идеи, культура, полиция, преступность
Subscribe

Posts from This Journal “Тунис” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments