antizoomby (antizoomby) wrote,
antizoomby
antizoomby

Categories:

Засуха и голод в Сомали.


В разгар сомалийского голода 2011 года Маду Мухаммад была вынуждена оставить своего пятилетнего сына Абдуррахмана на обочине дороги, чтобы спасти от голода остальных восьмерых детей. А когда она решила вернуться и найти его, то увидела только могилу. Абдуррахман оказался среди 260 тысяч погибших от голода сомалийцев. Вспоминая события семилетней давности и вытирая слёзы, мать сказала: «Невозможно забыть, что бросила своего ребёнка умирать, этот ад никогда не закончится». На этот раз засуха ещё хуже. Дождей нет уже три сезона, а не два, как в прошлый раз. Но пока у Маду не умер ни один ребёнок, и общая статистика погибших, хотя и плохо подсчитывается, внешне кажется меньше. ООН насчитала только чуть более 1000 смертей – в основном, из-за употребления грязной воды.

В чём причина?

Наиболее важными оказались следующие факторы: более быстрое вмешательство организаций гуманитарной помощи, отказ ослабевших боевиков от создания помех помощи, более широкое использование правительственных спасателей. Ещё один важный фактор: гуманитарные организации начали распределять помощь, в основном, в виде денежных средств, а не продовольствия, так как многие доноры, типа Канады, Европы и Австралии, посчитали это менее расточительным, хотя США продолжают предоставлять продовольственную помощь. Конгресс США рассмотрит вопрос о денежной помощи только в этом году, когда конгрессмены проголосуют за новый закон о сельском хозяйстве. Эксперт по оказанию продовольственной помощи Кристофер Барретт из Корнельского университета, который вместе с другими интеллектуалами, политиками и гуманитарными сотрудниками, требует принять этот закон, сказал в прошлом ноябре: «Мы ежегодно приносим в жертву 40 тысяч детей из-за устаревшей политики продовольственной помощи».

От продовольствия к деньгам.

В 2011 году лишь небольшое число доноров предоставляло Сомали денежную помощь. Но Всемирная продовольственная программа (ВПП) распространяла только еду. Часто продовольственная помощь разграблялась боевиками и пиратами, или портилась на жаре, когда грузовики подолгу стояли на блокпостах. И голодающие семьи должны были по несколько дней путешествовать через пустыни, чтобы добраться до пунктов распределения. Их путь был усеян трупами детей, так что его стали называть «дорогой смерти». Сейчас более 70% денежной помощи ВПП распределяется через мобильные телефоны. Кроме того, ещё 50 гуманитарных организаций предоставляют денежную помощь. Маду Мухаммад, например, каждый месяц получает от кубинской гуманитарной организации 65 долларов, которые она тратит на молоко, лекарства, еду и школьное обучение.

Денежная помощь намного выгоднее продовольственной, если работают рынки. Деньги проще спрятать, а значит меньше вероятность, что их украдут. Деньги также более мобильны, а значит семья может решить: переезжать ей или оставаться на месте. ВПП сообщила, что в прошлом году она предоставила сомалийским семьям 134 млн. долларов для оплаты покупок в местных магазинах. Глава сомалийского подразделения ВПП Лоран Букера сказала: «Мы продолжаем действовать, потому что уверены в рынке». Деньги лучше, чем мешки с продуктами. Эксперт по гуманитарной помощи ЕС в Сомали Калум Маклин сказала, что 80 центов с каждого доллара денежной помощи поступают прямо в семьи, а в случае продовольственной помощи до семей доходит лишь 60% продуктов. И если бы в 2011 году помощь распределялась в виде денег, то маленький Абдуррахман смог бы выжить. Его мать с горечью сказала: «Если бы у меня были деньги, я могла бы остаться в своей деревне. На рынках было немного продуктов. Они были очень дороги, но когда есть деньги, всегда можно что-нибудь купить».

Глобальные изменения.

