Палестинская правозащитная организация Аль-Хак сняла недавно короткий документальный фильм о жизни палестинской семьи в Аль-Хадидии - бедуинской общине на севере долины реки Иордан. Фильм «Сумуд» (по-арабски: стойкость, твёрдость) назван в честь самой младшей дочери семьи Бишарат, которая несколько поколений проживает в этой деревне на оккупированном Западном берегу реки Иордан. Сумуд рассказала, как она любит сельскую семейную жизнь в окружении деревьев и животных, с которыми она играет, и за которыми ухаживает.
Но их жизнь находится под израильской угрозой. Израиль разрушил их дом и посягает на их землю, обещая изгнать их совсем. Доклад Аль-Хак об израильской колонизации этого района показал, что в долине реки Иордан живут сейчас только 53000 палестинцев, по сравнению с 250000 до израильской оккупации, начавшейся в 1967 году. Израиль не только мешает возвращению палестинцев, спасавшихся от войны, но за 50 лет создал «максимально неприемлемые условия жизни для палестинских общин в долине реки Иордан, часто заставляя их становиться беженцами», - сообщает эта правозащитная организация.
Семья Сумуд и горстка других людей пытаются остаться в Аль-Хадидии, несмотря на постоянные разрушения в ходе израильской колонизации этих земель. В их деревне живут 112 жителей, которые лишены доступа к воде и электричеству. Члены общины вынуждены покупать воду, привезённую в цистернах. Аль-Хадидия расположена в «районе С», который объединяет 60% Западного берега. Он окружён тремя израильскими поселениями: Рои и Бекаот на западе и Хемдат на востоке. Израильские политики всё чаще призывают к окончательной аннексии «района С», что разобьёт большинство палестинцев на Западном Берегу на крошечные общины.
Насилие в отношении женщин.
В таких палестинских деревнях как Аль-Хадидия «женщины обязаны отвечать за обеспечение продовольствием и водой своих родных, неся основную часть бремени нехватки продовольствия из-за разрушений», - сообщается в другом докладе Аль-Хак на тему гендерного насилия со стороны Израиля. Израильские нападения, разрушения и преследования заставляют жителей «жить в условиях переполненности, антисанитарии, неприемлемого жилья и минимальной неприкосновенности».
Одна женщина из Аль-Хадидии вспомнила особенно жестокое разрушение в ноябре 2015 года, когда израильские солдаты напали на неё и её беременную дочь. «Они привели с собой женщин-солдат, чтобы нападать на нас. Меня сбила с ног женщина-солдат и бросила на землю», - сказала эта женщина. - «Моя дочь, которая была на шестом месяце беременности, попробовала защитить меня, но женщина-солдат направила на нас автомат и бросила мою дочь на землю». У её дочери потекла кровь, что продолжалось больше часа, пока не приехала скорая помощь.
Нет доступа к медицине.
Из-за израильских ограничений на передвижение палестинцев, матери в деревне Эйн Аль-Кильт на севере долины реки Иордан не имеют доступа к адекватной медицине. Ближайшая больница находится в часе езды, и женщины должны совершать тяжёлые поездки на ослах до ближайшей остановки общественного транспорта. «Мы сильно страдаем, особенно в очень жаркую и холодную погоду», - сказала местная жительница. Скорая медицинская помощь не приезжает сюда, и большинство женщин вынуждены рожать дома без медицинского наблюдения. «Как женщина может ходить или ездить на осле на большие расстояния перед родами?», - сказала одна женщина, которая родила 20 детей, 12 из которых выжили, а 8 погибли, поскольку она рожала дома и не получала медицинской помощи.
Отсутствие школ.
Израиль запрещает палестинцам строить здания на оккупированной территории Палестины. Палестинцы строят без разрешения и постоянно опасаются, что оккупационные власти разрушат их дома и дороги. Только в 2015 и 2016 годах Аль-Хак зафиксировала разрушение 240 домов и перемещение 650 палестинских жителей на Западном берегу, включая 300 детей. Кроме того, Израиль запрещает строительство школ. В результате этого, дети Эйн Аль-Кильта вынуждены ходить в школу в лагере беженцев Акбат Джабер, который расположен на расстоянии 10 километров.
А так как нет транспорта, то дети вынуждены жить вдали от своих семей, ночуя в лагере беженцев, и возвращаясь домой лишь на выходные. Женщины деревни по очереди сопровождают детей в школу и заботятся о них во время жизни в лагере. Зимой грунтовые дороги превращаются в болото, что ещё больше осложняет поездки в школы и больницы. Кроме того, Израиль устанавливает военные блок-посты между деревнями и школами. Эти израильские преграды сильнее всего влияют на образование девочек. По данным Аль-Хак, как только девочки достигают половой зрелости, родители перестают пускать их в школу (хотя иногда это происходит и с мальчиками) «из-за страха за их безопасность, и из-за социальных обычаев, которые считают ненормальным, когда девочки спят не в своих домах, вдали от родителей».
Первоочередные потребности.
Израильская армия проводит облавы и патрулирует оккупированную территорию, мешая жителям восстанавливать разрушенные здания и конфискуя имущество. Мать Сумуд Рукайя Бишарат рассказала, что во время и после разрушения домов в Аль-Хадидии израильские солдаты сломали их семейную печь и телевизор, и не разрешили им забрать свои вещи из дома. Сумуд сказала, что солдаты разрушили дом, когда в нём были животные, убив нескольких голубей. Одежда семьи была испачкана из-за дождя и грязи, а когда Рукайя повесила её сушиться, солдаты разорвали её.
«Я накрыла спящих детей пластиковой плёнкой, пришли солдаты, вытолкали детей и забрали пластиковую плёнку», - сказала Рукайя. Когда житель Эйн Аль-Кильта построил кирпичный туалет, чтобы обеспечить для местных жителей хоть какую-то гигиену, израильские солдаты приказали разрушить его. В Эйн Аль-Кильте нет электричества, и это затрудняет хранение продуктов. Женщины, которые традиционно отвечают за еду, вынуждены готовить пищу на костре, стирать одежду руками и покупать продукты только на один день.
Сексуальные домогательства.
Израильские поселенцы, которые живут около палестинских деревень, могут безнаказанно, и даже под защитой израильской армии, совершать насилие в отношении палестинцев. Часто эти поселенцы по мегафонам угрожают палестинцам, а также издеваются над их похоронами и женщинами. «Эти действия явно направлены на создание враждебной и оскорбительной обстановки, особенно для женщин и девочек, оскорбления которых часто принимают форму сексуальных домогательств, а это насилие», - сообщает Аль-Хак. Но несмотря на насилие, палестинцы полны решимости остаться на своей земле. «У нас прекрасная жизнь», - сказал отец Сумуд Абд Ар-Рахим Бишарат. - «Наша сельская жизнь не создаёт для нас сложности, эти сложности создаёт оккупация».
Источник: Women and girls bear brunt of Israel’s crimes in Jordan Valley, Tamara Nassar, electronicintifada.net, February 08, 2018.