Приватизация системы государственного образования под маской «выбора» давно идёт полным ходом, но с приходом Дональда Трампа ожидается ускорение. На пост министра образования он назначил мичиганскую миллиардершу Бетси Девос, которая поддерживает чартеризацию школ, заявляя, что государственное образование – это «смертельный тупик». В течение последних 60 лет государственное образование было лягушкой в кастрюле с водой, под которой постоянно увеличивали пламя школьные приватизаторы и «реформаторы образования». Более 1 миллиона учеников получили государственные ваучеры для перехода в частные школы, и около 3 миллионов перешли в чартерные школы. Независимо от официальных заявлений, чартерные школы – это фронт школьной приватизации.
Открытие чартерной школы сродни открытию собственного бизнеса, вот только стоимость и риск полностью финансируют налогоплательщики. В большинстве штатов доллары налогоплательщиков обеспечивают «начальные инвестиции». Это своеобразная бизнес-модель, при которой корпорация получает доход от каждого клиента, который проходит через дверь, независимо от его платёжеспособности. А если бизнес разоряется, «владельцы» не теряют ни цента – вся тяжесть банкротства ложится на клиентов, а больше всех страдают дети. Американское общество покорно разрешило существование этого безрискового и финансируемого государством предпринимательства. Если вы думаете, что государство финансирует только неудачные предприятия, которые замешаны в теневых аферах, растрачивают налево огромные средства и просто мошенничают, то вы правы.
В сентябре 2016 года офис Генерального инспектора Министерства образования США составил аудиторский доклад под названием «Национальная оценка чартерных и образовательных управляющих организаций». В этом докладе оценивается «текущий и перспективный риск», который возникает из-за мошенничеств, растрат и злоупотреблений руководителей чартерных школ. В докладе проанализирован двухлетний период: с конца 2011 года до начала 2013 года. Этот анализ проведён в 33 чартерных школах шести штатов. В 22 школах министерство обнаружило нехватку внутреннего контроля, приводящую к значительному риску для министерских фондов. В докладе также отмечается, что само Министерство образования делает недостаточно для защиты налогоплательщиков от чартерного мошенничества. Так например, бывший министр образования Джон Кинг возглавляет одну из крупнейших чартерных сетей под названием Uncommon Schools.
В докладе Генерального инспектора упоминаются примеры злоупотреблений. Например, директор пенсильванской чартерной управляющей организации в 2008-2009 годах сам себе выписал чеки на общую сумму 11 млн. долларов. В этом докладе есть примеры и других мошенничеств чартерных и образовательных управляющих организаций, обладающих слишком большим контролем над чартерными школами. (Чартерные управляющие организации (ЧУО) – некоммерческие предприятия, которые управляют двумя и более чартерными школами. Образовательные управляющие организации (ОУО) – коммерческие организации, которые управляют чартерными школами.) Чартеры, объединённые в цепочки или сети, забирают себе большую долю, как выражаются реформаторы, «чартерного рынка». Как считает прочартерная Bellwether Education Partners, в 2010 году только 15% всех чартерных школ объединялись в ЧУО или ОУО. К 2015 году Национальный альянс государственно-чартерных школ сообщил, что этот процент увеличился до 41%.
Почему ЧУО становятся популярными, и в чём тут опасность? Сторонники ЧУО заявляют, что они обеспечивают быстрый рост чартерных школ, беря на себя административные проблемы. Но финансовые проблемы возникают даже тогда, когда мотивы «получения прибыли» неочевидны. Когда чартеры отдают управление ЧУО, ограниченные государственные средства, которые должны были тратиться на обучение школьников, улетают на взносы, на оплату дополнительного уровня управления (часто с завышенными зарплатами), на маркетинг и другие корпоративные нужды. Пенсильванская ассоциация школьных советов опубликовала в 2016 году результаты исследования, которые показали, что чартерные школы выделяют в два раза больше денег на административные расходы, чем государственные школы (13,3% и 5,6% соответственно) в абсолютных цифрах, и в три раза больше – по отношению к количеству учеников.
Одна из крупнейших сетей чартерных школ – KIPP. Фонд KIPP заявляет, что он поддерживает работу 200 школ, которые имеют свои источники доходов. Этот фонд похож на «центральный офис» школьного округа. В 2014 году его расходы превысили 72 млн. долларов – более 360000 долларов на школу. В 2014 году фонд KIPP только на сбор средств потратил 2 млн. долларов. В том же году административные расходы составили 6 млн. долларов, а общий убыток - 3 млн. долларов. Зарплаты высших руководителей Фонда KIPP соперничают с зарплатами директоров в частном секторе, и существенно превышают зарплаты руководителей государственных школ в крупнейших городах. Один из основателей KIPP Дэвид Левин получил в 2014 году 475000 долларов. Другой основатель Майк Файнберг – 219596 долларов от хьюстонского отделения фонда, и ещё 221461 от центрального подразделения. Как утверждается, Файнберг работал по 50 часов в неделю на хьюстонские школы, и еще по 40 часов в неделю - на головной офис фонда.
