antizoomby (antizoomby) wrote,
antizoomby
antizoomby

Categories:

Рост психических проблем в Ираке.


Ирак страдал от дефицита врачей и психологов ещё до появления так называемой организации Исламское Государство. И теперь, когда сотни тысяч гражданских жителей становятся свободными после нескольких лет жизни под властью этой организации, последствия этого дефицита стали болезненно очевидными. Очень многие дети нуждаются в психологической помощи. Например, мальчик Амир Ибрагим. Ему не было и 14 лет, когда его поставили к стенке и выпустили очередь пуль рядом с головой. Это было только началом его наказания.

Мальчик, которого обвинили в попытке убежать из его родного города Хавиджа на севере страны, вспоминает, что случилось, когда он предстал перед судьёй Исламского Государства: «У него был металлический прут, и он начал бить меня, пока моя спина не покрылась кровью. Потом меня посадили в тюрьму». Когда его отец заплатил деньги, Ибрагима освободили, и его семья бежала в палаточный лагерь Дибака в курдском районе на севере Ирака под управлением Курдского регионального правительства. Даже когда они благополучно поселились в лагере, Ибрагим боялся выходить наружу. В конце концов, мать мальчика Айя поняла, что ему нужна психологическая помощь. «У всех такая проблема», - сказала она, - «Моя соседка сказала, что они помогли вылечить её сына, и поэтому я обратилась к ним за помощью».

Большие проблемы.

Около 150 тысяч гражданских лиц покинуло город Мосул, когда началось изгнание ДАИШ из этой крупнейшей крепости в Ираке. Эти беженцы и те, что остались в осаждённом городе, несколько ближайших месяцев будут нуждаться в профессиональной помощи. Электра Нутсу, которая недавно была главой психиатрического отдела «Врачи без границ» в Багдаде, сказала, что, несмотря на свой большой опыт работы в военных зонах, она испытала шок от иракских проблем. Нутсу рассказала о пациентах, которые стучали в окна её машины в Тикрите, куда прибывало множество людей из районов поблизости от Мосула. Сначала она думала, что они ищут простого терапевта для лечения ранений и болезней, но они говорили: «Нет, мы хотим поговорить с тобой… и мой сосед тоже хочет тебя увидеть».

«Сначала были большие проблемы… я не знала, кому помогать первому, потому что ко мне приходило много людей», - сказала Нутсу. «Врачи без границ» - единственная гуманитарная организация, в которой есть профессиональные психиатры, помогающие беженцам из Мосула. Нынешний глава психиатрического отдела «Врачи без границ» в Эрбиле (фактической столице курдского района в Ираке) Билал Будейр сказал, что его команда прекратила проводить обучающие мероприятия в лагере Дибака (хотя проводит такие мероприятия в других местах), потому что к ним обращается слишком много местных жителей. «Люди страдают, и их страдания вынуждают их обращаться к нам за помощью… Ежедневно мы лечим множество пациентов».

Не только Мосул.

Легко сосредоточиться только на крупных битвах, но иракцы нуждаются в помощи по всей стране. Наиболее очевидно это в Абу-Грейбе – пригороде Багдада, позорно известном на весь мир своей американской тюрьмой. У организации «Врачи без границ» есть клиника, которая состоит из нескольких автомобилей. Эта клиника начала оказывать психологическую помощь в сентябре 2016 года. Врач общей практики Дуния Акбар настаивала на этом почти целый год. Доктор Дуния Акбар объясняет в паузе между приёмом пациентов, которые ожидают своей очереди под открытым небом, что существует множество причин таких больших психических проблем: «Из-за бегства от войны, из-за плохого социально-экономического положения в Абу-Грейбе встречается множество случаев депрессии, стресса, посттравматических расстройств, особенно у людей, которые бежали от военных операций».

Акбар сказала, что, хотя немногие её пациенты обеспокоены доступом своих близких к психотерапии, большинство из них стремится выздороветь. На самом деле, по её мнению, страдающие от эпилепсии пациенты испытывают больший стыд, чем пациенты с психическими заболеваниями. Все её пациенты проверяются на наличие психических расстройств, и многие отправляются к соседней машине с плакатом о причинах и симптомах тревоги и ожидают приёма психотерапевта.

Дефицит кадров.

В Ираке нет психологов с опытом работы в области клинической психиатрии, и система образования в этой стране не готовит таких специалистов, хотя в курдском районе Ирака есть курсы по этой специальности. По официальным данным, не считая сотрудников организации «Врачи без границ» и других гуманитарных организаций, работающих в Ираке, сейчас по всей стране насчитывается около 80 специалистов по клинической психиатрии, а в 2010 году их было 47. Психологов, которые прошли такие курсы как когнитивно-поведенческая психотерапия, в Ираке ещё больше, но они тоже сильно загружены работой.

Сотрудник Министерства здравоохранения Ирака Ахмад Ар-Рудини подтвердил, что психиатрическая помощь «очень важна в наши дни», но не является главным приоритетом правительства. «Мы всё внимание концентрируем на спасении человеческих жизней, хирургических операциях, лечении и оказании первой помощи в районах боевых действий, а не на психических проблемах», - пояснил Ар-Рудини. Правительство планирует «обучать, поощрять и просвещать людей о важности этих вопросов», но, по его словам, «для этого нужно определённое время».

Некоторые гуманитарные организации, включая Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), пытаются восполнить некоторые из этих пробелов обучением сотрудников оказанию «первой психологической помощи». «Сотрудники тщательно обучаются выслушивать семьи, позволяя людям рассказывать о своих жизненных обстоятельствах, чтобы выяснить их нужды, а затем докладывать руководству гуманитарных организаций», - сказал представитель УВКБ ООН. Цель первой психологической помощи – не замена лечения, а оказание помощи при лечении стрессового состояния.

Организация «Врачи без границ» тоже обучает новых сотрудников этим методам. Но Нутсу сказала, что не все способны слушать и разговаривать с пациентами, и поэтому необходимы профессиональные специалисты. Одна из таких специалистов – Раша. Она работает в организации «Врачи без границ», специализируясь на оказании первой психологической помощи. Она составляет для пациентов анкеты и записывает их на приём в клинике в Абу-Грейбе.

Эта 29-летняя женщина умеет разговаривать с пациентами, чутко прислушиваясь к их словам и чувствам. За три недели работы в этой клинике она услышала очень много историй, которые хотела бы, как можно скорее, забыть. «Большинство людей, которые прибывают сюда, уже пытались покончить с собой», - сказала она, вспомнив молодую женщину, которая подожгла себя из-за семейных проблем. Она сказала, что многие пациенты хотят поговорить о разводе, стрессе и депрессии: «Некоторые люди стесняются, а другие с удовольствием говорят и специально приезжают за психологической помощью».

Исчезновение стыда?

Единственным положительным моментом этой ситуации в Ираке является значительное ослабление стыда, связанного с психическими заболеваниями. Нутсу считает, что, отчасти, это связано с большими масштабами шока, который пережили иракцы за последние два года, начиная с вторжения в страну ДАИШ в январе 2014 года. Она вспомнила, как один пациент сказал ей: «Мы видели войны… мы знаем, что такое война, но эта война не похожа на другие. Мы никогда раньше не видели такого».

По этому поводу психолог из Абу-Грейба Хусейн Шаати сказал, что массовый исход (официальная оценка – 3 миллиона беженцев) также сыграл в этом важную роль, так как отсутствие местных и семейных систем помощи привело к тому, что людям просто некогда испытывать стыд, как было в прошлом. «Раньше у них была поддержка, но после боёв и бегства, они вынуждены просить о помощи», - сказал он. С этой мыслью согласна и Раша, которая сказала, что многие её пациенты лишились помощи, которая у них была раньше.

Но психотерапия не даёт такого же быстрого результата, как лекарства. И врачи говорят, что им сложно уговаривать иракских пациентов регулярно посещать психологов. И по мнению доктора Будейра, проблема не только в этом: «Мы лечим больных в то время как продолжает бушевать война … важнейшая задача, стоящая перед нами – лечение больных в разгар войны. Многие волнуются о своих семьях в Сирии и Ираке. У нас есть пациенты с множественными заболеваниями».

В недавнем заявлении «Врачей без границ» говорится, что битва за Мосул привела к ужасающим последствиям для местных иракских жителей. И хотя публичные казни вызывают, безусловно, шок, это не единственная проблема, с которой сталкиваются иракцы. Нутсу и Будейр говорят, что многие люди страдают от застарелых психических расстройств, которые не лечились последние два года: депрессии, биполярного расстройства, тревоги и семейных проблем. «Мы ожидаем увеличения пациентов», - сказал Будейр по поводу ближайшего будущего.


Источник: آني سليمرود, تنامي مشكلات الصحة النفسية في العراق, irinnews.org, 16 January 2017.

Tags: Ирак, война, демократия, дети, империя, медицина
Subscribe

Posts from This Journal “Ирак” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments