antizoomby (antizoomby) wrote,
antizoomby
antizoomby

Categories:

Восстановление иранской экономики удивило всех.

«Вообще-то, Америке не нравятся независимые страны. Америке не нравится свобода людей. Америке нравятся страны, которые полностью покорны», - президент Ирана Хасан Рухани.

Восстановление иранской экономики после ядерного соглашения P5+1 удивило большую часть мира, несмотря на вопрос об одобрении Казначейства США, который всё ещё угрожает окончательным банковским соглашениям по многим крупным торговым договорам. У Ирана большой опыт планирования выхода из чрезвычайных ситуаций из-за десятилетних санкций ООН, и он хочет максимально защитить своё будущее от повторной агрессии. Сейчас Тегеран пытается стимулировать торговлю с Западом, чтобы сбалансировать свою азиатскую торговлю. Он хочет получить большую политическую выгоду от увеличения инвесторов, которые не хотят повторения антииранских санкций со стороны нового президента США и парламента ЕС.

Иранское экономическое планирование многоуровневое и разнообразное, и предусматривает смену партнёров в долгосрочной перспективе, чтобы никогда чрезмерно не зависеть от какой-либо страны. Иран избегает долговой экономики, вызывая ярость банкстеров, которые ненавидят успешные экономики, независимые от их власти. Таким образом, появился ряд иранских совместных банков, которые организованы для определённых торговых партнёров, например для России. Иран хочет максимально развить двустороннюю торговлю, чтобы на длительный срок гарантировать надёжность международных отношений. И даже во время пика санкций Китай, Южная Корея, Индия и Япония активно покупали иранскую нефть. За это Иран наградил их доступом к крупным внутренним инфраструктурным проектам, что, в свою очередь, увеличило нефтяную торговлю.

Когда страна, даже богатая природными ресурсами, выходит из длительного периода экономических санкций, у неё есть множество требований к внутренним проектам, и множество секторов борются за приоритетность. Но развитие главной инфраструктуры – это то молоко, которое питает все сектора экономики. Существует святая троица, которая получает высший приоритет. Во-первых, максимальный экспорт нефтегазовых ресурсов, который смазывает экономические колёса. Во-вторых, развитие энергетики, которая обеспечивает функционирование промышленности. И в-третьих, развитие транспорта, который обеспечивает эффективную работу новых портов, железнодорожных линий и аэропортов, как внутренних так и международных.

Энергетическая инфраструктура.

Иран начал развитие не после санкций. Его нефтяной экспорт давно достиг высокого уровня на азиатском рынке (Китай, Индия, Южная Корея и Япония), где продаётся 75% всей иранской нефти. В этом плане проблем нет. Уже несколько лет Иран развивает добычу природного газа, чтобы обеспечить 100% внутреннего спроса. И в ближайшем будущем экспорт этого ценного товара может превысить нефтяную торговлю. Следующий шаг – подбор инвестиционных партнёров для строительства новых нефтяных и газовых перерабатывающих заводов для региональных и международных рынков. Сейчас проводится дюжина тендеров по новым промышленным проектам. Некоторые из этих энергетических проектов – совместные, например Hyundai Engineering хочет вложить 3,2 млрд. долларов в финансирование перерабатывающего завода.

Иран объявил, что ведёт переговоры по нефтегазовым сделкам на сумму 80 млрд. долларов, но над ними всё ещё висит туча Казначейства США, которое может выкинуть финт. Перед выборами Трамп обещал разорвать соглашение с Ираном, но пока ничего не сделал, и мы ничего не можем сказать, пока не будут заключены торговые договоры. Правительство Трампа пытается давить на иностранных партнёров, которые недовольны этим. Один из крупнейших договоров – строительство пяти новых газовых электростанций мощностью 5000 мегаватт при помощи Турции и Южной Кореи, которые собираются инвестировать 4,2 млрд. долларов. Всего, Иран рассчитывает на инвестиции в энергетику в размере 25 млрд. долларов. Россия помогает модернизировать некоторые старые иранские АЭС и построить две новые. У них есть совместный банк для защиты торговли от трамповских санкций.

