Несколько дней назад в интервью частной туниской радиостанции один чиновник из Министерства образования сказал, что ученики шестого начального уровня (этап школьного обучения между начальным и средним) получили более 14 тысяч «нулей» по математике (самая низкая оценка в 20-балльной системе оценок), предложив экспертам и слушателям самим сделать выводы. Эта цифра демонстрирует большие и глубокие проблемы, которые зародились в годы плохого управления и революций, когда у правительства руки не доходили до системы образования.
Эти и другие статистические данные, и даже раскрытые недавно правительством экономические показатели, кажутся вполне привычными тунисцам, которые понимают, что кризис постоянно ухудшается, приближаясь к уровню 1986-87 годов. Однако первый министр по социальным вопросам Махмуд Бин Рамдан сказал недавно, что Тунис столкнулся со всеобъемлющим кризисом, который поразил все сектора экономики намного серьёзнее, чем кризис 1980-х, особенно если учесть происходящее сейчас на политическом фронте, который страдает от ужасных разногласий. Узкие партийные интересы стали главным фактором политической жизни Туниса. Государственный бюджет также оказался в критическом состоянии: 40% его уходят на выплату зарплат, и более 22% на выплату долгов по кредитам. Таким образом, у правительства очень мало возможностей для борьбы с кризисом. Всё это – естественный результат политической деятельности всех сменявших друг друга после революции правительств.
В середине июля Международная кризисная группа опубликовала доклад о ситуации в Тунисе. Этот доклад подтвердил ухудшение социальной и политической ситуации в стране из-за борьбы за власть. Политический кризис сопровождается экономическим спадом, который начался ещё в 2011 году. В прошлом году торговый баланс достиг рекордного уровня дефицита – 6 млрд. долларов. Уровень инфляции составил в июне 2018 года 7,8%. По данным Центрального банка, запасов валюты в стране хватит только на 72 дня. Это означает, что Тунис оказался в красной зоне, поскольку запасов валюты должно хватать хотя бы на три месяца.
Кроме того, курс тунисского динара по отношению к иностранным валютам снижается уже почти полтора года, способствуя росту цен на импортные товары и уровня задолженности. Ещё больше осложняют ситуацию социальные проблемы Компани де Фосфат де Гафса, которые, по мнению экспертов, подорвут все позитивные надежды на финансовое законодательство 2018 года, а это ещё больше ухудшит кризис для простых тунисцев, которые переживают трудности из-за роста цен. И всё это - не учитывая положения в других секторах экономики, которые испытывают системные проблемы с 1990-х.
С другой стороны, в начале этого месяца правительство опубликовало новые статистические данные по экономическим секторам за первые шесть месяцев. По этим данным, темпы экономического роста составили 1,9%, доля экспорта - 20%, а иностранные инвестиции превысили 1 млрд. долларов. Правительство также обнаружило улучшение дефицита торгового баланса, прогнозируя хороший туристический сезон. Эта статистика говорит о скромном начале выхода из экономического кризиса, особенно в сочетании с сообщением Министерства финансов о сокращении бюджетного дефицита на 40%.
Член парламента от Народного фронта и эксперт в области государственных финансов Фатхи Аш-Шамхи, комментируя эту статистику, сказал: «Сегодня нельзя доверять правительству, его цифры лживые, это всего лишь ранний этап предвыборной кампании». При этом он намекал на желание премьер-министра Юсефа Шахеда баллотироваться на пост президента. Для определения уровня государственного дефицита Туниса, можно взглянуть на две важные цифры в финансовом законодательстве: на обслуживание долга в 2018 году выделено более 8 млрд. долларов, в то время как бюджет развития не превышает 1,9 млрд. долларов.
Хотя с 2011 года в Тунисе сменилось более 30 министров экономики, финансов и развития, все они потерпели провал и не смогли ничего сделать положительного, не потому, что они неудачники, а потому, что в правительстве совершенно отсутствует политическая воля к реформированию. И все усилия, которые должны были спасти Тунис от призрака банкротства, были впустую потрачены на политические конфликты между премьер-министром и сыном президента республики, в которых президент встал на сторону своего сына и потребовал, чтобы премьер-министр ушёл в отставку.
Сегодня тунисское государство пересекло все красные линии: в валютных резервах, в дефиците торгового баланса, в уровне инфляции (который достиг исторического максимума 1990-х – 7,8%), в процентных ставках (которые превысили исторический рекорд 7%) и в доле задолженности (которая превышает 70% ВВП). Всё это – тревожные следствия провальной деятельности многочисленных постреволюционных правительств, которые не стремились к реальным экономическим переменам, а спешили брать долги у МВФ во время правления «Тройки». Это стало самой серьёзной катастрофой для тунисской экономики. Поразительно лишь одно – международные финансовые учреждения решили предоставить Тунису в 2018-2019 годах ещё 5,5 млрд. долларов.
Источник: عبد السلام هرشي, أزمة تونس في عُنقِ الزجاجة, almayadeen.net, 25 July 2018.