В 2011 году я проходил медосмотр и неожиданно понял, что со мной что-то не так, когда помощник врача, который всегда осматривал меня, позвонил своему начальнику. Это произошло потому, что он столкнулся с серьёзными проблемами, как он вскоре мне объяснил, вернее проблемы оказались у меня. Результаты анализа моей крови показали, что я заражён вирусом гепатита-C. Гепатит-C – серьёзное, смертельно опасное заболевание, которое поражает печень и может привести к жировой дистрофии печени, циррозу печени и раку печени. Каждый пятый больной гепатитом-C в течение 20 лет умирает от заболеваний печени. Многие люди заражены этим вирусом. В США количество больных гепатитом-C оценивается в пределах 3-7 миллионов.
Пять лет назад эффективного лечения этой болезни не существовало. Интерфероновая терапия добивалась успеха только в половине случаев, а побочные действия были настолько изнурительными, что немногие пациенты могли выдержать многомесячные процедуры. Но на горизонте появилась надежда. Фармацевтические компании лихорадочно работали над созданием новых лекарств от гепатита, которые должны были стать эффективнее, с минимальным количеством побочных действий. Gilead Science первой добилась успеха, выбросив на рынок новые лекарства от гепатита-C: Harvoni в 2014 году и Sovaldi в 2015 году. Это были хорошие лекарства - более 90% пациентов, принимающих новые лекарства, смогли избавиться от вируса гепатита-C за три месяца, причём без побочных эффектов, которые делали невыносимой интерфероновую терапию.
Но была одна большая проблема: Gilead продавала одну таблетку за 1000 долларов или 84000 долларов при 12-недельном курсе лечения для Harvoni, и чуть дешевле для Sovaldi. В США нет механизмов, которые мешали бы фармацевтическим компаниям устанавливать цены на основе своей точки зрения на рынок. Скандально известного Мартина Шкрели можно называть плохишом фармацевтического ценообразования, но руководители Gilead заслуживают второго места в этом рейтинге. Gilead неплохо наварилась на продаже таблеток от гепатита-C, получая по несколько миллиардов каждый квартал. В конце прошлого года её актив составил 26 млрд. долларов, благодаря сборам с больных, страховых компаний и государства.
Для меня, как и для миллионов людей, покупка таких таблеток была нереальной. Мой тариф медицинского страхования, какое-то время, мог бы покрывать лечение, но только в случае серьёзного разрушения печени. Иными словами, я должен был ждать, когда болезнь доведёт меня до края могилы, и только тогда страховая компания согласилась бы частично оплатить моё лечение. (Только в прошлом месяце, под давлением правительства штата, 7 страховых компаний Нью-Йорка согласились оплачивать таблетки от гепатита-C для всех пациентов, а не только для тех у кого разрушена печень).
Была и другая проблема. По моему тарифу медицинского страхования, даже если бы моя страховая компания и согласилась оплачивать моё лечение, мне всё равно пришлось бы выложить из своего кармана 6000 долларов за таблетки. Но это спорный момент, так как моя страховая компания не собиралась платить ни цента за моё лечение, пока моя печень не разрушится до определённого предела. Таким образом, я был заражён смертельно опасным вирусом, но не мог купить лекарства, которые могли бы уничтожить его. Я оказался в ужасном положении, но был полон решимости найти выход. Спасение пришло из Индии.
В прошлом году Gilead подписала соглашение с Индией, по которому индийские фармацевтические фабрики могут производить свои аналоги таблеток Harvoni и Sovaldi и продавать их 101 развивающейся стране по «значительно сниженным ценам». Эти лекарства чрезвычайно необходимы для развивающихся стран, в которых вирусом гепатита-C заражены около 103 миллионов человек.
Я покопался в интернете и обнаружил, что аналог Harvoni индийской фармацевтической фирмы Natco продаётся под названием Hepcinat LP. В интернете можно найти несколько десятков посредников, с радостью готовых продавать эти таблетки прямо сейчас. Я навёл справки в горячие дни прошлой осени и обнаружил, что цены за курс лечения колебались от 500 до 2500 долларов. В конечном счёте, я решил обратиться к фирме под названием Care Exim, которая продавала таблетки за 1500 долларов. (Сейчас она продаёт эти таблетки существенно дешевле – 1050 долларов за полный курс лечения).
Однако, у меня было чувство ненадёжности. Я имел дело с неизвестными интернет-продавцами, которые жили на другой стороне планеты. Они не принимают наши кредитные карты (они потребовали оплату через банковский перевод) и им не нужен рецепт для продажи лекарства. Они отправляют эти лекарства в США, хотя это нарушает таможенные правила США. И они запросто давали гарантии, что «не будет никаких проблем». Может это мошенничество? Может я куплю поддельные таблетки? Эти вопросы возникали у меня в голове, при одновременном сравнении приемлемых цен на необходимые для меня таблетки.
И всё-таки я рискнул и перевёл им деньги. Посылка, невскрытая таможней, пришла через девять дней. В ней действительно были три баночки таблеток с этикеткой Hepcinat LP производства Natco с гарантийным обязательством и даже с инструкцией по применению. Я пил таблетки 83 дня (одну таблетку я сохранил на всякий случай для возможного тестирования). Потом подождал пару недель, пошёл к врачу и сдал кровь на анализы. Через неделю мне сказали, что у меня не обнаружено вируса гепатита-C. Я вылечился.
Я очень доволен этим, но весь мой опыт общения с американской медицинской системой и с фармацевтическими корпорациями вызывает у меня чувство тошноты. У меня была медицинская страховка, но она оказалась бесполезной. Чёрт, я мог бы слетать в Индию и прожить там три месяца, принимая таблетки, и это стоило бы мне значительно дешевле, чем покупка Harvoni по моей медицинской страховке, если бы моя печень была достаточно разрушена.
И ещё эта корпорация Gilead. Она даже не стремится совершенствовать Harvoni. Она просто купила за 11 млрд. долларов компанию, которая проводила эти исследовательские работы. Есть нечто отвратительное в этом. Многомиллиардная прибыль была бы приемлемым возвратом инвестиций, но Gilead итак собирает бешенные деньги со всех нас через огромные цены на таблетки, страховые взносы и налоги, которые уходят на Medicaid. Конечно, если вы покупаете индийские таблетки Hepcinat, Gilead тоже получает лицензионные отчисления, но эта прибыль уже не такая бешенная, какую она получает благодаря беспомощности правительства США. Кроме того, вы тем самым экономите десятки тысяч долларов, вылечиваясь от гепатита-C.
Источник: How I Got the $84,000 Hepatitis C Drug For $1500 by Buying It From India, Phillip Smith, AlterNet, May 5, 2016.