Кроме чувственной адресации, главная маркетинговая волна в нашей стране продаёт удобство. Она достигла уровня безумия в таких компаниях как Amazon и Walmart, которые обслуживают заказы до порога вашего дома (Amazon теперь хочет получить даже электронный ключ от вашего дома). С начала промышленной революции, когда расширилось и углубилось разделение между потребителями и производителями, промышленный прогресс стал ассоциироваться с удобством, которое состоит не в том, чтобы выращивать собственную еду и строить собственное убежище. Специализация, как правило, делает продукты лучше и стандартнее.
Но в последние десятилетия добавление новых удобств, рекламируемых в СМИ, стало ассоциироваться с недостатками. Например, посмотрите на индустрию быстрого питания. Быстрое питание продаётся американцам как удобный, вкусный и всегда доступный продукт. Ради этих мелких преимуществ, многие потребители отказались от домашней и питательной еды, потребляя еду с опасными дозами жира, сахара и соли, а это приводит к смертельным последствиям, особенно в таких чрезвычайно огромных масштабах, как происходит сейчас. Еда, которая «тает во рту» и «имеет прекрасный вкус», наполнена добавками, наносящими вред нашему здоровью.
Кредитные и дебетовые карты удобны. Это началось в середине XX века, но тогда бизнесмены решили, что их неудобно использовать в ресторанах, так как непонятно, сколько на них осталось денег. Поэтому придумали карты для ресторанов. Вскоре начали делать всё возможное, чтобы спровоцировать массовые импульсивные покупки, массовое вторжение в личную жизнь, кредитные долги, банкротства и ошейники кредитных рейтингов. Почему бы не загонять потребителей в кредит, и не превращать их в просителей, которые боятся жаловаться на своих автодиллеров, страховщиков и арендодателей под угрозой снижения рейтинга? Разве мелкий шрифт в контрактах или электронные соглашения в один клик – это не отличная идея? Вам не нужно вчитываться, понимать или торговаться по этим контрактам. Всё просто, если вы не задумываетесь, что ваши права отбираются, а взамен вы получаете пени, штрафы, надбавки и судебные решения, которые превращают вас в долговых рабов.
Подобно всякому «прогрессу», удобство в слишком больших дозах приводит к зависимости, невежеству, потере прав и свободы. Сегодня реклама принуждает нас зарегистрироваться, чтобы продукты доставлялись прямо к нам в дом. Для некоторых людей, например инвалидов, это плюс, особенно, если вы получите то, что заказали. Для большинства людей, цена такого удобства – потеря общения, знания рынка и обучения на основе жизненного опыта. Продажа рекламируемых лекарств с ускорением выписки рецепта (вспомните об эпидемии болеутоляющих в США) касается уже не только транквилизаторов и снотворных. При таком развитии событий «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли вскоре может стать политкорректным описанием реальности.
А как насчёт удобств азартных игр в интернете, кредита до получки и косметической хирургии? Или удобств «бесплатных» социальных сетей Facebook и Google? В обмен на их «бесплатные» услуги, вы отдаёте личную информацию, на которой зарабатывается огромная прибыль. Они собирают данные о ваших покупках, они навязывают вам новости, включая фальсификации и пропаганду. Если даже для вас это кошмар, подумайте, что будет с вашими детьми и внуками. Технологии узких коммерческих интересов должны вызывать у вас вопросы: «К чему ведут эти удобства? Какое общество строится на таком маркетинге?» Для построения лучшего общества мы должны объединяться в борьбе с этим. Ведь корпоративное и наше будущее не сочетаются.
Источник: The Serious Price of the Hyperconvenient Economy, Ralph Nader, counterpunch.org, November 3, 2017.