Смысл государственного регулирования – вмешательство в конфликты интересов между финансовой выгодой и общественными интересами, которые возникают у компаний и частных лиц.
В большинстве стран, кажется, понимают это, но не у нас. Мы наблюдаем длительный процесс передачи власти от правительства Соединённого королевства (СК) частному бизнесу через политику и новые законы.
Последняя капитуляция перед бизнесом – в области защиты животных. Со следующего месяца положения о защите животных будут составлять и редактировать представители птицеводства. Например, на птицефабриках подрезают клювы цыплятам, чтобы они не клевались. В нынешнем положении требуется, чтобы клювы только притуплялись высококвалифицированными сотрудниками под дополнительным контролем. Теперь бизнес отредактирует это положение под себя. Аналитики делают выводы, что саморегуляция положений ведёт к ухудшению ситуации.
Тот факт, что это прошло тихо, показывает понимание бизнеса, как относится общество к дерегулированию – общественные симпатии тяготеют к защите общества и природы. Когда корпорации попытались организовать сбор общественных предложений о пересмотре регулирования, то он закончился требованиями усиливать регулирование, а не ослаблять.
Последствия этого весьма реальны. Скандал с Volkswagen, в котором автомобильная компания сознательно пренебрегла положениями об автомобильном загрязнении воздуха, показал, что слабое регулирование и нехватка государственной власти могут привести к корпоративным злоупотреблениям и, в конечном счёте, к смертям людей. На прошлой неделе стало известно, что правительство СК отказалось от выборочной проверки автомобилей на загрязнение окружающей среды по принятым пять лет назад положениям.
Единственный способ, с помощью которого наше правительство может убеждать нас – ложные заявления, что защита общества и природы – досадный бюрократизм. Политические решения, принимаемые в интересах бизнеса, сопровождаются пропагандой о свободе от бюрократии.
Но разве забота об уменьшении боли травмированных цыплят – это бюрократизм? Или может быть бюрократизм – защита детей от ядовитых автомобильных выбросов? Я так не думаю.
Эта передача регулирования, начавшаяся с птицеводства, расширится и на производство мяса. Но проблема не только в наших продуктах питания. Это очередной шаг на долгом пути дерегуляции, которая угрожает главным демократическим принципам. Государство должно принимать политические решения в интересах всего общества, а не только бизнеса.
Источник: Deregulation – Putting the fox in charge of the henhouse, neweconomics.org, truepublica.org.uk, March 30, 2016.