Транспортная инфраструктура.

Индия помогает Ирану расширить портовые сооружения в Чабахаре в Оманском заливе. Среднесрочный план состоит в соединении порта с новой железнодорожной веткой, идущей на север в Афганистан, с которым хотят работать индийские экспортёры из Мумбаи в обмен на афганские полезные ископаемые. США тоже хотят присоединиться к этому проекту. Генерал США Джон Николсон, командующий боевыми действиями в Афганистане, сообщил на сенатских слушаниях, что соединение порта Чабахар с железной дорогой позволит ускорить и удешевить перевозку грузов, по сравнению с нынешним пакистанским маршрутом. В середине марта состоялась двухдневная конференция по транспортным связям в Азии. Большая часть обсуждений касалась морских перевозок в Южной и Юго-западной Азии, а также было запланировано создание Северо-Южного Транспортного Коридора (СЮТК), который соединит Россию, Иран и Индию, чтобы связать Новым шёлковым путём Азию и Европу. В марте Иран и Азербайджан открыли 10-километровый железнодорожный участок, который входит в СЮТК.

За следующие 10 лет Иран планирует построить семь международных аэропортов для своего нового воздушного флота из 500 транспортных самолётов. Международный аэропорт имени Имама Хомейни будет радикально перестроен для увеличения пассажиропотока с 6 до 50 миллионов человек. Планируется построить несколько двухмоторных транспортных самолётов для внутренних перевозок. Одна из проблем, которая встала перед Ираном во время экономического роста – нехватка воды из-за засухи и коротких сезонов дождей. Нынешний экономический рост ещё больше обострит эту проблему. Уже применяются методы экономии воды. Фермеры переключились с пшеницы и кукурузы, которым нужно много воды, на такие культуры как шафран, но их рынок очень ограничен.

Сейчас планируется построить опреснительные станции вдоль Оманского залива для поддержки развития побережья, а затем пресную воду будут перекачивать на юго-восток Ирана, где очень мало дождей. Трубопровод и система из 50 насосных станций обеспечит водой 45 миллионов человек в 17 провинциях. Строительство начнётся в порту Бандар Аббас в устье Персидского залива, а первая линия трубопровода направится на север, в провинцию Керман. Иран также обеспокоен ростом крупных государственных проектов, что вредит частным инвестициям, которые необходимы для создания разносторонних рабочих мест. Правительство Ирана стимулирует частных инвесторов для гарантии жизнеспособного экономического развития страны. Существует ещё множество проблем, которые предстоит решить в ближайшем будущем для сотрудничества государства и частных инвесторов. В конце концов, Тегеран хочет, чтобы ни один сегмент иранского общества не чувствовал себя обделённым.

Мнение МВФ.

Даже МВФ недавно приветствовал восстановление иранской экономики, отметив в качестве главных факторов высокую добычу и экспорт нефти. Я удивляюсь, что никто не упоминает миллиарды, которые должны Ирану его нефтяные покупатели – эти деньги не платились во время санкций, но теперь они могут оказать большое значение. Инфляция взята под контроль, и среднесрочный экономический рост, по оценке МВФ, составит 4,5%. Об этом мечтают многие страны. Посмотрим, нажмёт ли Трамп на педаль тормоза иранского восстановления, используя решение Казначейства, которое необходимо для заключения крупных сделок, чтобы попытаться добиться чего-нибудь от Ирана. Пока ничего нельзя сказать, поскольку Трамп уже показал, что он весьма непредсказуем.


Источник: Iran’s Economic Recovery Surprised Us All, Jim Dean, journal-neo.org, May 2, 2017.

Tags: Афганистан, Индия, Иран, Китай, Корея, Пакистан, Россия, США, Япония, банки, империя, кризис
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment