16-летняя Ахид Ат-Тамими выступает на заседании израильского военного суда 1 января 2018 года в военной тюрьме Офер в деревне Бетуния на Западном берегу реки Иордан. Израильские власти выдвинули против Ат-Тамими 12 обвинений после распространения в интернете видеозаписи, как она даёт пощёчину и пинок двум израильским солдатам на Западном берегу.
17 января Ахид Ат-Тамими – 16-летней палестинской активистке, которую в декабре арестовали за пощёчину израильскому солдату – суд запретил освобождение под залог, несмотря на просьбы правозащитных организаций. Ат-Тамими живёт на Западном берегу в деревне Наби Салих, находящейся под невыносимой израильской оккупацией. Часть земель этой деревни захвачена соседним израильским поселением, и военные блок-посты контролируют все перемещения в деревню и из неё.
Родители и родственники Ахид – организаторы еженедельных ненасильственных демонстраций против захвата их земли, начиная с 2009 года. За своё сопротивление семья Ат-Тамими постоянно подвергается атакам израильских военных – арестам, ночным облавам и насилию, которое заканчивается смертями. 15 декабря 2017 года, перед инцидентом с пощёчиной, израильские солдаты выстрелили в голову 14-летнего кузена Ахид во время еженедельного протеста в Наби Салих. «Он несколько дней лежал в коме», - сказала Truthout 11-летняя кузина Ахид - Джанна Джихад. Джихад - тоже активистка, и в своих репортажах о событиях в Наби Салих, она называет себя «самой молодой журналисткой Палестины».
Солдат, которому Ахид дала пощёчину, участвовал в насильственном разгоне палестинских протестов против израильского захвата земли Наби Салих. «Ахид рассердилась, и все мы очень огорчились», - сказала Джихад. Ахид горевала о своём кузене, и волновалась, сможет ли он выжить, когда солдаты ворвались в её дом, чтобы захватить крышу и стрелять с неё по протестующим, - рассказала Джихад. Она потребовала, чтобы они покинули частную собственность её семьи. «Думаю, Ахид поступила нормально, потому что она не хотела, чтобы её друзей убили или ранили солдаты», - сказала Джихад.
Между Ахид и солдатом вспыхнула мелкая потасовка, заключавшаяся во взаимных толчках, а потом Ахид дала ему пощёчину. Но солдат первый ударил Ахид, а через несколько секунд она ответила ему пощёчиной. Командование израильской армии отказалось давать комментарии Truthout. Джихад говорит, что Ахид несправедливо сидит в тюрьме. «Думаю, ни у кого нет права сажать её в тюрьму, потому что она ещё ребёнок», - сказала Джихад. Но под израильской оккупацией к детям не относятся по-особому. Их арестовывают, ранят и убивают также как и взрослых. Уже в 2018 году израильские военные убили в соседней деревне 16-летнего Мусааба Ат-Тамими - родственника Ахид.
«Это не детство, и не только в Наби Салих – мы живём под оккупацией», - говорит Джихад. - «Наши друзья ранены, наша мама ранена, наш папа арестован…». Дети Наби Салих вынуждены расти быстро. Отрывая тонкий слой резины, они могут показать вам, что израильские «резиновые» пули – на самом деле стальные пули покрытые резиной. Они уже знают, что такое слезоточивый газ и арест их близкого родственника израильской армией. Семья Ат-Тамими, включая родителей Ахид - Басима и Нариман, были первыми целями израильской армии во время подавления протестов. Солдаты много раз арестовывали Басима на глазах у Ахид. Нариман тоже активно участвует в протестах в Наби Салихе, и за это солдаты арестовывали её и выстрелили ей в ногу.
Младший брат Ахид, Мухаммад, несколько лет назад стал целью израильской армии во время еженедельных протестов. Солдат удушающим приёмом повалил на камень 14-летнего мальчика и сел на его, не обращая внимания на его вывернутую руку. Ахид, её мать, отец и другие родственники попытались стащить солдата с Мухаммада. В этом 2015 году появилось видео, как солдат душит её за попытку освободить брата. Она пыталась спасти руку своего брата и угрожала укусить солдата, чтобы он отстал от мальчика. В 2016 году Ахид дала интервью, в котором рассказала о страхе за свою семью. «Вся моя семья находится в опасности. Нас могут убить в любой момент», - сказала она каналу teleSUR. - «Хотя я не боюсь смерти, я всегда боюсь потерять мою семью, моих любимых и моих друзей».
В этом интервью Ат-Тамими сказала, что стресс и трудности, которые израильская оккупация несёт детям, разрушают детство. Они всё время чувствуют отсутствие безопасности – их могут арестовать и даже убить. «Это чувство нельзя объяснить и выразить словами – те, кто не живёт нашими страданиями, не могут понять это, и никто не может перевести это в слова», - сказала она. Израильские солдаты убили трёх демонстрантов во время еженедельных демонстраций в Наби Салих, включая кузена Ахид - Мустафу Ат-Тамими. Ему в упор выстрели в голову газовой гранатой. Отец Ахид сказал, что столкновение с этим насилием, мягко выражаясь, оставило в Ахид негативное впечатление от солдат.
