
Дональд Трамп победил на президентских выборах США при поддержке рабочего класса и белых консерваторов, используя популистскую платформу экономического национализма. Трамп отказался от традиционной республиканской торговой линии, и, подобно Берни Сандерсу, обратился к американцам, которые пострадали от разрушительных технологий и глобалистской политики, способствующей свободной торговле и миграции. Но хотя Трамп говорил как популист, правит он как плутократ, приняв недавно прореспубликанскую налоговую реформу. Трамп также обещал «осушить болото» в Вашингтоне и на Уолл-Стрит, но принял в своё правительство миллиардеров (а не только миллионеров) и бывших руководителей Goldman Sachs, резко усилив власть вашингтонских лоббистов.
План Трампа и республиканцев отменить Закон о доступном здравоохранении 2010 года (Obamacare) оставит без медицинской помощи 24 миллиона американцев (в основном бедного и среднего класса, которые голосовали за него). Его политика отмены регулирования в первую очередь направлена против рабочих и профсоюзов. А его план налоговой реформы увеличит богатство глобальных корпораций и высшего 1%, особенно из-за отмены налога на недвижимость. Трамп также предал своих избирателей в сфере торговли, где он только обещал, но ничего не сделал. Да, он отменил Trans-Pacific Partnership (TPP), но Хиллари Клинтон сделала бы то же самое. Он собирался отменить North American Free Trade Act (NAFTA), но это было только переговорной тактикой. Он пригрозил на 50% увеличить тариф на товары из Китая, Мексики и других торговых партнёров США, но не сделал этого. И предложения по пограничному налоговому регулированию забыты.
Хулиганские твиты Трампа против американских фирм, которые выводят производство в оффшоры и уклоняются от уплаты налогов – не более чем дешёвые разговоры, и лидеры бизнеса знают это. Производители, которые обманывали Трампа, говоря о сохранении производства в США, продолжают переводить рабочие места в Мексику, Китай и другие страны. Кроме того, международные положения налогового законодательства дадут корпорациям больше стимулов инвестировать, нанимать рабочих и производить заграницей, при использовании трансфертного ценообразования и других схем увеличения прибылей и снижения налогов. Аналогично, несмотря на агрессивную риторику по отношению к иммигрантам, его политика относительно умерена, чему способствовали многие бизнесмены, которые поддерживали его на выборах. «Мусульманский запрет» не повлиял на рынок рабочей силы в США. Хотя при Трампе депрессия ускорилась, следует помнить, что ранее Барак Обама депортировал несколько миллионов нелегальных иммигрантов. Пограничная стена, которую Трамп собирался построить за счёт Мексики, остаётся пустой мечтой. И даже план по оказанию помощи неквалифицированным рабочим вряд ли сократит количество легальных мигрантов в стране.
Всё это показывает, что Трамп правит как плутократ под популистской маской, т.е. он – плуто-популист. Но почему его сторонники позволили ему проводить политику, которая причиняет им вред? С одной точки зрения, он делает ставку на белых консерваторов и синих воротничков в сельской местности, которые голосуют на основе националистических и религиозных взглядов, а также ненависти к элитам мегаполисов, наплевав на свои финансовые интересы. Но сколько они будут поддерживать «бога и оружие» в ущерб «хлебу и маслу»? Плуто-популисты, правящие Римской империей, знали, что толпу нужно держать в страхе и подкармливать «хлебом и зрелищами». Дикие и бессмысленные твиты – это зрелища для современных людей, которые не могут позволить себе достойную жизнь.
Республиканское налоговое законодательство может оказаться очень опасным, учитывая, что миллионы семей средних и низких доходов не только почти ничего не получат, но и потеряют из-за постепенного сокращения подоходного налога. Кроме того, этот план приведёт к отмене Obamacare. По мнению Бюджетного управления Конгресса, это приведёт к тому, что 13 млн. человек потеряют медицинское страхование, и за следующее десятилетие страховые взносы увеличатся на 10%. Неудивительно, что недавний опрос Quinnipiac показал только 29-процентную поддержку республиканского налогового плана. Однако, Трамп и республиканцы готовы рисковать. В конце концов, отодвигая повышение налогов для среднего класса на более позднюю дату, они могут выиграть на промежуточных выборах 2018 года и всеобщих выборах 2020 года. А пока они могут хвастаться сокращением налогов для большинства домашних хозяйств. И они могут рассчитывать, что экономические эффекты от снижения налогов достигнут пика в 2019 году, как раз перед очередными президентскими выборами – перед вступлением в силу этого закона.
Кроме того, окончательная форма этого закона приведёт к снижению федерального вычета за проценты по ипотечным кредитам, сократив также налоги штатов и городов. Это приведёт к обеднению жителей таких продемократических штатов как Нью-Йорк, Нью-Джерси и Калифорния. Другая часть республиканской стратегии будет заключаться в использовании высоких дефицитов от налоговых сокращений для оправдания сокращения таких социальных программ как Medicare, Medicaid, продовольственные талоны и Социальное обеспечение. Опять же, это очень опасно, так как американцы с низкими и средними доходами сильно зависят от этих программ. А работающие и безработные бедняки, которые получают социальные и продовольственные пособия, как правило, голосуют за демократов. Но миллионы синих воротничков и белых консерваторов, которые голосовали за Трампа, тоже зависят от этих программ.
С расширением глобальной экономики Трамп, вероятно, надеется, что налоговое сокращение и отмена регулирования стимулируют достаточный рост и создадут достаточное количество рабочих мест для его поддержки. Потенциальный рост в 2% не сильно поможет синим воротничкам, но может подтолкнуть фондовый рынок вверх. И конечно, Трамп по-прежнему будет заявлять, что экономика США может вырасти до 4%, хотя все главные экономисты, включая республиканцев, считают, что максимальный рост не может быть выше 2%, независимо от политики. Что бы не случилось, Трамп продолжит писать маниакальные твиты, пропагандировать фальшивые новости и хвастаться «крупнейшей и лучшей» экономикой. При этом, он может организовывать зрелища, достойные Древнего Рима. Но если одной только бешеной риторики будет недостаточно, он может предпринять атаки на международной арене. Например, выход из NAFTA, торговые санкции против Китая и других партнёров, и ужесточение иммиграционной политики.
Но если и эти меры не удовлетворят его сторонников, у Трампа останется последняя мера, которая использовалась римскими императорами и другими диктаторами во время внутренних кризисов. То есть он может сфабриковать внешнюю угрозу и начать новые иностранные военные авантюры, чтобы отвлечь народ от внутренних проблем. Например, после «сумасшедшего» периода внешней политики Трамп может объявить войну Северной Корее или Ирану. Или он может разжечь ненависть к мусульманам, спровоцировать новые теракты и начать войну с вновь созданной международной террористической группировкой. Получив множество трупов, Трамп сможет удовлетворенно сказать, что он давно предупреждал об опасности ислама. И если всего этого будет недостаточно, Трамп и его генералы объявят военное положение в США, отменив все гражданские свободы и превратив страну в настоящее тоталитарное государство. Все понимают, что пришли опасные времена, поскольку даже республиканский председатель сенатского Комитета по международным отношениям Боб Коркер открыто предупреждает, что Трамп может начать Третью мировую войну. Вся история показывает, что плуто-популисты превращают демократию в тоталитаризм. Нет причин думать, что мы пойдём по другому пути. Господство императора Трампа не за горами.
Источник: Populist Plutocracy and the Future of America, Nouriel Roubini, popularresistance.org, December 17, 2017.