Всё это делается совершенно бесстыдно. Те, кто не является частью этого мира, даже не мечтает о такой «прекрасной» системе. Вы приходите в свой клуб, в данном случае это Таиландский клуб иностранных корреспондентов (ТКИК), и к вам сразу же тянется длинная рука идеологической обработки. Вы садитесь на удобный диван и вскоре получаете полное обслуживание. Вам дают инструкции, указывают, что думать, как формулировать и изменять свои мысли. Вам периодически показывают фильмы о «коррупции и аморальности» в Китае. Вас принуждают участвовать в публичных дискуссиях, которые громят антизападного президента Филиппин. Хотя в последнее время в центре внимания оказался Ближний Восток, и в частности Сирия.
Конечно, почти всё, что предлагается в таких местах как ТКИК – это западная точка зрения или точнее набор западных взглядов: от консервативных до «либеральных». Этот клуб расположен в Азии, в сердце Юго-Восточной Азии, но азиаты почти не выступают в нём, за исключением нескольких тайцев, которые хорошо разбираются в западном образе мышления. И, конечно, такие западные агенты как Далай Лама, которые могут выступить в любое время! Забудьте о «другой точке зрения», вы никогда не встретите здесь коммунистических мыслителей и писателей из материкового Китая, или поддерживающих Дутерте академиков, или активистов с Филиппин. Большинство тайцев в ТКИК – это группа поддержки западных пропагандистов и СМИ: переводчики, корректоры, официанты и подсобные рабочие.
Азиаты не должны читать лекции западным людям об Азии – это западные люди могут указывать азиатам, как нужно думать, и что нужно думать о своих странах. На одном этаже с ТКИК расположены офисы BBC, NBC и других центральных западных СМИ. Фактически весь чердак Центра Мания в Бангкоке – это автономный пропагандистский центр. И сегодня вечером он предлагает бесплатный показ (бесплатный для членов клуба) американского документального фильма под названием «Салям сосед» об огромном иорданском лагере беженцев Заатари, в котором проживает порядка 80 тыс. беженцев, всего в нескольких милях от сирийской границы. На пригласительном билете ТКИК открыто говорится: «Снято в партнёрстве с посольством США в Бангкоке и American Film Showcase».
В начале фильма выступает чиновник посольства США. Он прямо высказывает заявления Госдепартамента США. ТКИК забит битком. Пиво льётся рекой. Журналисты послушно хлопают речам. Похоже, никто не замечает иронии: имперский министр иностранных дел руководит собранием иностранных корреспондентов в важном городе Юго-Восточной Азии. Здесь нет места для шуток и сарказма. Западные журналисты отлично дисциплинированы. Забудьте о «Сальвадоре» Оливера Стоуна – сейчас совсем другие времена. Все чувствуют себя принуждённо. Здесь невозможно услышать идеологические споры. Каждый знает своё место. Каждый знает, что говорить и как себя вести. И важнее всего: каждый знает, что писать. Фильм короткий, около 75 минут, и полностью предсказуем. Он не совсем плох. Кинематография в норме, и сделано очень мало фактических ошибок, возможно потому, что упоминается всего несколько фактов. Кинорежиссёры «политкорректны»: они периодически выжимают слёзы, особенно, при показе некоторых детей-беженцев.
Фильм состоит из одних штампов, типа: «жители лагеря открыли нам свои сердца и дома». И есть несколько предсказуемых сцен, которые с ужасающей регулярностью показываются на всех экранах ТКИК. Например, дети играют в жесткую американскую компьютерную игру; один ребёнок внезапно заявляет: «Да, это флаг режима Асада… Они дают мне оружие и боеприпасы…» Нас пичкают мягкой, «благонамеренной» и хорошо снятой пропагандой. Ни слова не говорится о ключевой и чудовищной роли Запада в сирийской войне. Никто не намекает, что лагерь Заатари превращён в центр подготовки экстремистских прозападных и промонархистских террористических группировок.
После фильма я решил поучаствовать в сессии вопросов и ответов. С лёгким сарказмом я поздравил кинорежиссёров, которые прилетели в Таиланд за счёт налогоплательщиков США. Я сказал, что тоже снял несколько фильмов о лагерях беженцев, включая печально известный своей жестокостью Дадааб на кенийско-сомалийской границе. Затем я прямо спросил: «Знаете ли вы, что сирийских беженцев заставляют говорить лишь об одной стороне истории? Я отлично знаю лагерь Заатари. Там, как и в лагерях сирийских беженцев в иракском курдском регионе, сирийцев допрашивают, и если они не скажут громко, что против президента Асада, то не получат жильё и еду». Раздражённые лица ветеранов западной пропаганды уставились на меня в упор. Чиновники посольства США сохраняют спокойствие. Они – профессионалы, и почти никогда не выходят из себя.
Но представители СМИ в бешенстве. Я намеренно преувеличиваю свой русский акцент и упоминаю о южно-американском канале Telesur, на котором я показывал свои фильмы. Как я посмел? Разве я не знаю своё место? Незападный человек решил учить западных идеологов о мире! Но я продолжаю: «Большинство сирийских беженцев убегают не от своего правительства. Они убегают от ужасов войны, которую развязали и поддерживают Запад и монархии Персидского Залива». В зале наступила полная тишина. Затем девушка, местная тайская мисс с верхушки среднего класса, воспитанная Западом, подходит к микрофону и, хихикая, спрашивает: «Я хочу посетить лагерь Заатари в начале следующего года. Я не знаю почему, так как я ничего не знаю о Ближнем Востоке... но может быть я смогу что-нибудь сделать для беженцев, а? И может, я смогу чему-нибудь научиться?» - «И может быть снять несколько селфи», - думаю я.
Вскоре я начинаю чувствовать себя больным, и буквально убегаю оттуда. Вся Юго-Восточная Азия оказалась в плену, стянутая по рукам и ногам западной и японской прозападной пропагандой. Однако, СМИ и методы распространения западной пропаганды – ещё не весь этот плен. Почти все серьёзные и крупные книжные магазины (по крайней мере, те, что продают книги на английском языке) принадлежат японской компании Kinokuniya. Kinokuniya – то же в продаже книг в Юго-Восточной Азии, что и Carrefour – в продаже продуктов питания. Она захватила монополию в Индонезии, Малайзии, Таиланде и Сингапуре, и её магазины выглядят элегантно. Но если вы захотите купить некоторые книги, то будете разочарованы, даже шокированы тем, что найдёте (или не найдёте) на её книжных полках.
Само собой, в её магазинах всегда можно найти сотни ужасных антисоветских пропагандистских книг таких писателей как нобелевский лауреат Светлана Алексиевич. Но попробуйте найти книги великой и культовой левой мексиканской писательницы Элены Понятовски – вы ничего не найдёте! И забудьте о таких великих (но коммунистических) мыслителях как Хосе Сарамаго, Дарио Фо и Гарольд Пинтер (все три автора получили нобелевские премии по литературе, но режим их сильно ненавидит). Если вам повезёт, вы найдёте одну-две книги одного из этих авторов, но не больше. Возможно, вы сможете найти одну пьесу Бертольда Брехта. Например, в Бангкоке я нашёл только одну – «Жизнь Галилея».
В книжных магазинах Юго-Восточной Азии вам дадут всё, что «вы сможете съесть»: антикитайскую и антикоммунистическую пропаганду, но только не книги по-настоящему великих современных китайских коммунистических романистов и поэтов. Конечно, вы не имеете права искать «подрывную литературу», которая саркастически критикует Запад и его подарки Азии: религиозный фундаментализм, неоколониализм, монархизм и даже местные феодальные структуры, которые часто прячутся под термином «культура»…
В Индонезии ситуация очень забавна. Там все приличные книжные магазины, которые как грибы выросли после ухода Сухарто, буквально полностью исчезли. Когда Kinokuniya «изменила» свой бизнес в Джакарте, в продажах остались только поп-беллетристика, Penguin classics и несколько аналогичного мейнстрима. Продавец Ариф из магазина Kinokuniya в Джакарте объяснил: «Общий состав примерно такой же, как и в нашем сингапурском магазине, но индонезийское руководство определяет, что здесь продавать». И оно определило! Как и ожидалось, в местных магазинах много книг об Адольфе Гитлере (очень популярном историческом деятеле в Индонезии), включая его «бестселлер» (по крайней мере в Джакарте) «Mein Kampf». Рядом с этим набором стоят несколько полок, заполненных антикоммунистической пропагандой самого низшего пошиба. С 1965 года Индонезия является юго-восточным лидером по промыванию мозгов.
Можно, конечно, говорить, что существует несколько местных книжных сетей, которые продают книги исключительно на языках Юго-Восточной Азии. Но предложение у них весьма ограничено. Честно говоря, в этой части мира нет культуры высококачественных переводов книг, и количество книг на местных языках очень ограничено. Даже известнейший индонезийский романист Прамудья Ананта Тур признался мне, что переводя «Мать» Максима Горького на индонезийский язык бахаса, он использовал голландский перевод, а главным образом «свою интуицию», пытаясь представить оригинальный русский текст (на самом деле, он плохо знал русский язык).
После нескольких десятилетий западной идеологической обработки в Юго-Восточной Азии, она достигла больших успехов. Отчасти она действует через «образование» - предоставление стипендий и условных грантов для необходимых индонезийских, тайских, малазийских «учёных» и профессоров. Западная пропаганда также «успешно» распространяется через культуру. Западные «культурные центры», которые, словно случайно, часто являются единственными местами «высокого искусства» в местных городах, продвигают лишь евро-американскую империалистическую точку зрения (как я описал в своём последнем романе «Аврора»). Местные элиты практически полностью подчинены западным коммерческим и политическим интересам. Патриотизм – всего лишь модное словечко, за которым ничего не стоит.
Нет другой части мира, где так слаба была бы идеологическая и практическая оппозиция западному империализму, как в Юго-Восточной Азии. Последствия тотального западного промывания мозгов разрушительны: вся колоссальная Юго-Восточная Азия не может вырастить великих мыслителей, писателей, кинорежиссёров и учёных. В Таиланде есть только несколько исключений (включая известного романиста Чарта Корбджитти), то же самое в Индонезии (включая Джокопекика – бывшего политзаключённого при фашистском режиме Сухарто – мой австралийский друг, художник Джордж Берчетт, называет его «мощным сочетанием Диего Риверы и Пикассо»). Другие бедные, опустошённые и проблемные части мира буквально плодоносят армиями великих писателей, кинорежиссёров и интеллектуалов: от Нигерии до Ливана, от Ирана до Мексики.
За исключением Вьетнама (и, в некоторой степени, Лаоса), Запад буквально выкорчевал все коммунистические и социалистические точки зрения, и интернационализм. Это было сделано с использованием насилия, массовых чисток и убийств. После путча 1965 года сотни тысяч, если не миллионы, левых убиты в одной только Индонезии. Военные Сухарто убили 30% населения Восточного Тимора, когда левый Революционный фронт за независимость Восточного Тимора объявил о независимости и победил на честных выборах. В Таиланде коммунистов сжигали в нефтяных бочках. Коммунистов убивали в Малайзии, Сингапуре и на Филиппинах. В нескольких странах, включая Индонезию, вся «коммунистическая идеология» была запрещена на официальном уровне. В Юго-Восточной Азии были уничтожены интернационализм, антиимпериализм, коммунизм и интеллектуализм, а вместо них внедрены консервативные формы религии, потребительство, «традиционные семейные ценности» и гротескный экстремальный индивидуализм.
Одновременно, эта часть мира несколько десятилетий превращалась в пресловутую Мекку секс-туризма для армии страждущих наслаждений. В обмен на эти «традиционные семейные ценности» у них отобрана промышленность. Пекин и Токио, словно магниты, притягивают бесчисленное множество великих иностранных учёных, мыслителей и изобретателей, а в Юго-Восточной Азии скапливается, мягко говоря, совсем другой контингент иностранцев. Почему им тут так комфортно? Потому что их тут «очень уважают» - просто за то, что у них белая кожа, независимо от их морали и способностей. Это уважение создано идеологической обработкой местных жителей - явной ложью, повторённой тысячи раз, о превосходстве западной культуры. Европейцы и американцы чувствуют себя тут как дома, потому что вся западная идеология, включая самые примитивные капиталистические и ультраправые извращения, внедряется тут с завидным постоянством.
Для местной культуры значение имеют только западные (или японские) примеры. И в результате этого, Юго-Восточная Азия забыла, что такое патриотическая и независимая мысль. Большинство юго-восточных газет не отправляет «иностранных корреспондентов» в другие страны. Почти все международные новости поступают напрямую от западных центральных СМИ, типа Reuters, AFP и AP. Нет никаких лазеек, через которые могла бы просочиться альтернативная оппозиционная информация, способная повлиять на массы.
Можете задать вопросы на улицах Бангкока, Джакарты и даже Куала-Лумпура о сотрудничестве «Юг-Юг», и ответом вам будут пустые взгляды. Они подумают, что вы говорите о новом мобильном приложении или новой сети быстрого питания. А что такое БРИКС – кирпичи? Книжная жизнь практически убита, а коммерческие кинотеатры показывают тщательно отобранные (чем примитивнее, тем лучше) голливудские боевики и местные фильмы ужасов. Местные формы искусства, включая традиционный политический театр в Индонезии (кетопрак), «вышли из моды», т.е. выброшены на обочину и обезглавлены.
Редкие клубы киноискусства, как например один в Ривер-сити в Бангкоке, украшены наклейками американских и европейских спонсоров. Один непослушный продавец картин в галерее близ Ривер-сити осмелился недавно выставить картину, изображающую Обаму с двумя отвратительными ракетами, висящими между ног. Но его видимо заставили снять провокационную картину прямо перед официальным показом фильмов, который спонсировался турецким посольством, и на котором выступало несколько западных дипломатов. «Пойдём со мной на склад, и я покажу тебе», - прошептал он мне, словно нелегально торговал порнографией или наркотиками.
Возможно, с самым ярким примером этой схемы, я столкнулся несколько лет назад в Институте Гёте в Джакарте. Его кураторы устроили выставку некоторых старых фотографий польской «Солидарности», когда во время одного протеста в городе Гданьске полиция открыла огонь по демонстрантам. Как ни странно, эта выставка была устроена в столице Индонезии, где «коммунизм» полностью запрещён, где миллионы людей вырезаны во время американского путча 1965 года и где целый огромный архипелаг необратимо разграблен и опустошён несколькими добывающими картелями. Кошмарный, ультра-экстремальный капитализм правит Индонезией и разрушает её несколько лет и десятилетий, но Германия решила, что Индонезии нужно показывать именно Гданьск!
Индонезийской публике показали несколько убитых коммунистами в далекой Польше, но, разумеется, немецкий культурный институт никогда не собирался устраивать выставку о массовых убийствах индонезийских коммунистов прозападными войсками. Сейчас Юго-Восточная Азия почти ничего не знает о России и Китае (за исключением той пропаганды, что распространяют западные демагоги). Африка, включая ЮАР, а также Латинская Америка словно расположены на другой планете. Только местная элита может путешествовать по другим странам, но она покорна своим западным господам, не собирается говорить правду и раскачивать дезинформационную лодку.
Местное население больше знает о североамериканской попсе и европейском футболе, чем о жизни в соседних странах. Бедняки в Юго-Восточной Азии совершенно ничего не знают о достижениях Латинской Америки в строительстве справедливого и равноправного общества. Они почти ничего не знают о Кубе, Боливии, Венесуэле и Эквадоре. Конечно, в Юго-Восточной Азии не с кем обсудить недавние перевыборы Народного движения за освобождение Анголы – событие глобального значения, поскольку Ангола - символ западных колониальных преступлений против человечности и неоколониального грабежа. Здесь невозможно обсуждать кубинский интернационализм и движение сопротивления западному империализму, вспыхнувшее в нескольких странах. А что насчёт Ближнего Востока? Он ограничен только палестинским вопросом, и обсуждается только в преимущественно мусульманских странах: Индонезии и Малайзии. И конечно, Ближний Восток упоминается в связи с неестественной насаждённой ненавистью к президенту Асаду, которого ругают за излишнюю «светскость» и «социалистичность» - это большие «преступления» для местной пропаганды.
Запад явно побеждает в Юго-Восточной Азии. Он успешно «нейтрализовал», «умиротворил», промыл мозги и интеллектуально поработил эту огромную (и в прошлом многообразную) часть мира. Надеюсь, эта ситуация не будет длиться вечно, и вскоре закончится. Филиппины и Вьетнам быстро восстанавливают независимость, всё сильнее отказываясь от диктата Запада. Но Индонезия потерпела серьёзное поражение в результате «традиционного легального переворота» против прогрессивного губернатора Джакарты Ахока, которого опорочили и посадили в тюрьму по совершенно иррациональным и нелепым обвинениям в «оскорблении ислама». Эти обвинения настолько странные, что даже местные учёные встали на его защиту, но судебный процесс был политическим и не стремился к правосудию. На самом деле «грех» Ахока заключается в попытке реализовать хотя бы некоторые социалистические элементы в этой безнадёжно фашистской стране. Он проиграл. Но другие могут вскоре повторить его попытку.
Тем временем, Китай и Россия достигают больших успехов в этом регионе. Местные «сливки» внимательно наблюдают за ними. Большинство юго-восточно-азиатских элит несколько веков продавались сильнейшему; конечно, исключая Северный Вьетнам. По мере усиления антиимпериалистической коалиции, на верхушке юго-восточных стран вскоре могут произойти серьёзные перемены. Возможно, даже коммунизм будет легализован, но только если ему удастся одержать верх над множеством спонсируемых с Запада институтов. Если это случится, то единообразные дискуссии в бангкокском ТКИК смогут, наконец, превратиться в яркие и разнообразные обсуждения. Конечно, Запад приложит максимум усилий, чтобы не допустить этого.
Источник: Western Propaganda in Southeast Asia — a True “Success Story”, Andre Vltchek, truepublica.org.uk, September 27, 2017.