Однако, зарплаты Левина и Файнберга меркнут при сравнении с компенсационным пакетом Евы Московиц из Success Academy, которая в 2014 году получила 600 тысяч долларов за директорство над 41 чартерной школой. Но Ева Московиц завидует новому директору коммерческого школьного чартерного провайдера Online charters. Стюарт Уделл получает базовую зарплату 650 тыс. долларов, плюс премия за производительность, которая превышает базовую зарплату, а также отдельную премию 400 тыс. долларов. Уровень школьного выпуска Online charters для четырёхлетнего обучения составляет 40%. Colorado Virtual Academy в 2013 году выпустила 21,5% школьников. Тем не менее, государство выдаёт им деньги в полном объёме.
Пять ЧУО господствуют над американским рынком по количеству управляемых школ: KIPP, Gulen-linked schools, IDEA, Aspire и Uncommon Schools. Из этой пятерки самая спорная организация - Gulen-linked schools, которая управляет 167 школами в 26 штатах и округе Колумбия с 72000 учениками. Хотя эти школы формально находятся под управлением различных ЧУО (Harmony, Magnolia, Horizon и Sonoran), все они подчиняются Gulen-linked schools или «движению Гюлена», или «вдохновлены самим Гюленом». Чартерная школьная сеть Gulen-linked schools принадлежит Фетхуллаху Гюлену – тому самому исламскому проповеднику, который сбежал из Турции в Пенсильванию и попытался устроить в 2016 году государственный переворот на своей бывшей родине. Правительство Турции потребовало экстрадировать его, но США отказали.
Шарон Хиггинс – давняя защитница государственных школ, живущая в калифорнийском Окленде. Около семи лет она тайно наблюдала за чартерными школами Гюлена. Хиггинс рассказала, что в школах Gulen-linked очень много общего: одинаковое финансирование чартерной и школьной администрации, которая состоит почти из одних турецких мужчин; введение в школьную программу изучения турецкого языка и турецкой культуры; расширенное использование виз H-1B для найма на работу граждан Турции и прочих тюркских стран; акцент на математику и физику. Другой характерной чертой является участие школьников в многочисленных «конкурсах», включая конкурсы по турецкой культуре и «философии движения Гюлена», которую Хиггинс и другие американские учителя сравнивают с «культом».
«Gulen-linked schools проводят по всему миру так называемую «турецкую олимпиаду», отбирая школьников, которые победили в региональных конкурсах», - рассказала Хиггинс. - «Это театрализованное представление превратилось в целое шоу под названием Международный фестиваль языка и культуры». Один из ежегодных региональных «фестивалей-конкурсов» в 2014 году прошёл в Лас-Вегасе. Но нигде чартерные сети не распространены так сильно, как в Техасе. И в Техасе основано больше всего американских чартерных школ Гюлена: 54 школы Gulen-linked schools, 48 из которых управляются ЧУО Cosmos Foundation (она же - Harmony Public Schools). ЧУО Harmony заявляет, что «100%» выпускников её школ поступают в колледжи.
Однако, Хиггинс говорит, что значительное число выпускников школ Harmony, поступивших в Североамериканский университет, приняты в нарушение правил. В жалобе, поданной в адрес Техасского образовательного агентства, говорится о глубоких финансовых и административных связях между Североамериканским университетом и фирмой Harmony, около 600 выпускников которой поступили в этот университет. На веб-сайте Североамериканского университета изображено огромное здание, которое считается учебным корпусом. Я побывала там этой осенью. На этом здании не было ни одной таблички, указывающей, что здесь расположен университет. Из этого здания выходили, и в него входили, престарелые больные. В этом здании располагается медицинское учреждение. Университет находится в маленьком здании неподалёку.
Каким будет будущее под властью Девос, которая верит, что «чем больше рынка в образовании, чем лучше»? У нас будет больше чартерных школ с запутанными отношениями с другими государствами? Мы будем финансировать чартерные школы, которые учат расизму? Наши ваучеры попадут в школы, которыми управляют джихадисты? Масштаб мошенничеств и злоупотреблений резко подскочит? Эти серьёзные вопросы необходимо тщательно обдумывать, раз уж рынок стал единственным регулятором школьного выбора. Дональд Трамп заявляет, что наши государственные школы, управляемые местными избранными советами – «правительственные школы», похожие на школы Советского Союза. Интересно, какую он придумал альтернативу? Управляемые частными лицами, финансируемые государством и неответственные перед обществом школы – по-моему, это просто кошмар.
Источник: Charter Schools Already a Massive Threat. And Now Here Comes Billionaire Betsy Devos, Carol Burris, The Answer Sheet Blog, commondreams.org, December 23, 2016.