«Когда вы растёте в таких условиях, и видите всё время солдат – образ солдата в вашей голове однозначен», - сказал Truthout Басим Ат-Тамими. - «Для неё, это солдат, который убил её дядю, ранил её маму, арестовал её брата, отца, убил Сабу Обейд, Рушди Ат-Тамими и Мустафу Ат-Тамими - вот какой это образ». Разве можно было думать, что она даст солдату розу и приветствует его, когда она узнала, что он выстрелил в её кузена? «Оккупация не только бросила мою дочь в тюрьму, она отразилась на её росте с самого детства», - сказал Басим. - «Раньше она хотела стать футболистской, но оккупация разрушила её мечту».
Наби Салих находится в так называемом «районе C», в который входят 60% Западного берега и все поселения, буферные зоны и израильские военные базы. Этот район находится под израильской властью. «Районом A» управляет Палестина, а «район B» находится под совместным контролем. Эти разграничения сделаны в 1993 году в рамках Соглашения в Осло. Наби Салих окружена израильскими блок-постами, которые часто закрываются, отрезая деревню от остальной части Западного берега. По соседству находится поселение Халамиш. Израильские поселения считаются незаконными в соответствии с международным правом, потому что они построены на оккупированных землях, и активисты говорят, что они разрушают возможность заключения договора между двумя государствами.
Эта деревня начала протестовать из-за появления поселения Халамиш. В 2008 году жители деревни вдруг обнаружили, что им запретили входить на их землю, включая родник Аль-Кауас и сельскохозяйственное поле. Эту землю захватили поселенцы, и военные запретили палестинцам входить на неё. Ахид Ат-Тамими наблюдала, как поселенцы забирают воду из родника, к которому ей запретили приближаться. Израильтяне устраивали пикники. Она видела, как они захватили землю и воду Наби Салих. А деревенским палестинцам дают воду только 12 часов в сутки.
Поэтому в Наби Салих начались еженедельные протесты. Каждую пятницу жители пытаются пройти на украденную у них землю. И каждую неделю их встречает израильская армия. Армия использует тактику жестоких разгонов ненасильственных демонстраций, и почти всегда возникают столкновения. Среди нескольких деревень Западного берега, в которых проходят еженедельные протесты, Наби Салих – самая опасная. Солдаты почти всегда вторгаются в деревню, стреляя из различного оружия. Даже для детей нет безопасного места в этой деревне. И если детей арестовывают, они, почти всегда, сталкиваются с насилием. «Три четверти палестинских детей испытали какую-либо форму физического насилия во время арестов», - говорит Брэд Паркер – международный правозащитник и адвокат Международно-палестинской организации защиты детей.
С 2000 года более 8000 палестинских детей, или 500-700 детей ежегодно, были арестованы и осуждены в израильских военных тюрьмах, которые печально известны жестоким обращением и пытками. «От детей часто добиваются признаний с помощью оскорблений, угроз, физического и психологического насилия, что правильнее называть пытками», - сказал Паркер. После ареста в декабре Ахид сидит в тюрьме. Ей грозят 14 годами лишения свободы по множеству обвинений, включая нападение на солдата с отягчающими обстоятельствами и создание помех в исполнении обязанностей солдата. Басим говорит, что не удивлён этим. «Это оккупация, и мы не ждём, что они дадут нам подарки за наше сопротивление», - говорит он. - «Они всегда наказывают нас». Его жену Нариман арестовали по обвинению в подстрекательстве опубликовать видео пощёчины в интернете во время посещения дочери в тюрьме.
Басим сказал также, что израильская армия «раздула обвинения, чтобы сделать наказание максимально суровым». Одна из причин резкой реакции военных – быстрое распространение злости среди израильтян из-за «унижения» армии. Израиль возмутился тем, что Ахид не боится израильских солдат и сопротивляется им, - сказал Амит Гилуц из израильской правозащитной организации B'Tselem. Военный судья прямо заявил, что её нужно наказать, потому что она не испытывает страха перед израильскими солдатами. «Когда вся система работает в унисон, чтобы унизить и наказать 16-летнего ребёнка за отсутствие страха, мы можем отлично понять её суть», - написал Гилуц в Times of Israel.
Оккупационные суды не защищают правосудие, а поддерживают израильскую власть над палестинским народом. «Давайте проясним, если бы Ахид Ат-Тамими была еврейкой, шансы на её арест были бы незначительными. Только палестинцев судят в израильских военных судах на Западном берегу. Процент осуждения в таких судах составляет почти 100%», - сказал Гилуц. Он отправил Truthout доклад, в котором подробно описывается, как израильская армия нарушает права демонстрантов в Наби Салих.
Каждую пятницу сотни деревенских жителей несколько часов испытывают страх в своих домах, и движение ограничивается, когда армия объявляет деревню «закрытой военной зоной», - говорится в этом докладе. - Во время одной демонстрации «военные бросали гранаты со слезоточивым газом в колонну детей в костюмах и с воздушными змеями». Чрезмерная израильская реакция на девочку-подростка показывает, что не будет никакой толерантности к бесстрашному сопротивлению израильской оккупации, даже если это всего лишь дети с воздушными змеями. «Совершенно ясно, что аресты и преследования палестинских детей в израильских военных судах мало связаны с правосудием», - говорят правозащитники.
Источник: Palestinian Teenager Remains Imprisoned Because She "Has No Fear", Renee Lewis, truth-out.org, January 18, 2018.