
Несколько последовательных системных потрясений довели состояние национального единства в Ливии до опасного уровня – самого худшего в мире. Национальная идентичность деградировала до примитивного уровня, который соответствовал племенным и этническим отношениям в первобытные времена. Эти потрясения, фактически, начались после распада системы Каддафи, которая долгие десятилетия поддерживала ливийскую идентичность. Первое потрясение было связано с решением Переходного совета, который разделил ливийские города по местным племенным признакам, создав для каждого региона свои гражданские и военные советы, члены которых избираются с учётом социально-племенной принадлежности. Таким образом была сформирована система региональной и племенной раздробленности.
Эти потрясения усилились после проведения так называемой Всеобщей национальной конференции, к которой присоединились несколько регионов. Эта конференция поддержала войну с Бени-Валидом, что привело к ужесточению боёв между ливийскими городами Мисурата и Бени-Валид. А затем она поддержала войну с городами Варшфана и Эз-Завия. Всё это привело к тому, что в различных регионах Ливии быстро и беспорядочно менялись законодательные и исполнительные органы власти, создав атмосферу хаоса и деградации государственных служб и системы поддержки региональных и племенных сообществ.
Это особенно очевидно в центре и на юге Ливии. Разруха, запущенность и примитивная культура распространились от оккупированного иностранными гражданами знаменитого неисламского государства (ДАИШ) города Сирт до южной ливийской границы с официальными государствами (Чад, Нигер и Мали). Странная и примитивная культура распространилась в победивших и в потерпевших поражение городах, дети, женщины и старики которых одинаково страдают от жестокой и произвольной политики наказаний за принадлежность к другому племени.
Ярким примером этого явления служит трагедия жителей Таварги, особенно на фоне заявлений и противоречащих этим заявлениям действий многочисленных политиков. Эти заявления лишь продемонстрировали глупость и неполноценность нового ливийского политического руководства, которое оправдало насилие над жителями этого города абсурдными и истеричными националистическими измышлениями. Очень печально, что во главе нашей страны оказались плохо образованные люди, незнающие ливийской истории и культуры, а также истории и культур населяющих её племён, так как это наносит огромный ущерб национальному единству Ливии.
Эти и другие факторы вызывают сильную обеспокоенность по поводу судьбы национальной идентичности Ливии. Каждый регион и каждое племя в Ливии создали свои структуры социальной поддержки, развития и образования, совершенно изолировано друг от друга и от общей государственной системы. Ливия оказалась сильно разделена по региональному и племенному признаку. Люди, живущие в одном районе Ливии, плохо знают, что происходит в других районах из-за постоянных боевых столкновений между племенами и регионами и из-за неравенства в экономическом развитии между ними. Создаваемые при этом барьеры – прямая угроза национальной ливийской идентичности.
На юге Ливии племена угрожают государственной целостности, объединяясь с жителями соседних стран и нарушая границы. Так южно-ливийские племена тубу и дети Сулеймана не признают государственные границы и имеют более тесные связи со своими соплеменниками в Чаде и Нигере, чем с ливийскими гражданами. Хуже того, ливийские представители тубу и детей Сулеймана часто воюют между собой, прибегая к помощи своих зарубежных соплеменников. А это уже серьёзная угроза ливийскому единству и государственности.
Аналогичная картина наблюдается и с туарегами, которые объединяются со своими соплеменниками в Мали, Нигере и на пустынном юге Алжира. Племена амазигов и зуаров часто и тесно сотрудничают со своими соплеменниками в Марокко. Их органы власти функционируют на амазигском языке, они разработали единую программу школьного изучения культуры амазигов. А сторонники федерального правительства в городе Адждабия пригрозили недавно обратиться к 15 миллионам своих соплеменников в Египте, чтобы те оказали им военную помощь.
Очень опасно, когда некоторые ливийские племена объединяются с племенами и народностями в других странах. Я не призывают бояться их, я призываю приучать их к принципам национальной ливийской идентичности и к равенству прав, оказывать им социальную и справедливую поддержку, отказываться от неуместной племенной идеологии и регионального разделения, которое убивает национальное единство. Необходимо расформировывать местные племенные органы власти и действовать исходя из общих государственных и культурных интересов всей Ливии. Я – не араб, амазиг, тубу или туарег, я – ливиец и принадлежу всей Ливии, а не отдельному региону или племени, как многие современные ливийцы, или как было в доисламскую эру, когда племена воевали друг с другом за добычу или территорию. Такое племенное разделение может привести только к гибели самих этих плёмён и всей нашей Родины под названием Ливия.
Источник: محمد علي المبروك, اضطراب الهوية الليبية والجنوب الليبي مثالا ... بقلم / محمد علي المبروك, ewanlibya.ly, 14 March 2018.