Организации по оказанию гуманитарной помощи уже два десятилетия тестируют предоставление денежной помощи. Однако, Маклин сказала, что только пять лет назад эта идея получила широкое признание среди доноров, когда война в Сирии изгнала миллионы беженцев в страны с развитой банковской системой. Шесть лет назад только 5% гуманитарного бюджета ЕС распределялись в виде денежной помощи, а теперь эта доля превышает треть бюджета. Но большая часть первоначальных расходов на организацию денежной помощи уходит на создание баз данных и систем распределения. Маклин сказала, что последующее добавление новых получателей денежной помощи – дешёвая процедура. А суммы помощи можно легко корректировать, в зависимости от потребности или финансирования.

«Распределение денег становится дешевле по мере расширения масштабов», - сказала Маклин. Большая часть международной продовольственной помощи США распределяется по программе Продовольствие для мира Агентства США по международному развитию, прошлогодний бюджет которого превысил 3,6 млрд. долларов, причём половина этой суммы определяется законом о сельском хозяйстве США. А этот закон указывает, что большая часть продовольствия должна закупаться у американских фермеров. А закон США о грузовых перевозках указывает, что половина продовольствия должна перевозиться на судах под флагом США.

Несмотря на эти ограничения, Агентство США по международному развитию увеличило долю денежной помощи с 3% в 2011 году до 20% в прошлом году. Барретт сказал, что поиск источников продовольственной помощи в США слишком дорог. Он также указал на ошибочность устаревшей точки зрения, что сбор продовольственной помощи поддерживает американских фермеров и моряков. В качестве примера он привёл результаты исследования, которое показало, что закупка зерна вблизи от района бедствия может сэкономить половину стоимости помощи, и она может дойти до нуждающихся на 14 недель быстрее.

Как это работает?

Гуманитарные организации используют различные системы распределения денег, но большинство из них предварительно проводят оценку семей, а затем заносят их в биометрические базы данных (в основном, собирая отпечатки пальцев). А деньги распределяются через банковские карты, мобильные телефоны или финансовые ваучеры. Некоторые благотворительные организации не вводят никаких ограничений на использование денег, а другие, типа ВПП, ограничивают возможность траты денег конкретными магазинами и розничными продавцами. В городе Дулу на границе с Эфиопией, где живёт теперь Маду со своими детьми, многие говорят, что деньги изменили их жизнь. Молодая мать Джакалу Адан Хаши вспоминает, как в 2011 году они шли просить еду, оставив двух погибших детей на обочине, а затем умер и третий ребёнок, но они должны были продолжать свой путь.

А когда они дошли до лагеря, там были мужчины, которые воровали продовольственную помощь для своих семей. «Люди дрались в очереди во время распределения продуктов», -сказала она. - «Стоило присесть, и сильные молодые люди выхватывали у вас еду». Теперь, по её словам, никто не может украсть деньги. Некоторые гуманитарные организации используют системы, которые требуют ввести определённое секретное число для расходования денег. Маду большую часть своей денежной помощи тратит на еду, но ей вместе с несколькими другими женщинами удалось скопить достаточно денег для открытия маленького киоска. «Деньги могут закончиться, а работа не закончится», - сказала она.

Проблемы.

Но денежная помощь не везде удобна. В Южном Судане, где в прошлом году массовый голод поразил два района, рынки оказались закрыты из-за войны, и гуманитарные организации вынуждены были отправлять продукты питания на самолётах и грузовиках. И перевод денег в районы, пострадавшие от стихийных бедствий, может привести к росту цен. Эксперты также говорят, что переводы денег в районы, пострадавшие от засухи, эффективны, если страдают только семьи, а основная инфраструктура остаётся нетронутой, хотя и в этом случае остаются некоторые проблемы. В основном, координация между донорами очень слаба. Например, Маклин говорит, что в Сомали существует семь различных баз данных, и ежемесячные субсидии могут существенно различаться. А в Уганде власти расследуют случаи мошенничества, которые выявились после ввода в действие правительственной системы биометрической регистрации беженцев. В условиях нехватки чистой воды и медицинских услуг, беженцы не могут тратить деньги на покупку воды и лекарств. Однако, отчёт Конгресса США за 2016 год сделал заключение, что переход на денежную помощь спасёт больше жизней.


Источник: في الصومال: موجة الجفاف الحالية ليست مجاعة جديدة, annabaa.org, 26 March 2018.

Tags: США, Сомали, бедность, дети, империя, статистика, экология
Subscribe

Posts from This Journal “Сомали” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments