antizoomby (antizoomby) wrote,
antizoomby
antizoomby

Categories:

Ещё одна черная легенда о России.

В 1839 году император Николай I пригласил посетить Россию известного французского писателя, мастера дорожного очерка маркиза Астольфа де Кюстина. Зная маркиза как убежденного монархиста, русский император хотел, чтобы тот написал книгу о достоинствах его монархии. Кюстин воспользовался гостеприимством Николая, но обманул его ожидания. В Париже вышла книга «Россия в 1839 году», в которой помимо традиционного набора мифов о России, содержался еще один - новый. За него сразу ухватились и Запад, и русская революционная оппозиция в лице Герцена и прочих. Громкая фраза Кюстина такова: «Сколь ни необъятна эта империя, она ни что иное, как тюрьма, ключ от которой хранится у императора».
Тезис «тюрьма народов» активно использовался Карлом Марксом - виднейшим русофобом всех времен и народов. Он ввел его в обиход, большевистская историография подхватила…
Если Россия - тюрьма народов, то почему столько людей стремилось попасть в нее? Первая миграционная статистика в России появилась в XVIII веке. Немцев, например, при Екатерине II прибыло 98 тысяч. В Поволжье они занимались земледелием, а в городах в основном ремеслом. Приезжие французы были поварами или гувернерами. Итальянцы – актерами, либо просто шарманщиками. Выходцы из Швейцарии занимали должности разного рода привратников и охранников. Отсюда и пошло слово «швейцар».

За период с 1828 по 1915 год к нам перелилось ни много ни мало 4,2 миллиона иностранцев! К началу мировой войны 1914 года Россия была вторым после США центром иммиграции в мире - впереди Канады, Аргентины, Бразилии, Австралии. Получалось, что иностранцы, упорно не замечая предостережений либералов всех мастей, стремились попасть в «тюрьму народов».
В Россию переселялись не только частные лица. Характерной и отличительной чертой империи было добровольное вхождение в ее состав целых народов. Что бы там ни писали современные националистические историки бывших республик СССР, есть документы о том, как просили принять их к нам Украина, Молдавия, Грузия, Армения, Кабарда, Казахстан…
Вот Георгиевский трактат об условиях вхождения грузинского царства в Россию: «Простирая милость свою к подданным его светлости царя, князьям и дворянам, е.и.в. установляет, что оные во Всероссийской империи будут пользоваться всеми теми преимуществами и выгодами, кои российским благородным присвоены… Сей договор делается на вечные времена; но ежели что-либо усмотрено будет нужным переменить или прибавить для взаимной пользы, оное да возымеет место по обостороннему соглашению».

Сейчас в Грузии открыт музей оккупации, а памятник грузино-российской дружбы - переплетенные кольца Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе - взорван.
Еще Киевская Русь не знала войн на этнической почве. Показательно в этом отношении написанное в ХI веке послание преподобного Феодосия Печерского великому киевскому князю Изяславу: «Милостью милуй людей не только своей веры, но и чужой. Если видишь нагого или голодного, или зимою, или бедой одержимого, если то будет еврей, или мусульманин-сарацин, или волжский булгарин, или еретик, или католик, или любой язычник, - всякого помилуй, от беды отврати».
В то же самое время в Европе победители, захватив чужие земли, немилосердно истребляют завоеванные племена. Истребляют полностью, как это сделали англы и саксы с бриттами, а германцы - с пруссами и полабскими славянами. Впрочем, вскоре экономическая необходимость - максимизация прибыли в работорговле - заставила завоевателей ограничиваться уничтожением родовой аристократии проигравших. А сами они занимают ее место, как норманны в Англии и франки в Галлии.

Конечно, и русская колонизация не всегда носила мирный характер. Но у нее никогда не было чисто военной задачи. И тем более она не была войной на уничтожение.
Как известно, начало проникновению в Сибирь положило столкновение казаков во главе с Ермаком с войском сибирского хана Кучума. Уже после гибели Ермака в августе 1598 года в сражении на реке Оби русские окончательно разгромили войско хана. Согласно донесению воеводы Воейкова, рати у него было: «3 сына боярских, да голова татарский, 3 атамана, да 400 без 3-х человек литвы, казаков, юртовских и волостных татар». То есть численность всей этой интернациональной армии, завоевавшей обширную территорию, была 404 человека.
При освоении Сибири военные столкновения носили локальный характер. А основная русская колонизация происходила мирным путем.

Изначально это была не государственная, а народная, крестьянская колонизация. И за все время на всем протяжении от Прибалтики до Тихого океана и от Белого моря до Средней Азии русские ни у одного земледельческого народа землю не отобрали.
При царе Алексее Михайловиче, в 1649 году, даже был выработан юридический принцип. Вот «Соборное Уложение», гл. XVI, п. 43: «А в городах у князей, и у мурз, и у татар, и у мордвы, и у чуваш, и у черемисы, и у вотяков, и у башкирцев бояром и окольничим, и думным людям, и стольником, и стряпчим, и дворяном московским, и из городов дворяном, и детям боярским, и всяких чинов русским людям поместных и всяких земель не покупать, и не менять, и в закладе, и сдачей, и в наем на многие годы не иметь…»

Сравните: немецкие крестьяне, привлекаемые Ливонским орденом, беззастенчиво теснили латов и эстов, сгоняя их с родовых земель. Английские солдаты Кромвеля, завоевав Ирландию, получили наделы за счет вырезанного на три четверти местного населения. Ко времени появления англичан в Северной Америке насчитывалось 2 млн. индейцев, к началу ХХ века их осталось около 200 тысяч. Солдатам и офицерам выплачивалась премия за каждого убитого индейца, отсюда и пошли позорные соревнования по снятию скальпов.
В марте 1819 года генерал-губернатором Сибири был назначен выдающийся государственный деятель Михаил Сперанский. Он произвел ревизию всей системы управления, а затем на основе его рекомендаций Сибирский комитет разработал «Устав об управлении инородцев». Этот документ, утвержденный 22 июля 1822 года императором Александром I, на протяжении почти ста лет определял положение сибирских народов. Наиболее примечательные его параграфы: «13. Все вообще оседлые иноверцы сравниваются с россиянами в правах и обязанностях по сословиям, в которые они вступят. 35. Кочующие управляются по степным законам и обычаям, каждому племени свойственным. 31. Строго запрещается Россиянам самовольно селиться по землям во владение инородцам отведенных».

В 1874 году в России была введена всеобщая воинская повинность. Но обязательной армейская служба являлась только для «тюремщиков» - для русских (включая украинцев и белорусов). Северные народы были совсем освобождены от нее. А финны, якуты, калмыки, представителей народов Средней Азии и Кавказа могли поступать на службу в качестве добровольцев. Желающих, кстати, хватало.
1828 год. В разгаре война на Северном Кавказе. Первая Кавказская, как ее теперь называют. По указанию императора Николая I из представителей знати кавказских народов - чеченцев, кабардинцев, кумыков, лезгин, ногайцев была сформирована специальная часть - Лейб-гвардии Кавказский Горский полуэскадрон. Причем из представителей как раз тех народов, которых в то время именовали «немирными».
Полуэскадрон вошел в состав Собственного Его Императорского Величества Конвоя, осуществлял непосредственную охрану императора и его семьи.
С нашей сегодняшней точки зрения - полный абсурд. Как можно назначать недавних врагов в телохранители! Увы, нынешняя ситуация в России - это шаг назад даже по сравнению с «тюрьмой народов». Но ситуацию можно выправить, если помнить заветы русских царей. Кремлевский полк и даже роту почетного караула, который всегда участвует в церемониях особой государственной важности, сегодня вполне можно дополнить подразделением, взводом, состоящим из бойцов чеченского батальона «Восток», заслуживших это почетное право в кровопролитных боях врагами нашего общего Отечества.

Русская культура, подобно гигантскому электроламповому передатчику, впитывала в себя, ретранслировала и усиливала культуры своих национальных окраин. Для них вхождение в нее было по сути своей входом в мировую цивилизацию. Ну, скажите, кто сейчас вспомнит, когда он видел последний фильм Рижской киностудии или замечательную грузинскую короткометражку? Нет их, умерли они без России.
У русского человека никогда не было комплекса народа-господина, тем более народа-тюремщика. Мы не можем себе представить, чтобы Александр Сергеевич Пушкин с этаким британским снобизмом говорил бы «о бремени белого человека». Не говорил об этом даже офицер Лермонтов, воевавший на Кавказе.
Но тем не менее миф о России, как о тюрьме народов, по-прежнему кочует из книги в книгу, из учебника в учебник. Так может быть пора открыть глаза Европе, которая - по выражению того же Пушкина - по отношению к России столь же невежественна, сколь и неблагодарна? Ведь сказал один умный человек: если Россия - тюрьма народов, то Европа - их кладбище.

Авторы: Владимир Аристархов, Владимир Мединский, Николай Петров
Tags: История, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment