antizoomby (antizoomby) wrote,
antizoomby
antizoomby

Category:

Капиталистическая неудовлетворённость.

«Кто не готов говорить о капитализме, должен также молчать о фашизме?» - Макс Хоркхеймер, эссе «Евреи и Европа», декабрь 1939 года.

Разве все мы не устали от капитализма? Разве большинство из нас не утомлено тяжёлым и монотонным трудом, эксплуатацией, тупостью наших боссов, которые притворяются, что заботятся о простых работниках? Стремление ко всё большему и большему потреблению разрушило искусство, ценности и чувство общности в США. Капитализм удерживает людей в рабстве. По мере развала либеральной демократии в Северной Америке и Европе растёт риск возникновения неофашизма. Следует разобраться, почему в США есть такие шоу как «Скопидом», где реально больные люди собирают бесполезное дерьмо, а зрители публично стыдят и осуждают их. Но почему же никто не возмущается по поводу настоящих скопидомов – миллиардеров, банков и военно-промышленного комплекса? Это серьёзное лицемерие, культурная слепота – двойной стандарт, который игнорируется нашим обществом.

Капиталисты – наркоманы.

Почему общество не задаёт капиталистам очевидные вопросы: когда они нажрутся? Кому нужен миллиард долларов? Если вы обеспечили комфортную жизнь своим родственникам, детям и внукам, какой смысл копить деньги на банковских счетах и создавать монополистические мегакорпорации? Откуда это бесконечное стремление к накопительству? Совершенно очевидно, что неспособность противостоять смерти тесно связана с бездонным аппетитом капиталистов. Ощущаемая необходимость строить башни, монументы, особняки и распространять фальшивые рассказы об их собственном величии – доказательство. Не говоря уж о том, сколько супербогачей решили заморозить себя после смерти в криогенных камерах – это прямое отрицание собственной смертности и необходимости смерти для жизни будущих поколений.

При неспособности противостоять смерти любой объект может использоваться как костыль, это зависимость. Зависимость связана с социальной изоляцией и отсутствием общения. Капиталистический класс создаёт это искусственным разделением труда, отчуждением и классовыми различиями. Зависимость приводит к отказу от «принципа реальности», что ведёт дальнейшим потворствам и несдержанности. Есть и другие сходства между капиталистами и наркоманами: отсутствие терпения, отстранение от других, желания, которые нужно баловать.

Методология и лечение в эру безумия.

Вы видим, куда ведёт капитализм: к постоянному кризису, к нескончаемому чрезвычайному положению. С 1970-х рабочие значительно увеличили производительность, при этом их зарплата практически не увеличилась, с учётом инфляции и других факторов. Американцы много работают, из-за этого взрослая молодёжь даже меньше занимается сексом. Существует огромная проблема зависимости от лекарств (и не только от опиоидов), растёт уровень подростковых самоубийств (в 2017 году достигнут рекорд за последние 40 лет), детская бедность даже не рассматривается нашим собственным правительством. Все эти чрезвычайно трагичные проблемы связаны с капитализмом. Когда мы вынуждены конкурировать друг с другом в школьных классах и на рабочих местах, рождается менталитет дегуманизации.

Я также считаю, что разделение родителей и маленьких детей, когда те начинают учиться в детских садах и школах – один из первых шагов в жизни, когда зарождаются чувства индивидуальной атомизации и начинается коллективная социальная дезинтеграция. Оторванность от рук родителей, потому что они должны работать, чтобы выжить, и государственная, частная или чартерная школа, заменяющая родителей – одна из первых глубоких трагедий, навязанных многим из нас «потребностями» современного мира. Я считаю, что это страдание глубоко закрепляется в нашем подсознании, и об этом вообще публично не говорится, и почти не признаётся в нашей личной жизни.

Лечение начинается, когда мы хотим освободиться от Большого Зверя капитализма - «вавилонской системы», как многие выражаются. Мы должны встать на ноги и вернуться к тесным отношениям с матерью-землёй. Самообеспечение – это настоящая свобода, и семьи и сообщества должны начать выращивать как можно больше собственной еды. Я понимаю ограничения для городских жителей или много работающих, когда невозможно направить на фермерство много времени и усилий. Коллективно, как городской квартал, пригородный район, сельский посёлок, мы все оказываемся перед необходимостью вместе учиться, делиться едой и техникой, и освобождаться от этого зверя. Мы должны начать развивать экономику сувениров, экономику коренных жителей, на основе взаимности и доверия, а не эксплуатации и принуждения, - как писал Чарльз Эйзенштейн. Кроме того, должно быть создано массовое движение протеста, чтобы ресурсы, которые федеральное правительство получило в виде налогов и тратит на разрушительное оружие, пошли на школы, медицину, общественные проекты и возобновляемые формы энергетики.

Анализ популярной альтернативы.

Я считаю очень важным обсуждать некоторые перспективные альтернативы капитализму, которые развиваются по всему миру. В США повысилась поддержка социализма, особенно среди молодёжи – благодаря выступлениям Берни Сандерса (хотя, на самом деле, он вовсе не социалист) и других политиков. Но насколько серьёзно большинство американских социалистов? Одна из популярных групп в США называется Социалистическая Альтернатива (СА), которую возглавляет харизматичная член Городского совета Сиэтла Кшама Савант. У СА есть отличные идеи, и всё же, некоторые их предложения выглядят так, словно они сделаны для проформы. Могу объяснить и подробнее.

На их веб-сайте выделяются определённые вещи. Они пишут: «Мы рассматриваем глобальную капиталистическую систему как коренную причину экономического кризиса, бедности, дискриминации, войны и разрушения окружающей среды». Очень хорошо. За этим следует фраза: «По мере погружения капитализма всё глубже в кризис новое поколение рабочих и молодых людей должно объединяться, чтобы захватить 500 крупнейших корпораций в общественную собственность под демократическим контролем, чтобы положить конец глобальной конкуренции правящих элит ради прибыли и власти».

Звучит неплохо, но у меня возник вопрос, сколько они думали над последствиями такой политики? Что если демократический контроль приведёт только к перераспределению богатства компаний, а не к фундаментальной трансформации продуктов, ресурсов и условий труда? В чём заключается срочность мер в условиях приближения глобального потепления из-за разрушения окружающей среды этими компаниями? Интересно, СА удосужилась взглянуть на список 500 крупнейших компаний? На некоторых, возможно, они смогут сделать стабильные продукты. На других, возможно, фабрики и склады можно демонтировать и переделать для общественного использования. Некоторые, возможно, можно разбить на мелкие предприятия и некоммерческие кооперативы.

Однако, мы должны понимать, что эти компании процветали не только благодаря правительственным налоговым льготам, внутренней торговле, сокрытию доходов в оффшорах и других финансовых махинаций. Эти корпорации богатели за счёт специфического разделения труда и раскола рабочих. Кроме того, крупнейшие компании предпочитают не конкурировать друг с другом во всех секторах, что гарантирует высокую прибыль. Что произойдёт, когда «общественная собственность» приведёт к более суровым ценовым и конкурентным войнам, вынуждая многих работников увольняться? Как эти компании будут конкурировать с Европой и Китаем? СА используют местные и биорегиональные подходы к сельскому хозяйству и социально-ответственной промышленной практике?

В отношении многих этих компаний, по моему мнению, единственно возможное демократическое выражение заключается в выборе того, кто первый бросит в их опустевшее здание кирпич или бутылку с зажигательной смесью. Эти корпорации нанесли непоправимый вред планете. Некоторые из них просто невозможно реформировать. Единственный способ трансформировать эти предприятия (которые можно спасти) должным образом, с надлежащей защитой, должен состоять в изменении Конституции с учётом экологических и социальных прав, включая права матери-земли, как это сделано в Боливии. Без юридической базы, основанной на экологии, невозможно гарантировать, что «демократический контроль» транснациональных корпораций приведёт к экологически безопасному производству.

СА известна своей борьбой за зарплату 15 долларов в час. Во-первых, хочу сказать, что я поддерживаю эту политику. Это похвальная цель, и вскоре она станет реальностью для богатых и технически развитых городов на побережьях. Однако, возникает вопрос, что произойдёт, если это будет принято на национальном уровне, и как мы должны подготовиться к этому. Элиты вытащат свои деньги из системы, чтобы показать левым и социалистам, что бывает за неподчинение капитализму. Неолиберальная экономика придумана для создания рабочих мест с низкой зарплатой, и так тесно связана с работой государства и монополизированной промышленности, что внезапный подъём зарплаты приведёт к скачку инфляции и даже к экономической рецессии или депрессии. Готовы ли такие группы как СА к организации вне политической структуры, чтобы создать пространство для гражданского общества, как внутри страны, так и заграницей, которому будут нужны массовые поставки ресурсов, продуктов питания и жилья, когда эти фанаты столкнуться с дерьмом?

СА также хочет «урезать военный бюджет», и это здорово. Но СА не уточняет, куда должны пойти новые деньги. СА также утверждает, что поддерживает интернационализм. Дайте угадаю: деньги из военного бюджета нужно безвозмездно отдать развивающимся странам, причём транснациональные организации, возможно под эгидой ООН, будут помогать распределять ресурсы, чтобы они не попали в руки коррумпированных диктаторов и правительств. Беднейшие страны нуждаются в крупных инвестициях, чтобы помочь им развиваться и отказываться от ископаемого топлива и экологически вредной промышленности, которая приносит большие деньги. Запад накапливал свои богатства за счёт нескольких столетий глобального колониализма, рабства и геноцида, и сейчас, возможно, наступил момент вернуть всё награбленное, пока ещё не поздно.

Социалисты США готовы к таким радикальным шагам? Готовы ли СА и другие признаться своим сторонникам, что реальный социализм будет связан с большими жертвами и почти наверняка (по крайней мере, в краткосрочной перспективе) приведёт к уменьшению материальных благ и привилегий, к которым за несколько веков привыкли жители Запада? Готовы ли социалисты поддерживать прожиточный минимум в Китае на уровне США? Наконец, хотят ли американские социалисты преобразовать страну, или они просто пропагандируют идеологию, которая сильно сосредоточена на потребностях современных и будущих поколений?

Экоцентризм, а не антропоцентризм.

В течение многих десятилетий левые были раздроблены. Либералы, социалисты, коммунисты, зелёные и анархисты без конца спорят о будущих моделях общества. Интересно, сколько просто говорят, а сколько хотят слушать? Уже существуют модели общества, которые созданы для стабильности и процветания, это очень-очень старые модели: образ жизни коренных народов. Например, присмотревшись к окружению можно понять, что человечество сталкивается сейчас с более серьёзными проблемами, чем бывало в другие эпохи. С 1988 года всего 100 компаний выбросили 70% всех парниковых газов. Достаточно ли, как предполагает СА, просто демократизировать эти корпорации и надеяться на лучшее, или надёжнее полностью закрыть их?

Жители Запада должны быстрее понять, что, несмотря на наши космические технологии, небоскрёбы и мгновенные СМИ, мы – дети, когда дело касается экологических знаний, а коренные жители различных уголков мира – взрослые. Коренные американские племена и другие народы мира собрали в своих экосистемах тысячи, если не десятки тысяч видов растений, которые можно использовать сотнями различных способов. Коренные жители принимают свою смертность и создали продуманные ритуалы, церемонии и посвящения, чтобы помочь друг другу противостоять смерти. Кроме того, и это очень важно, коренные племена понимают ограниченность своей среды обитания, поэтому они умеют регулировать и рационально планировать размер населения. Перенаселённость угрожает миру деградацией экосистемы, разрушением среды обитания, глобальным потеплением, войнами за ресурсы, усилением кислотности океана, распространением пластмасс, эпидемиями, массовым голодом и засухой.

Коренные народы – люди растений, и мы можем следовать лишь некоторым базовым идеям, чтобы помочь себе спастись от капитализма: сохранить то, что осталось от дождевых лесов Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии, так как там будет найдено много будущих лекарств от наших болезней. В обоих Америках существует множество высокоурожайных и питательных овощных культур. Мы можем легализовать коноплю для производства биотоплива, бумаги, инновационных строительных материалов и средств для расслабления, лечения и духовного развития. Современные технологии, в большинстве случаев, только ухудшают ситуацию. Что может лучше всего остановить глобальное потепление? Не солнечные электростанции, а посадка деревьев. Как замедлить эрозию почвы? Посадите дерево. Что такое сопротивление? Создание общественного сада – самое социалистическое дело, и более важное, чем посещение очередного марксистского симпозиума.

Коренные народы свободнее и счастливее жителей Запада, не благодаря каким-то врождённым особенностям, а потому что работают ради своей свободы: совместно выращивают продукты питания, производят инструменты, одежду, посуду, охотятся, рыбачат. Жители Запада отказались от сопротивления, потому что в глубине души понимают, что зависят от системы, и не хотят кусать руку, которая их кормит. Но сопротивление - единственный выход. Нам придётся уйти от всего этого; активистам, протестующим и обеспокоенным гражданам придётся вступить в метафорические джунгли и организоваться вокруг экологии, демократии и социальной справедливости.

Однако, мы должны понимать, что в этой игре слишком поздно полагаться на голосование. Граждане присоединятся к массовому движению в той мере, в какой оно представляет интересы людей – в какой степени оно сможет сформулировать политическую правду. Большинство западных социалистов слишком погрязло в абстрактных идеях; в частности, они ошибочно привержены евроцентристскому, технократическому, антропоцентристскому мировоззрению. Крайне важно развивать экологическое мировоззрение, которое признаёт нашу взаимосвязь друг с другом и с другими видами.

Таким образом, по мере развития XXI века, Стэндинг Рок, в конечном счёте, будет восприниматься более важным явлением, чем Occupy Wall Street. Мы связаны с нашей планетой и всей сетью жизни крепче, чем мы знаем и пытаемся объяснить. Например, мы не прекратим войну, пока не отменим промышленное сельское хозяйство: они тесно связаны друг с другом, поскольку эксплуатация животных человеком позволила фашистам идеологически оправдать эксплуатацию и убийства других людей. Экология – краеугольный камень науки – она позволяет нам видеть связи между видами, пищевыми цепочками и подталкивает науку к разработке стабильных технологий. Экологи понимают, что травма одному – это травма всем, а при капитализме мы все травмированы: растения, животные, люди, даже богачи, которые страдают от духовного разложения и моральной деградации.

Единственно возможная демократия – экологическая демократия с долгосрочным планированием; рациональными, ориентированными на стабильность национальными конституциями; постепенным сокращением на 90-95% использования ископаемого топлива; и с международным консенсусом, который будет гарантировать защиту окружающей среды, даже в условиях оппозиции демократического большинства. Если мы не взглянем в лицо этим фактам, не объединимся, то можем столкнуться с Кали-Югой, как предсказывали индуисты. Таким образом, мы можем перефразировать известную цитату Хоркхеймера для XXI века: «Кто не готов говорить о капитализме, должен также молчать о шестом массовом вымирании».


Источник: Capitalism and Its Discontents: What Are We Living For?, William Hawes, counterpunch.org, August 11, 2017.

Tags: История, США, война, идеи, империя, экология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments