Американцы, наконец, стали понимать, что плохая еда не подходит для них, и продовольственная промышленность чувствует, что под ней горит земля. Последняя тема номера Bloomberg Businessweek «Они огррромны» стала преждевременным панегириком тигру Тони, в котором любимый талисман изобразили в спортивном противогазе.
Продовольственные корпорации больше не отрицают, что генеральный директор Campbell Soup Дениз Моррисон признала монументальную проблему пристрастия потребителей к здоровой еде, которые начали подозревать, что в банках с её супом невозможно обнаружить ничего здорового. Моррисон назвала это «искусственно созданным недоверием к так называемой Большой Еде – большим продовольственным компаниям и традиционным торговым маркам, которые хорошо раскупались потребителями на протяжении долгих лет».
Услышав расстроенный плач Моррисон, журналист в области еды и фермерства Том Филпотт изумился: «Неужели эра нездоровых продуктов подходит к закату?»
На это я ответила бы: может быть. Но может быть, они просто хотят, чтобы мы верили в это.
Правда в том, что продукты Большой Еды не сметаются с полок магазинов, как было раньше. Как пишет Филпотт, многие продавцы полуфабрикатов (владельцы таких марок как Reddi-Wip, Chef Boyardee, Oscar Mayer deli meats и Velveeta cheese) сообщают о вялых продажах и сокращении прибыли, а Kellogg пытается бороться с резким спадом, переходя на новую продукцию с акцентом на более простые ингредиенты. Кроме того, на протяжении последнего десятилетия постоянно сокращается количество калорий, потребляемых американцами из лимонадов. Новые диетические рекомендации поддерживают стремление к здоровому питанию на основе высокого содержания растительных продуктов и низкого содержания продуктов и напитков с сахаро-заменителями. Предлагается даже ввести новые налоги для поддержки такой диеты.
Тем не менее, существуют признаки, что мы менее просвещены, чем хотелось бы верить. Например, существует огромная проблема американского перекуса, который превратился в постоянную жрачку. В прошлогоднем опросе Нильсена 91% американцев ответили, что они каждый день едят обработанные продукты, 25% делают это 3-5 раз в день, а 17% ответили, что закусывают ими чаще, чем год назад. Продовольственные компании заявляют, что они «сильно сфокусированы» на позитивной тенденции рынка. Мы хотим есть здоровую еду, но мы всё ещё хотим много есть – и это открытое приглашение для Большой Еды продавать нам то же самое дерьмо, с минимальными улучшениями.
Я подумала обо всём этом, жуя «здоровую закуску», присланную мне через службу доставки под видом «полезной», «полностью натуральной» еды – одну из тех порций фруктовых чипсов или ореховых смесей, доставляемых на дом. Эти продукты, конечно, лучше пончиков, но они не столь полезны как натуральные яблоки. А ещё лучше было бы, сдержать искушение, потерпеть пару часов и не засовывать в рот всякую бяку. Это и моя собственная проблема, конечно. Но не только я, но и эксперты считают, что наши проблемы с питанием, отчасти, связаны с привычкой немедленного удовлетворения желаний. Доступность закусок подталкивает нас на неверный путь.
Нездоровые продукты и связанные с ними огромные деньги не обязательно должны исчезнуть. Они приспосабливаются. Вот только один пример: мы не доверяем кукурузному сиропу с высоким содержанием фруктозы, поэтому продавцы пытаются убедить нас, что продукты с «настоящим» сахаром более натуральны, хотя оба типа сладкого вещества одинаково вредны для здоровья. Тем временем, обработанная сладкая агава с высоким содержанием фруктозы рекламируется как чрезвычайно полезный продукт.
Хотя сейчас агава впадает в немилость, в очередь на продажу выстраиваются и другие подсластители. «6-7 лет назад мы начали отмечать высокое содержание концентрированных фруктовых соков во множестве продуктов», - сказал в интервью Atlantic профессор Университета Северной Каролины Барри Попкин. Он сказал, что сок тоже содержит сахар, поэтому он не менее опасен для здоровья, чем другие продукты с сахаром. Попкин сказал, что люди ошибочно считают такие продукты «натуральными». Вероятно.
Новый диетический доклад, как бы там ни было, рекомендует только 10% ежедневных калорий потреблять из сахаросодержащих продуктов – это примерно 12 чайных ложек в день. Это существенное снижение по сравнению со старой нормой в 22-30 чайных ложек в день. Иными словами, только потому, что мы отказались от продуктов Velveeta, не значит, что мы перестали есть нездоровую еду.
За границами США совсем другая песня. Даже если американцы пытаются просвещаться, наши производители закусок и лимонадов перенацелились на бедные страны, и тратят огромные средства на рекламу детских продуктов питания. Т.е. они продолжают продавать нездоровые продукты, только другим категориям людей.
Стремление к здоровому питанию и недоверие к Большой Еде – самые первые шаги, причём очень важно понимать, что слово «натуральный» может наклеиваться на вредные продукты, как например это делает корпорация PepsiCo. Следующим шагом должно быть максимальное сокращение потребления нездоровых продуктов, которые прибывают к нам от продовольственных корпораций. Марк Биттмен считает, что мы должны есть «больше растительной пищи, сокращая потребление калорий и сахара». Марк Поллан тоже призывает: «Ежьте, ешьте не очень много, ешьте растения» - это хороший лозунг для после-фаст-фудовой эры.
Я отказалась от доставки продуктов на дом. Думаю, что буду теперь ходить за продуктами на один из тех 8268 фермерских рынков, которые, по словам Филпотта, открыты по всей стране, и которые могут нанести сильный удар по Большой Еде.
Источник: The Sneaky Ways Big Food Is Marketing Junk As Natural and Healthy, Lindsay Abrams, Salon.com, AlterNet, February 28, 2015.