В данный момент около 75 палестинских детей из Восточного Иерусалима сидят в израильских тюрьмах и центрах задержания. Мониторинг Addameer собрал сведения о 9 недавно арестованных палестинских детях из Иерусалима, которые сидят в тюрьмах, а также статистические данные и информацию о влиянии арестов на образование и развитие детей. Этот информационный бюллетень опирается на личные опросы и судебные документы.
Данные основываются на юридических показаниях 2015-2016 годов палестинских детей из Иерусалима, которых арестовали израильские военные и посадили в некоторые известные тюрьмы. Лишение свободы этих детей основано на признаниях, выбитых с помощью принудительных методов, включая физическое насилие в отсутствии родителей и адвокатов. Многие допросы длятся по несколько часов, во время них прикованных к стульям детей избивают руками, ногами и различными предметами. Информационный бюллетень Addameer попытался исследовать последствия таких допросов и арестов.
Жизнь палестинских детей в Иерусалиме – не курорт.
В статье 27(б) Конвенции о правах ребенка говорится: «Ребёнка нельзя лишать свободы незаконно и произвольно». По поводу арестов в этой статье говорится: «арест, задержание или заключение в тюрьму ребёнка должны соответствовать закону, и использоваться только в качестве крайней меры и только на самый короткий срок». В статье 2 этой Конвенции говорится о принципе наилучшего интереса для ребёнка: «во всех действиях по отношению к детям, предпринимаемых государственными или частными органами социального обеспечения, судами, административными властями и юридическими органами, главным приоритетом должны быть наилучшие интересы ребёнка». Эти интересы связаны с соблюдением уважения к чувству собственного достоинства, к свободе от жестокого и унижающего обращения, к возможностям для роста, особенно в социальной и образовательной сфере.
Центральный израильский закон об аресте и задержании детей в Иерусалиме - Закон о суде, наказаниях и режиме обращения 1971 года, вместе с 14-ой поправкой, которая вступила в силу в 2009 году. Хотя в поправке отмечается, что арест ребёнка – крайняя мера, на практике этот принцип не относится к палестинским детям, постоянно страдающим от систематических арестов и дискриминационных методов обращения. Например, палестинских детей чаще арестовывают, чем израильских, и, в случае ареста, они чаще допрашиваются в отсутствии адвокатов и родителей. Организация «Международная защита детей» отмечает, что «израильские власти дискриминационно подходят к этому закону, отказывая палестинским детям из Восточного Иерусалима в их правах с момента ареста и до окончания судебных процедур».
Последствия для психики, развития и образования.
«Минута ареста ранним утром дома – самый страшный опыт, который они получают в своей жизни, потому что их будят во время сна, забирают из спальни, из кровати, надевают наручники, забирают у их родителей, которые должны их защищать», - говорит Надер Абу-Амшех из Программы реабилитации арестованных детей Молодёжной христианской организации Восточного Иерусалима. Исследование Addameer подтвердило, что травмирующий опыт ареста и жестокого обращения вызывает посттравматическое стрессовое расстройство, а также дезориентацию, потерю самооценки и контроля над собой. Было замечено, что дети, пострадавшие от арестов и допросов, получают серьёзную психологическую травму и бросают школу.
Было установлено, что посттравматический синдром связан с арестом и «отрицательно влияет на будущее стремление к образованию, считаясь главной причиной нежелания палестинских детей, побывавших в тюрьмах, возвращаться в школу». Addameer также отмечает, что «кроме жестокого обращения и пыток, перенесённых палестинскими детьми во время арестов, допросов и задержаний, их социальный капитал снижается, негативно влияя на их возможность стать полноценными самостоятельными людьми». В конечном счёте, этот социальный регресс препятствует расширению возможностей, компетентности и самоопределения – факторов, которые крайне важны для развития детей.
Финансовый и образовательный ущерб.
«Практически во всех случаях у детей возникала проблема, даже после того как ребёнок возвращался в школу, потому что обучение было осложнено на длительный период… В конечном счёте, они теряют годы или не возвращаются в школу… Школьник, покидая школу, не хочет возвращаться назад», - сказал адвокат по мониторингу задержанных детей в Иерусалиме Ради Дарвиш. Влияние арестов и задержаний на образование очень велико. Дети, чьи дела были рассмотрены, на серьёзные сроки выбились из процесса обучения: на 3 месяца, на один семестр, на один год; а два ребёнка не вернулись в школу. Три ребёнка не учились целый год из-за ареста и домашнего ареста. 16-летний мальчик, которого арестовали 1 ноября 2015 в его доме в Восточном Иерусалиме и посадили в тюрьму Офек, был выпущен из тюрьмы через 12 месяцев, но его заключение продолжилось в виде домашнего ареста. Его осудили за бросание камней в поезд, приговорив к 138 дням общественных работ. Он выбился из обучения на один семестр.
Помимо образовательного ущерба, родственники арестованных детей сталкиваются с принудительной оплатой «финансовых гарантий» - от 2500 до 5000 шекелей (примерно 700 и 1400 долларов США). В одном из рассмотренных случаев родственники заплатили 2500 шекелей за то, чтобы арестованную девочку выпустили из тюрьмы под домашний арест в деревне Бейт Наккуба, а затем ещё 4000 шекелей за перемещение в другое место домашнего ареста в районе Джабаль Аль-Муккабер – всего 6500 шекелей. Против неё выдвинуто обвинение, но никакого судебного вердикта ещё не вынесено.
Ещё одну 16-летнюю девочку арестовали 15 февраля 2016 года на улице Салах Ад-Дина после избиения израильскими военными. Её посадили под домашний арест во временном чужом жилье вдали от её родного дома. Её задержали на 60 дней, а затем посадили под домашний арест в специальном жилье в деревне Бейт Наккуба на примерно 10 месяцев, затем домашний арест продолжился в районе Джабаль Аль-Муккабер. Её семье приказали заплатить «финансовую гарантию» 2500 шекелей за домашний арест в Бейт Наккубе и 4000 за домашний арест в Джабаль Аль-Муккабере. Против неё было выдвинуто обвинение, но судебный вердикт так и не был вынесен.
Клинический психолог Палестинского консультативного центра Мюрад Амро сказал, что домашний арест оказывает влияние на отношения с ребёнком, включая его родителей. Это вызывает чувство тревоги и беспомощности, а также психосоматические симптомы физической боли. Амро сказал: «этот опыт влияет на их способность поддерживать саморегуляцию и самообладание, которые важны для психологических и социальных процессов… Это приводит к изменениям в семейных отношениях и влияет на самосознание и самооценку». Нежелание возвращаться в школу может быть для них формой протеста и криком беспомощности из-за «неспособности чувствовать себя в безопасности и отсутствия ожидаемой защиты. Это может привести к тому, что они противятся жизни в социальной среде, которая не защищает их».
Очень часто палестинских детей из Иерусалима сажают в специальные чужие дома, и это называется домашним арестом. Например, 16-летнего палестинского ребёнка из Шуафата, которого арестовали 10 ноября 2015 года, посадили под домашний арест на 60 дней в Бейт Ханине. В другом случае девочку из Джабаль Аль-Муккабера, которую арестовали 15 февраля 2016 года, посадили под домашний арест в Бейт Наккубе. В ещё одном случае 17-летнего мальчика из Аль-Тура, которого арестовали 3 марта 2016 года, посадили под домашний арест в лагере беженцев Шуафат, где жил его родственник. Воздействие этих домашних арестов заключается в исключении ребёнка из его привычной среды обитания, что наносит ему вред.
Психолог Мюрад Амро сказал, что эти условия проживания в чужих домах могут негативно отразиться на психологии ребёнка. «Это очень стрессовый фактор для семьи и ребёнка, поэтому нужно регулировать время раздельного проживания и поддержку ребёнка во время этого ареста. Чувство вины и обвинение очень важны в этом случае для ребёнка и его родителей. Ребёнок будет обвинять семью в неспособности защитить его. Арест заставляет ребёнка чувствовать себя виновным», - сказал он.
Помехи для развития и образования.
Политика арестов палестинских детей в Иерусалиме нарушает Конвенцию о правах ребенка, поскольку чаще всего используется далеко не в крайнем случае. С этим связаны помехи для образования и социального развития ребёнка, что полностью нарушает его интересы. Эта политика также противоречит обязанности государства предоставлять детям доступное начальное и среднее образование. Кроме того, в Конвенции говорится: «во всех действиях по отношению к детям, предпринимаемых государственными или частными органами социального обеспечения, судами, административными властями и юридическими органами, главным приоритетом должны быть наилучшие интересы ребёнка». Аресты и лишения свободы палестинских детей можно назвать частью более широкой политики репрессий и по отношению к местному населению, что приводит к созданию помех социальному развитию, образованию, создаёт финансовые трудности и вынуждает людей покидать своё постоянное место жительства.
Источник: Israel Violating International Law With Arrests Of Children, addameer.org, popularresistance.org, June 27, 2017.